Ка-52 («Аллигатор») |
|
Ка-52, предназначенные в основном для выполнения задач по наземным целям, имели интегрированный бортовой комплекс, позволяющий обнаруживать цели на большой дальности и применять по ним управляемое оружие.
«К» - значит «корабельный»
В 2008 году генеральный конструктор ОКБ «Камов» Сергей Михеев на мой вопрос о развитии «флотской» темы ответил следующее (интервью было предназначено для ведомственного издания, что подразумевало высокую степень открытости собеседника): «Флотская тема, безусловно, будет развиваться.
Так уж случилось, что за последние 20 лет мы ничем не помогали флоту - не потому, что мы этого не хотели, просто сокращались объемы финансирования.
Накануне 90-х годов мы в полном объеме закончили переоснащение флота вертолетом Ка-27. Но сегодня мы видим переоценку нашего поведения на акватории Мирового океана. Вновь поднимается вопрос нашего присутствия. Для нас эта задача знакома, мы все это проходили в 70-80-х годах. Но сегодня флот становится другим - меньшего водоизмещения, большей напряженности кораблей, больших скоростей движения. Это требует совершенно нового подхода.
Я думаю, что следующий корабельный вертолет будет весить в пределах 10 тонн. Ка-27 у нас вышел за 12,5 тонны, новая машина вернется к классу вертолета Ка-25, который весил 7,2 тонны. С точки зрения выполняемых задач новая машина превзойдет Ка-25, станет более многоцелевой. Раньше основной задачей корабельного вертолета была борьба с подводными лодками. Сегодня на флоте нет ни одной боевой задачи, в которой вертолет не используется как технологическое звено. Целеуказатель, спасатель, боевая машина, наносящая огневой удар…»
Из слов генерального выходит, что за три года до подписания контракта на строительство ДВКД разработчик вертолетов имел только общее представление о новом «палубнике», не привязанное к конкретному типу машин.
Первые кулуарные разговоры о создании палубной версии сухопутного Ка-52 начались в 2010 году. В июне 2011 года был подписан контракт на строительство двух ДВКД, а в октябре 2011 года в Баренцевом море камовцы провели летно-технические испытания, направленные на установление возможностей базирования Ка-52 на боевом корабле. В ходе испытаний Ка-52 производил посадку и взлет с вертолетной площадки большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков».
В том же 2011 году разработчик определил предварительный облик палубного варианта вертолета, который получил наименование Ка-52К («корабельный»). Основные отличия от сухопутной версии заключались в наличии складных лопастей и крыльев, надувных баллонет на случай аварийной посадки на воду, а также системы кондиционирования воздуха, адаптированной для использования в морских условиях. Позже разработчик сообщил о намерении поставить на корабельную версию вертолета систему автоматической посадки.
В 2011 году на «Прогресс» начала поступать конструкторская документация на Ка-52К и предприятие приступило к подготовке производства этих машин. Изначально предполагалось, что пять серийных вертолетов будут готовы к концу 2014 года - к моменту прибытия первого ДВКД в Россию.
В 2013 году с главного стапеля на «Прогрессе» сошел первый фюзеляж
Ка-52К, который поступил в цех окончательной сборки. Руководство предприятия неоднократно заявляло, что Ка-52К поступит на госиспытания еще в 2014 году, однако по разным причинам до конца 2014 года ни один Ка-52К на «Прогрессе» в воздух так и не поднялся.
Одной из причин, озвученных вертолетостроителями «не для общественности», стала неясность окончательного облика корабельной машины, из-за чего разработчик постоянно требовал от завода-изготовителя внесения вновь принятых конструктивных изменений, что затрудняло доведение вертолета до летного состояния к установленным срокам.
В конце 2013 года заместитель министра обороны Юрий Борисов в Арсеньеве заявил, что государство подписало контракт на строительство «Прогрессом» 32 вертолетов Ка-52К, которыми предполагается вооружить авиационную группировку ДВКД «Владивосток» и «Севастополь».
Винтокрылый аргумент в споре о Курилах
Перспективы Ка-52К, применяемого с ДВКД, видятся такими. Это боевой ударный вертолет, основная задача которого - огневая поддержка действий морского десанта при захвате прибрежной полосы.
В рамках данного боевого применения Ка-52К способен разведывать и уничтожать бронированные, подвижные и стационарные береговые цели противника, в первую очередь подвижные противокорабельные ракетные комплексы, зенитные ракетные комплексы, танки и артиллерию противника на дальности действия ПТУР «Вихрь», «Штурм» или «Атака».
Ожидалось, что в составе авиационной группы ДВКД будут находиться также транспортно-десантные вертолеты Ка-29ТБ, способные перевозить личный состав. Назывался и численный состав авиагруппы на одном ДВКД - 8 вертолетов Ка-52К и 8 Ка-29ТБ.
Исходя из заявленной дальности полета, ударные Ка-52К смогут наносить огневое поражение противнику, находящемуся на берегу, за пределом дальности действия береговых противокорабельных ракетных комплексов, что обеспечит необходимую боевую устойчивость десантному конвою непосредственно перед началом высадки десанта.
