Ночной Сингапур |
|
Для начала разберемся с «умным городом». Что главенствующее: технологии, системы безопасности или социальная парадигма? Т.е. наш извечный вопрос - бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? Экономист Карла Маркс склонялся, как известно, к первому варианту, философ Николай Бердяев - ко второму. А как на практике?
На конференции как раз обсуждались все эти проблемы, в том числе, имитировали и прогнозировали развитие «умных» территорий (городов) в рамках моделей разных стран и регионов, а также искали необходимый для этого финансовый инструментарий - банковский, инвестиционный, страховой.
В своих выступлениях докладчики касались специфических проблем, характерных для тех или иных стран, в частности обсуждению подлежали вопросы текущего состояния экономики, моделирование развития общемирового тренда «умный» - город, территория, регион, страна.
Общепризнанный факт: формирование интеллектуальных территорий, становление «умных городов» делают жизнь горожан комфортнее и безопаснее, создают предпосылки для привлечения инвестиций, развития туризма и, наконец, создают синергию этих процессов.
Каждый город по-своему уникален, но алгоритмы трансформации в «умный город», идентичны. Это, прежде всего, автоматизация обеспечения социальных, логистических и коммуникационных сфер деятельности некого сообщества (город, территория, поселение и так далее).
Причем, на первый план при создании таких территорий всегда выступают программы внедрения алгоритмов, математических подходов и методов, соответствующих программных средств, связанных с оптимизацией и управлением процессами.
На дискуссионных площадках конференции отмечали, что темп экономического роста территории (региона, города) перестает быть самоцелью. Ее место занимает качество окружающей среды. Сама среда, т.е. бытие становится экономическим капиталом, а не только территорией, где дислоцированы банки, морские порты и компании, производящие денежный поток. А где же создание, где сам человек?
Ярким примером является Сингапур, город, напичканный сложными технологическими инженерными системами крупнейших компаний мира - IBM, Siemens, Dell, Intel, Cisco Systems, Yahoo, Oracle, SCSK и др.
У Сингапура нет нефти. Есть только выгодное географическое расположение, и есть трудолюбивые люди с мощной прослойкой креативного класса.
Опять же, если посмотреть, какие страны сделали больше всего для повышения уровня жизни своего населения, то это далеко не обязательно будут нефтяные державы.
Сингапур пестует сегодня экономику, хотя различные города мира экспериментируют с проектами «умный город», занимаясь технологиями для решения таких вопросов, как освещение улиц, установка камер, вывоз мусора, управление светофорами и автобусами. Сингапур же включил несколько иное видение в понятие «smart» («умный»).
Это видение включает воедино завоевание в мировых рейтингах соответствующих мест среди университетов, медицинских учреждений, многомиллиардные инвестиции в исследования-развития (R&D), привлечение технологичных стартапов и предпринимателей со всего мира, чтобы использовать имеющиеся и создаваемые инфраструктуры Сингапура как «живую лабораторию».
Это также объясняет, почему Сингапур упор делает на культивирование экосистем со стандартом высокого класса, а также выработку методов защиты безопасности и неприкосновенность частной жизни. Т.е в глобальном разделении труда человечества это островное государство как бы взяло на себя инициативу в решении сложных проблем с целостным подходом.
Между 2005 и 2013 гг., количество стартапов в Сингапуре удвоилось, с 24 000 до 42 000. Результатом стало то, что 40 процентов стартапов в Юго-Восточной Азии приобретаются Сингапуром.
Почему это видение получило начало в Сингапуре? На мой взгляд, ответ заключается в том, что его руководство первыми смогло сделать прогнозы и предвидеть мегатенденции, которые уже сейчас влияют и на Сингапур, и на мир, признавая необходимость действовать, с тем, чтобы хорошо позиционироваться в будущем.
Именно поэтому в мае 2005 года правительством Сингапура был утвержден генеральный план развития IN2015 (расшифровывается как «Intelligent Nation-2015» - «интеллектуальная нация»).
