Достойное место для тухлой прессы |
|
Намедни с нападками в мой адрес в «Одноклассниках» выступил и Олег Фролов, корреспондент, длительное время работавший в муниципальной газете ДВК, и по сей день пописывающий туда же за гонорары. Этот репортер, плюс ко всему, возглавляет и городское отделение Союза журналистов России. Так что этот человек является «ярким» и показательным представителем современной пишущей братии.
Журналистов называют «четвертой властью», поскольку они обязаны формировать общественное мнение по злободневным вопросам современной жизни. Александр Пушкин говорил: «Глаголом жги сердца людей». Этот призыв можно применить и для настоящего репортера. Писатели - инженеры человеческих душ, - образно заметил товарищ Сталин.
Действительно, журналистика это творческая профессия и результатом творчества должна быть хоть какая-то публикация, которой можно было бы гордиться. Говорят, когда Александр Сергеевич был доволен своим произведением, он восклицал: «Ай да Пушкин! Ай да с-кин сын!».
Демонстрировать свои успехи - естественное желание каждого творческого человека. Например, ювелир Карл Фаберже не стеснялся демонстрировать свои «яйца». Но среди творческих личностей попадаются суперскромники, которых нужно чуть ли не принуждать к демонстрации своих творений. Спроста ли подобная скромность?
Трижды, как в русских сказках, я обратился к газетчику Фролову с просьбой продемонстрировать хоть какие-нибудь образчики своих репортерских талантов. Увы, он не смог представить ни статью, ни что-либо иное. Что ж, у председателя городского журналистского сообщества есть хорошие перспективы стать очередным безликим лауреатом краевого конкурса «Золотое перо», поскольку сейчас в чести лишь безликие и угодливые «поэты».
У пишущей братии есть своя специализация. К высшей категории относятся журналисты-расследователи. В Хабаровском крае, несомненно, некоронованным мэтром в данной сфере является, по мнению многих профессионалов пера и интернет-пользователей, Юрий Ковалев.
Подмастерьями этого ремесла являются, как известно, невидимые собкоры-хроникеры, бегающие по официальным пресс-конференциям, хватающие зубами на лету административные пресс-релизы, угодливо комментирующие власть имущих и разворотливых бизнесменов, пишущие по принципу, что начальники скажут - то и пишу.
Такие деятели пера и сохраняют уверенность россиян в том, что журналистика вместе с проституцией являются древнейшими профессиями. Возвеличивать успехи вождей Атиллы, Рюрика, Михалева, Климова в надежде, что им перепадет что-то с барского стола - основное их предназначение.
В последнее время русский язык обогатился неологизмом - «хрень», который по своему смыслу является синонимом слова «ерунда». Сотрудников газеты «Дальневосточный Комсомольск» можно по аналогии назвать словом «хреникёры», т.е. писаки, заполняющие новостной вакуум сообщениями о разной хрени.
Событие номер один в наступившем новом году - это конечно возбужденное уголовного дела в отношении начальника управления архитектуры и градостроительства городской администрации Игоря Шустрова. Такого экстраординарного случая не было в моем родном городе, как минимум, четверть века. И что же муниципальный рупор вещает об этом событии? Молчит, как неизлечимый глухонемой.
В груди еле-еле теплилась надежда, что ростки жизни и журналистки прорастут в управляемом чиновниками издании с приходом нового главного редактора Вадима Солина. Его интервью, в связи с восхождением на трон ДВК, вселяло такие иллюзии. Летят годы, меняются главреды, а газета Дальневосточный Комсомольск словно застыла, замерла в своем перманентном прозябании.
Читая материалы журналистов-«хреногрофов» под руководством экс-редакторов Анатолия Кикотя, Людмилы Елисеевой, Альберта Ахметшина, а сегодня и полосы под управлением очередного шефа ДВК Вадима Солина, создается впечатление, что у них был один учитель по фамилии Скука-Беспросветная.
Газетные страницы могут быть пищей для народного ума, сигналом для власти, импульсом к развитию общества. Или наоборот, как в «Дальневосточном Комсомольске». Информация, представленная журналистом, должна побуждать к ответу не извечные вопросы. «Быть или не быть»? «Тварь я дрожащая, или право имею»? А у нас?
Местечковая газетка «Старгородская правда» сообщила: «Вчера на площади Ленина попал под лошадь гражданин Остап Бендер. Потерпевший отделался легким испугом». Великий Комбинатор требовал от газеты опровержения: это извозчик отделалась легким испугом. Зато Комсомольские «хреникеры» в своих хрониках не удосуживаются даже указать фамилии местных авантюристов, опасаясь претензий от расплодившихся бендеров.
Представим себе такое событие - сдохла лошадь. Журналист-расследователь, следуя профессиональным принципам, в обязательном порядке докопается до глубин этого явления. Почему у организации нет денег на содержание животного? Почему не чистили дороги к заметенной снегом конюшне? Почему работникам фермы платили маленькую зарплату? И множество других «почему».
Писаки главной муниципальной газеты не настроены вскрывать нарывы городской жизни. Когда происходит такое событие как смерть лошади, они объясняют читателям, что бедная лошадка устала и легла отдохнуть, при этом закрыла глазки. А почему воняет? Резонный вопрос. Так она спит, и себя во сне не контролирует. Пукает потихоньку.
В жизни всегда есть место подвигу, заявлял кто-то из великих. В современной России быть журналистом в истинном смысле этого слова - это уже и есть подвиг. Но, к сожалению, нести такой крест мало кто согласится.
Поэтому «звезда» Юрия Ковалёва, наверное, так и будет одиноко светить, пробуждая еженедельно своими разоблачениями надежду исчезающим год за годом обитателям нашей муниципальной угасающей галактики.