О действиях по морским целям нужно сказать особо. Предполагается, что вертолеты Ка-52К будут использовать главное противокорабельное оружие вертолетов - ПКР Х-35 (ракета, являющаяся штатным оружием вертолетов Ка-27 и Ка-28 и способная поражать корабли и суда водоизмещением до 5 тысяч тонн).
Исходя из разрешенной максимальной нагрузки, вертолет Ка-52К может нести как минимум две ракеты Х-35 и поражать цели на дальности до 260 км. Ударные возможности Ка-52К определяются не только наличием на его борту ПКР, но и интегрированными с ним средствами освещения обстановки - вертолетами ДРЛО Ка-31 или космическими системами морской разведки и целеуказания.
Такой вариант использования Ка-52К позволит значительно усилить противокорабельные возможности ДВКД. Система «вертолет - ДВКД» понятна, место Ка-52К в ней - вполне достойное и значимое.
Первоначально ДВКД были ориентированы на Тихоокеанский регион, где у России существуют неурегулированные территориальные споры с Японией, а также на Арктику, значение которой сегодня понимают все. В конструкцию ДВКД, предназначенных для России, даже были введены изменения, касающиеся усиления корпуса для возможности плавания в ледовых условиях.
«Владивосток» и «Севастополь» были ориентированы в первую очередь на контроль островов Курильской гряды. Имеющиеся на ТОФе четыре больших десантных корабля («Ослябя», «Пересвет», «Николай Вилков» и «Адмирал Невельской») сильно изношены и, как следствие, не в полной мере способны осуществлять маневр десантными соединениями флота на Курилах.
Если выражаться точнее, из-за малого количества и изношенности БДК возможности 155-й бригады и 3-го полка морской пехоты ТОФ для оперативного маневра ограничены. Не случайно в ВВО постоянно проходят учения по переброске войск на острова не только с помощью БДК, но и с помощью авиации (в том числе и гражданской), а также гражданских судов.
Охотское море - это шельф, это рыба, это огромные ресурсные возможности. Отсюда вытекает и важность контроля Курил. Наличие двух ДВКД, способных нести до батальона морской пехоты, изменило бы расстановку сил в регионе, особенно если на борту этих ДВКД была бы авиагруппа, способная как «работать по берегу», так и бороться с кораблями противника.
В советское время, когда на ТОФ было два авианесущих красавца - «Минск» и «Новороссийск», на аэродроме Пристань, что под Романовкой, базировался 311-й отдельный корабельный штурмовой авиационный полк, вооруженный самолетами вертикального взлета и посадки Як-38. В Новонежино базировался 710-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк, который имел на вооружении вертолеты Ка-25, Ка-27 и их модификации. Эти полки жили на суше - на кораблях их «летающие представители» оказывались только на время выполнения кораблем задач боевой службы.
Так и под ДВКД в Приморье должен был быть сформирован отдельный корабельный вертолетный полк, куда вошли бы вертолеты Ка-52К и Ка-29ТБ. Но сегодня говорить об этом мы можем только в плоскости фантазий. Не так давно прозвучали заявления, что ДВКД могут не прийти на ТОФ, поскольку в существующей обстановке они нужнее на Черноморском флоте и Балтике. К тому же президент Франции Олланд говорит о невозможности передачи России построенного в Сен-Назере ДВКД «Владивосток»…
Не «мистралями» едиными
Экипаж «Владивостока» готовится убыть домой, экономисты считают ущерб, юристы готовят претензии, а первый Ка-52К с серийным номером 01-01 тем временем готовится к летным испытаниям. Камовцы намерены довести машину до литеры «О», рекомендующей его к принятию на вооружение.
Без ДВКД морской Ка-52К не утрачивает заложенных в него боевых возможностей. В Тихоокеанском регионе он сможет нести службу на тех же самых Курильских островах, обеспечивая группировку российских войск своими ударными возможностями. Он остается прекрасным штурмовиком, способным работать по наземным целям, но при этом способен работать и по целям надводным, отодвигая дальше от берега рубежи огневого воздействия.
Войсковая эксплуатация вертолетов Ка-52 показала его способность длительное время действовать в отрыве от основных баз, а это значит, что, к примеру, имея основной базой аэродром Буревестник на Итурупе, звенья или пары Ка-52К могут быть рассредоточены по всем островам Курильской гряды.
Ничто не мешает использовать Ка-52К и с боевых кораблей, имеющих вертолетные площадки, - например, с тех же тихоокеанских противолодочных «адмиралов» проекта 1155, не имеющих в составе своего вооружения «длинной противокорабельной руки».
Так что проект Ка-52К вполне актуален и без французских ДВКД. Кроме того, сегодня у разработчика рождается еще одна корабельная версия «Аллигатора». Новый вертолет, за основу которого взят Ка-52К, не будет иметь ударного вооружения. Он будет лишен даже автоматической пушки.
Это будет вертолет дальнего радиолокационного дозора, способный освещать надводную обстановку на дальности более 290 километров. А это, в свою очередь, позволит придать корабельным группировкам российского ВМФ еще большую боевую устойчивость.
Алексей Суконкин,
«Новая газета во Владивостоке», №268, 18.12.14