В плане десятилетнего развития были сформулированы всего шесть главных целей: стать государством №1 в мире в освоении инфокоммуникационных (InfoComm -информационных и коммуникационных) технологий, в два раза увеличить инвестиции в InfoComm-отрасль до $26 млрд, в три раза увеличить экспорт InfoComm - продукции до $60 млрд, создать 80 тыс. дополнительных рабочих мест, охватить 90% домохозяйств широкополосным Интернетом и наконец сделать 100% доступ к компьютеру домохозяйств, где есть дети школьного возраста.
План iN2015 позволил добиться небывалого прорыва в развитии телекоммуникационных технологий, способствовал возникновению широкой прослойки профессионалов инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и вызвал «цепную реакцию» преобразований в экономике, государственном управлении и обществе.
Пять лет подряд, начиная с 2009 года, Сингапур занимал первое место в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства университета Васэда.
В 2014 году страна уступила лидерство США, но в 2015-м вернула его себе.
Четыре года подряд Сингапур занимал второе место в индексе сетевой готовности (Networked Readiness Index), публикуемом в глобальном отчете по информационным технологиям Всемирного экономического форума, а в этом году вышел на первое место.
Промежуточные достижения iN2015 способствовали тому, что год назад 24 ноября 2014 года премьер-министр Ли Сянлун (Lee Hsien Loong) сделал заявление о переходе государства Сингапур на новую стадию развития - «умная нация Сингапура» (Smart Nation Singapore). Вот так «скромно», но и амбициозно!
На первый взгляд напыщенная, в азиатских традициях, формулировка, по факту предполагала вполне конкретные действия: «...мы используем все ресурсы нашего административного аппарата, населения и компаний, чтобы сконцентрироваться на крупных, сложных проблемах, на вещах, которые важны для нас и наших жителей. Так что это не просто технологическое баловство (концепт «умная нация». - Прим. Авт.), а идея, которая может реально изменить жизни людей к лучшему», - заявил тогда на «Founders Forum Smart Nation Singapore Reception» премьер-министр Сингапура.
Концепция «умная нация» носит практический характер и позволяет Сингапуру ежечасно и ежедневно превращаться в ультрасовременный город, «город будущего». И хотя прогресс в IT-сфере воспринимается гражданами Сингапура как будничное явление, появление «умной нации» стало уже неизбежным фактором, тем более, что большая часть пути по ее созданию уже пройдена.
Вообще в метафоре «Умный город» (Smart city) заложена идея, которая реально изменяет жизни людей к лучшему, повышает качество жизни людей, решает вопрос рабочих мест и повышает (!!!) степень сплоченности общества.
Технологии - это всего лишь инструмент. Т.е. в глобальном масштабе парадигма «умный город» - уже сформировавшаяся мировая тенденция, которая помогает самоорганизации бизнеса и людей с помощью технологических решений.
Примером, пожалуй, служат реализованные в Сингапуре национальные IT-проекты в социальном секторе: в школах, больницах, государственных учреждениях.
Весь спектр услуг, осуществляемых в Сингапуре, базируется на электронной платформе. В режиме он-лайн можно найти информацию или пожаловаться на плохое обслуживание в государственных учреждениях, в режиме он-лайн можно оплатить налоги, «рассчитаться» с государством, не выходя из дома, создать компанию за 15 минут, через интернет можно выбрать школу для своих детей, забронировать спортзал, сделать себе паспорт или визу. Все воспринимают это как должное - ведь в Сингапуре все работает именно так. Это не просто удобно, но и гораздо более продуктивно и эффективно.
Вообще многие города в мире, следуя стандартному ходу технологического прогресса, стараются быть «умными»: Шанхай, Далянь, Чанчунь, Сеул, Пусан, Инчхон, Токио, Ниигата. Но, как отмечали на конференции, электронные системы взаимодействия (электронная инфраструктура), сами по себе являются всего лишь необходимым и самым первым шагом к «умному городу». Предоставить возможность населению активно «коммуницировать» - это задача немного посложнее.
