19 сентября 2015 года, в период избирательной кампании, Верховный Суд Республики Саха (Якутия) отменил отдельные положения республиканского закона «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» в части выдвижения и регистрации кандидатов. Это решение, если не по форме то по сути, ставит вопрос о легитимности муниципальных выборов в Якутии.
 
В 10 часов, в Верховном Суде Якутии прошло рассмотрение дела по иску Ирины Тарасовой о признании противоречащим и не соответствующим федеральному законодательству последнего предложения пункта 13 статьи 41 республиканского закона «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якуктия)».
 
Судья Верховного Суда Дьяконова иск удовлетворила и признала данные положения республиканского закона не соответствующими федеральному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». А так как иск был подан в период избирательной кампании, то рассмотрение дела шло в избирательном режиме с соблюдением сокращенных сроков.
 
Напомним, на последних муниципальных выборах в Якутии состоявшихся 13 сентября 2015 г., Ирина Тарасова выдвигалась кандидатом в главы поселка Ленинский Алданского района Республики Саха (Якутия). Все свои документы она оформляла в соответствии с республиканским законом и была зарегистрирована кандидатом в главы. Но в дальнейшем эти бумаги были оспорены в суде и, пользуясь разночтением республиканского и федерального законов, регистрацию отменили.
 
Как известно, массовые снятия кандидатов в Южной Якутии привели к тому, что на выборах народ воспротивился произволу и проголосовал «против всех».
 
Убедившись на собственном опыте, что разночтения в избирательном законодательстве сильно осложняют проведение выборной кампании, Ирина Тарасова подала иск в суд.
 
На процессе заявитель и ее представитель Ольга Мамаева сумели представить грамотную аргументацию, подкрепленную необходимой доказательной базой и, несмотря на противодействие прокуратуры и несогласие представителя Ил Тумэна, убедили суд в своей правоте.
 
Комментарий Ирины Тарасовой:
 
Хочу отметить, что я горжусь нашим правосудием и испытываю чувство удовлетворения от принятого решения. Теперь все кандидаты, которые идут самовыдвижением, и у которых не всегда есть глубокие знания закона или сильное юридическое сопровождение, могут пользоваться законом, нормы которого будут приведены в соответствие с федеральным законодательством. И таких случаев как у меня уже больше не будет.
 
Кроме того, это решение не позволит таким политтехнологам или, как пишут СМИ, «политкиллерам», как Максимов, пользуясь лазейками в законодательстве, с помощью технических кандидатов, снимать с выборов настоящих кандидатов, которые действительно идут на выборы, чтобы работать в поселках или районах республики.
Комментарий адвоката Ольги Мамаевой:
 
Решением удовлетворена. Полагаю, что теперь, после вступления решения в законную силу и устранения разночтения в законах, нечестных и непорядочных кандидатов станет немного меньше, и в республике будут проходить честные выборы.
В период избирательной кампании якутские чиновники говорили:
 
Важно, чтобы избиратели верили, что они голосуют согласно действующему российскому законодательству. Легитимность - это основа работы органов власти федерального, регионального, местного уровней. Она - основа устройства любого государства. Все делается для того, чтобы никто не усомнился в избирательной системе страны.
 
Теперь, после решения Верховного Суда Якутии выяснилось, что выборы в республике прошли по закону не соответствующему федеральному законодательству в одной из важнейших частей - в порядке выдвижения кандидатов. А раз у нас есть сомнения в законности выдвижения и регистрации кандидатов, то говорить о какой-либо легитимности прошедших выборов, на мой взгляд, просто смешно.
 
И, думаю, у избирателей есть все основания сомневаться в честности последних выборов и легитимности «избранных» муниципальных депутатов и глав.
 
Владимир Нифонтов,
yktimes.ru, 19.09.15
http://www.yktimes.ru/politika/skandal-v-yakutii-munitsipalnyie-vyiboryi-proshli-po-nezakonnomu-zakonu/#comment-48314