Хабаровчан спасает кета. Фото Сергея Балбашова
Хабаровчан спасает кета. Фото Сергея Балбашова
Общий экономический спад в сырьевом секторе дошел и до рынка рыбы. Цены на обезглавленный и потрошенный (Н & G) минтай упал до рекордно низкого уровня. В январе цена за тонну минтая составила $ 1150. При этом в прошлом году данный продукт стоил $ 1550 / т, а полтора года назад максимальная цена составляла - $ 1700. В чем причины такого резкого спада, и каковы убытки компаний, а также российского бюджета от этого?
 
Проблемы Китая, конечно, ударят по карману российских рыбаков, но не все так плохо. Ведь мы поставляем минтай по всему миру - в Европу, Корею, Японию и в случае затяжного экономического спада в Китае - всегда можно перенаправить потоки на другие рынки.
 
Например, как стало известно из последних новостей, Русская Рыбопромышленная Компания договорилась с вьетнамской Hung Vuong о поставках до 20 тысяч тонн рыбы ежегодно. Кроме того после объявления продуктового эмбарго, в России вырос спрос на этот продукт и как следствие увеличились поставки. Однако проблемы китайского рынка представляют немалый интерес.
 
Еще в декабре цены на поставляемый в КНР российский Н & G минтай были на уровне $ 1 280 - $ 1300 за тонну, тогда как за несколько недель до этого цена держалась на уровне $ 1500 /т. Причин удешевления несколько, но главная родом из Китая - крупного производителя продукции из минтая.
 
Началось все с финансовых проблем крупнейшей китайской компании Pacific Andes (которую в 2013 году РФ обвинила в незаконном контроле российских компаний). 26 ноября крупнейший банк Великобритании, кредитор China Fishery Group (дочерней компании Pacific Andes) подал запрос о ее ликвидации в связи с потерей платежеспособности.
 
В декабре прошлого года партнеры Пасифика, осуществляющие с ней по контракту переработку минтая, подали финансовые иски с претензиями к компании. Финансовые трудности такого гиганта как Пасифик Андес могут означать череду банкротств многих предприятий, которым компания поставляла закупленный в России минтай.
 
Например, в прошлом году крупнейший китайский производитель блочного филе минтая  Qingdao Yilufa Group полностью остановил производство. В компании это объясняли финансовыми сложностями. Другой крупный переработчик - Qingdao Longyuan Aquatic Products - рассказал об ограничении выпуска филе минтая.
 
Следующая причина ценовых колебаний - увеличение российского ОДУ (общедопустимого улова) для минтая до 1,84 в 2016 году, по сравнению с 1.72 млн. т в 2015 году. После того, как итоги рыбодобычи в этом году превзошли ожидания, государство решило увеличить квоты для рыбаков на будущий год. Для  потребителей это конечно хорошо -  вырастут поставки и на внутренние рынки, ценник на рыбу, возможно, поползет вниз. Но говоря об экономике наших компаний, снижение стоимости экспортного продукта весьма неблагоприятно.
 
Следующий немаловажный фактор - сезонный. Как отмечает Илья Власенко, директор по корпоративным коммуникациям Русской Рыбопромышленной Компании, в Китае в эти дни наблюдается значительное снижение спроса на рыбу.
 
«Сезонные колебания рыбы являются традиционными, и как показывает статистика, перед китайским Новым Годом цены снижаются - китайцы рыбу не покупают. Конечно, уровень не пиковый - но не надо забывать, что общий тренд мировой экономики - понижательный», - комментирует Власенко.
 
По-хорошему, России нужно постепенно снижать уровень экспорта сырья и сосредоточится на добавочной стоимости внутри страны, чтобы так сильно не зависеть от «тормозов» соседей. Ведь поставлять обработанный продукт гораздо выгоднее. Об этом, кстати говорил и президент на заседании Госсовета, указывая на статистику, которая показала, что 90% рыбы экспортируется в сыром виде.
 
Как отметил глава Росрыболовства Илья Шестаков, удельная стоимость одной тонны экспорта из стран со схожей ресурсной базой превышает российскую примерно на одну треть. По подсчетам Ведомостей, экспорт минтая приносит российским рыбакам до $1,5 млрд. в год. Но если цена в $ 1150 за тонну сохранится в 2016, то по итогам года российские компании недополучат около $ 350 млн. и с этим нужно что-то делать.
 
Когда в 2018 году заработает система субсидирования строительства флота, крупные рыбодобывающие компании начнут спускать на воду современные судна, которые смогут создавать добавочную стоимость прямо на палубе за счет наличия перерабатывающих мощностей. Это и будет означать начало нового века в нашей стране.
 
Уже сейчас от организаций поступило 30 заявок на строительство более 80 судов, следует из данных Росрыболовства.  Сейчас добавочная стоимость на продукт формируется в основном за границей, но «квоты господдержки» по ожиданиям должны изменить эту практику. Кроме того, выкарабкаться из сырьевой ямы поможет современный рыбный кластер на Дальнем Востоке, который обещают построить уже несколько лет.
 
Занимаясь переработкой, мы увеличим выручку от экспорта, а тем самым повысим поступления в бюджет. В конечном счете, выиграет и потребитель, ведь сейчас переработанная рыба идет преимущественно из-за границы. Получать же продукт «из первых рук» будет дешевле.
 
Макс Фишман,
главный редактор портала «Где рыба?»