В свое время Ли Куан Ю (Lee Kwan-Yew; 李光耀) ставил перед собой задачу постоянно искать пути создания в Сингапуре таких условий, при которых в государство будут стекаться бизнесмены со всего мира, чтобы основать здесь свои компании. Ведь привлечь в страну бизнес (а значит деньги!) - это огромная комплексная программа, куда, по мнению правительства Сингапура, гармонично вписывается схема конструирования «умной нации»!
Социальная инженерия? Или востребованный «первой экономикой» мира социальный заказ процесса создания, модернизации и воспроизведения новых (искусственных) социальных реальностей? Время рассудит.
Но ведь согласитесь, что одно дело - предлагать иностранным компаниям заманчивые преимущества, освобождая от налогов на пять-десять лет, открывать новые фабрики, разрабатывать и внедрять новые технологии, экспортировать товары по всему миру. Совсем другое - полностью уничтожить в стране коррупцию, бюрократию, направить денежные ресурсы туда, где они необходимы, чтобы страна развивалась, и распределять государственные деньги таким образом, чтобы улучшилась жизнь людей.
Как отметил в своем выступлении на конференции один из чиновников дивизиона экономики Министерства торговли «...в стране сильная законодательная база по борьбе с коррупцией, которая исключает проблемы в отношениях частного бизнеса и государственного сектора. Никто не может быть выше закона! И все равны перед законом. Руководство страны подает пример жесткой борьбы с коррупцией и отчитывается перед народом за проведенную работу. Кроме наличия определенной правовой базы, только честное руководство может задавать тон этой борьбе».
И еще хотелось бы обратить внимание на один ключевой момент, непосредственно связанный с парадигмой «умной нации». Это - образование, куда входит безусловным фактором воспитание в гражданах Сингапура честности и финансовой ответственности, создание таких условий работы и жизни, чтобы обеспечить интерес налогоплательщиков к обучению обращения с деньгами, и аккуратному отношению к государственному фонду (зданиям, сооружениям, метро, транспорту и различного рода оборудованию - датчикам, камерам, сенсорам и др.).
По сути, одной из задач образования в Сингапуре ставится не просто обучение, но и повышение «качества населения». Отсюда вытекает и другое - рост качества населения, его образованности, социальной зрелости и ответственности, в свою очередь дает искомое - значительное повышение качества (уровня) жизни этого самого населения.
На конференции был анонсирован очередной генеральный план развития информационно-коммуникационных технологий Сингапура, рассчитанный до 2025 года (Infocomm Media 2025 Masterplan) в рамках общей задачи создания «страны будущего».
Документ начинается со слов (перевод мой дословно) «...цель генплана - сделать граждан Сингапура умной нацией, которая станет мировым лидером в области информационно-коммуникационных технологий и будет способствовать раскрытию талантов людей и вдохновлять их на создание инновационных предприятий».
В числе важных составляющих плана выделю только две из них. Первая это «...необходимые комплексные мероприятия по развития компьютерного мышления, как способности нации», где речь идет о формировании у людей навыков решения различных проблем с помощью компьютерных технологий. И вторая - создание ключевых защищенных компонентов IР-ядра в единой инфраструктуре, объединенной миллионами датчиков (дорожные датчики, камеры наблюдения, системы безопасности, системы предупреждения стихийных бедствий (наводнений), медицинскими средствами наблюдения за пациентами и т.д. с пропускной способностью сети 10,0 Гбит/с.
«Живая лаборатория» мирового уровня Сингапур сегодня позиционируется как страна ярких возможностей и лучших технологий в IT - отрасли среди стартапов и инвесторов. Это место, где пытаются предвидеть будущее и сделать что-то для этого.
Манифестом конференции выступили своевременно сказанные одним из участников слова о том, что в экономически сложные времена всегда происходит поиск новых парадигм с одновременной выработкой антикризисных стратегий по развитию территорий государств, городов. Это один из инструментов гибкости, о котором порой забывают. Это вообще нужно делать не только в кризис, но в кризис - особенно. С этим стоит согласиться!
Остался только один вопрос: почему вдруг Сингапур по The Legatum Prosperity Index* оказался в подкатегории по личной свободе на 38-м месте? Но, быть может, на это не стоит обращать внимание стране, находящейся на 1 месте в экономике?
А как такой космополитичный центр, как Сингапур, справляется с ксенофобией, как решается проблема иммиграции?
Отметив в этом году полвека независимости, или, как выразился Ли Куан Ю, т.н. «прыжка из третьего мира в первый», следует признать, что этот прыжок не был бы осуществлен без помощи мигрантов, непосредственно создававших чудо-государство Сингапур.
На протяжении своих 50 лет Сингапур эволюционировал в крупного производителя электроники, мировой центр торговли.
Из-за дешевизны иностранной рабочей силы (как следствие - низкая себестоимость продукции) спрос на привлеченных работников увеличивался и иммиграционные правила смягчались. Но это привело к определенному недовольству элит и населения Сингапура.
В Сингапуре весьма толерантное общество (около 40% проживающих - иммигранты, если не в первом, то во втором-третьем поколении), тем не менее вопросы национальной идентичности граждан весьма обострились. Что вынудило правительство в последнее время идти по пути «доброкачественного космополитизма», регулируя этот процесс социальными, экономическими и политическими рычагами.
Вопрос «национальной идентичности» с завидным постоянством муссируется в массовом сознании населения островного государства при подготовке и во время выборов. Порой миграционная политика правительства создает проблемы для местного населения в сфере трудоустройства, образования, жилья, порождает опасения возможным перенаселением города-государства.
Но, тем не менее, власти начали предпринимать весьма эффективные меры, для того чтобы снизить приток иммигрантов, потому как большое их количество могло бы привести к перенаселению, росту цен на недвижимость.
Однако эти «эффективны меры» меры ни в коем случае не ограничивают иностранцев в поиске работы или же возможности создания своего бизнеса в Сингапуре.
Правительство вносит непрерывно корректировки и становится все более избирательным к иностранной рабочей силе, и поэтому высококвалифицированные иностранные заявители открывают свои фирмы, работают и живут в Сингапуре.
При этом каждое заявление на получение рабочей визы оценивается на основе таких факторов, как уровень образования, профессиональный опыт и уровень заработной платы заявителя. Различные виды рабочей визы имеют различные требования к минимальному уровню заработной платы заявителя.
Если же заявитель открывает свой собственный бизнес в Сингапуре вместо того, чтобы работать на работодателя, то основным фактором для получения «визы предпринимателя» будет бизнес-план компании. Политика в отношении иммиграции Сингапура направлена на укрепление статуса лучшей рабочей силы в мире. Наверное поэтому страна постоянно возглавляет список HSBC’S Expat Explorer Survey «Страна с самым высоким заработком иммигрантов».
Вообще для некоторой части общества очевидным кажется (имея в виду вектор развития Сингапура и то, что это государство-остров) уменьшить приток иммигрантов. Но тут есть проблема: модель развития сегодняшнего государства Сингапур опирается на использование привлеченных экспатов, талантливых людей со всего мира и огромного количества иностранных рабочих, которые работают на производственной инфраструктуре государства (заводы, фабрики, строительные мощности).
Правительство пытается изменить такую модель развития, чтобы сократить зависимость от иностранных рабочих (например повышение уровня заводской готовности в строительных процессах), но пока радикальных сдвигов и снижения зависимости от иммигрантов (именно рабочих специальностей) не произошло.
Около двух лет назад правительство сократило квоты привлечения иностранной рабочей силы, после чего промышленный гигант Keppel Corp Ltd (KPLM.SI), один из крупнейших в мире по постройке шельфовых буровых платформ, заявил о своей готовности инвестировать в зарубежные предприятия, чтобы увеличить производственные мощности, т.к. не в состоянии удовлетворить свои потребности в рабочей силе на местном уровне.
Закрытие дверей иностранным рабочим приведет к коллапсу развития государства, т.к местным компаниям, имеющим долгосрочные подряды, постоянно требуются рабочие. Поэтому поиск компромисса будет бесконечной дилеммой любого правительства островного государства Сингапур.
Как сказал совсем недавно премьер-министр Ли: «...некоторые сингапурцы все равно чувствуют, что Сингапур меняется слишком быстро, и не думаю, что они будут против несингапурцев. Какой бы вариант мы ни выбрали в отношении иммиграции все равно он будет болезненным для экономики страны. Тем не менее, я считаю, что я делаю то, что нужно. Это моя ответственность».
По сути, Сингапур, насколько можно понять, достойно принял цивилизационный вызов, встающий сегодня перед многими странами мира, в т.ч. и Россией, Дальний Восток которой сегодня собираются вновь заселять за счет приезжих из бывших братских республик СССР.
Как справилось с проблемой обеспечения качественной иммиграции островное государство-город - уже известно. Как справится с точно теми же проблемами Россия, сумеет ли сформировать на Дальнем Востоке элиту, качественное население, способное развивать регион и делать все для сохранения этих территорий в составе России?
Пока ответа на этот вопрос не существует. Более того, все происходящее в последнее десятилетие на дальневосточных рубежах Родины оставляет мало поводов для сколько-нибудь оправданного оптимизма.
Да, в эти территории вкладываются достаточно значительные деньги (хотя пока и несопоставимые с инвестициями царей и советского правительства), вот только жить на этих территориях становится все труднее и труднее.
Более того, на фоне победных реляций о росте числа приезжающих в тот же Приморский край, весьма неприглядно смотрится статистика отъездов.
Тут ведь надо оценивать не только количественные, но и качественные показатели миграционных процессов.
Как показывает практика, сегодня Дальний Восток покидают прежде всего активные представители - социально и экономически деятельные люди, как правило, с высшим образованием, высокой профессиональной квалификацией и опытом работы, недовольные доступными им сегодня возможностями.
Приезжают же - за крайне редким исключением - пассивные наемные работники, нацеленные на занятие прежде всего рабочих мест, требующих низкой квалификации и с невысоким уровнем оплаты труда.
Напоследок скажу еще вот о чем. Буквально несколько дней назад прочитал о том, что российское правительство планирует оказывать переселенцам на Дальний Восток финансовую поддержку, чтобы стимулировать людей приезжать сюда. На мой взгляд, лучше бы власти всерьез задумались о том, чтобы оказывать соответствующую поддержку нам, здесь живущим, чтобы у нас не появлялось желания навсегда уехать отсюда.
Александр Ивашкин,
председатель Лиги финансовых институтов (Владивосток).
*Британский аналитический центр Legatum Institute (подразделение международной инвестиционной группы Legatum) в конце октября опубликовал индекс процветания стран мира (The Legatum Prosperity Index) - это комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их благополучия и процветания.
Согласно данному исследованию, экономика Сингапура занимает первое место в рейтинге из 142 стран, следом идут Швейцария, Китай, Норвегия и Германия.
Для оценки «Legatum Prosperity Index» берутся экономические показатели (ВВП, доходы населения), а также менее точные критерии (например, итоги опросов об удовлетворенности жизнью).
89 критериев разбивают на восемь групп: экономика, бизнес и возможности, управление, образование, здравоохранение, безопасность, личные свободы, социальный капитал.
Используя 12 источников данных, в том числе опросы Gallup, аналитики выставляют странам оценки по каждому критерию от 0 до 10, а потом делают сводный рейтинг.
Сингапур сегодня - самая успешная в мире экономика, страна вошла в топ-20 всех категорий исследования, кроме подкатегории по личной свободе (38-е место) и социального капитала (25-е).