Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. 16 декабря 2014 года |
|
Несмотря на то что сейчас много разных проблем, в том числе финансовых, все равно мы должны принимать решения в рамках тех задач, которые для себя поставили, в том числе и по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. По финансовым делам мы еще с коллегами сегодня соберемся, поговорим.
Некоторые итоги деятельности комиссии. Я напомню, что мы в октябре прошлого года собрались, решили работать в таком формате. Проделана определенная, по некоторым направлениям значительная, работа.
Начинали с ликвидации последствий крупнейшего наводнения на Дальнем Востоке, тогда намечались и приоритеты ускоренного развития региона. Сегодня речь идет о конкретных инвестиционных проектах уже с ясными суммами вложений и сроками выполнения этих проектов. В принципе наша задача в том, чтобы создать новую модель развития Дальнего Востока и чтобы она принесла результат.
Сегодня у нас вполне конкретная, насыщенная повестка дня. С учетом того, о чем я сказал, что есть и другие проблемы, предлагаю работать максимально компактно. Поговорим о перспективах развития Курильских островов.
Рассмотрим вопросы, которые связаны с дальневосточным топливно-энергетическим комплексом, а также конкретный проект, который касается российской части острова Большой Уссурийский на Амуре. То есть вполне предметная повестка дня, на ней предлагаю сконцентрироваться.
Есть поручения, по которым мы работаем, - президентские поручения, мои поручения. Все эти проекты остаются на особом контроле. Кстати, хочу сказать, что решения мы продолжаем принимать по всем направлениям работы, в том числе и по социальному развитию.
Хочу вас проинформировать: я подписал распоряжение Правительства, которое утверждает программу развития всероссийского детского центра «Океан» в Приморском крае на период до 2020 года. Ежегодно там отдыхает 10 тыс. детей из России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы планируем увеличить количество отдыхающих детей почти в два раза - до 20 тыс. человек в год. Такие задачи мы будем продолжать решать, еще раз подчеркиваю, даже несмотря на существующие финансовые трудности.
По основным проектам, которые сегодня будут рассмотрены. Создание на российской части острова Большой Уссурийский международной туристско-рекреационной территории. Практически подготовлена ее концепция. Речь идет о введении на острове таких правил экономической деятельности, которые запланированы для территорий опережающего социально-экономического развития.
Проект, безусловно, уникальный. Реализовать его можно в приграничной зоне вместе с нашими китайскими партнерами. Хотел бы сказать, что он ломает привычные стереотипы делового сотрудничества, которые сложились в нашем сознании. Вместо традиционной добычи и переработки природных ресурсов предполагается создание объектов, которые способствуют культурному обмену, развитие туристической инфраструктуры должно также помочь сохранению экологической системы острова. Так что, надеюсь, проект будет достаточно успешным.
Чтобы этот проект был реализован, нужно решить ряд базовых вопросов, включая обновление гидротехнических сооружений, обеспечить доступность поездок на остров для туристов и предпринимателей из Китая и России, установить там особый визовый и пропускной режим (коллеги сейчас несколько слов об этом скажут). Все распорядительные решения должны быть подготовлены и приняты.
Мы обсудим новую ФЦП «Социально-экономическое развитие Курил до 2025 года». Основные направления, заложенные в ФЦП, очевидны - это улучшение транспортной доступности, создание условий для устойчивого развития экономики, модернизация социальной инфраструктуры.
Кроме того, в силу известных причин Курильские острова довольно часто оказываются в зоне стихийных бедствий, поэтому необходимо создать современную систему комплексной безопасности, чтобы понизить риски, связанные с чрезвычайными ситуациями.
В принципе мы свою работу здесь уже развернули. Я несколько раз на протяжении последних лет посещал Курилы и видел довольно значимые результаты работы. Надеюсь, что программа будет способствовать тому, чтобы Курилы стали современной российской территорией, где комфортно жить и интересно работать.
И еще одна тема, которая была анонсирована, касается дел в энергетическом комплексе Дальнего Востока. В целом понятно, что энергетика нуждается в серьезном обновлении, есть целый ряд проектов и макрорегиональных, и в рамках округа, и региональных, включая энергоснабжение БАМа и Транссиба. Разработан инвестпроект, он включает не только реконструкцию сетей, но и меры по улучшению энергоснабжения других потребителей, не только на Дальнем Востоке, но и на территории Восточной Сибири. Также послушаем сообщение на эту тему.
Давайте приступим к обсуждению этих вопросов. Еще раз просил бы всех выступать максимально компактно, для того чтобы проанализировать основные позиции и принять решения.
<…>
Брифинг Юрия Трутнева и Александра Галушки
Стенограмма:
Вопрос: Скажите, какое сегодня было решение по программе развития Курил?
Ю.Трутнев: Концепция программы подписана Председателем
Правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Еще одна важная вещь, о которой мы сегодня говорили (министр вносил предложение), - это объявить Курилы территорией опережающего развития, целиком Курильские острова. И мы еще будем думать над тем, как распространять подобный режим в части административной и налоговой на другие, самые сложные территории Дальнего Востока.
Вопрос: В поручениях по посланию Федеральному Собранию указана возможность проработки докапитализации Фонда развития Дальнего Востока за счет роста федеральных налогов. Вы не могли бы уточнить, о каких именно федеральных налогах идет речь (это НДПИ или что?) и примерные размеры, на которые вы рассчитываете? Есть ли какие-то предварительные оценки?
Ю.Трутнев: Первое: это весь спектр федеральных налогов, это не какие-то отдельные налоги. Второе: мы должны получить дополнительные налоги за счет новых проектов, и все дополнительные налоги должны остаться на развитие Дальнего Востока в фонде по развитию. Таким образом, возникает процесс рефинансирования. Деньги возникают в результате новых проектов и позволяют запустить новые проекты. Мне кажется, очень правильный механизм, потому что он будет нас всех мотивировать, будет нам, скажем так, создавать дополнительную мотивацию, для того чтобы быстрее двигаться по развитию Дальнего Востока.
Вопрос: А какие проекты есть уже в высокой степени подготовки?
Ю.Трутнев: Мы в декабре, еще до конца года, обязательно проведем первое заседание комиссии, отберем первые проекты. Но проектов, находящихся в высокой степени готовности (мы об этом много раз докладывали), около полутора десятков. Нам сейчас надо выбрать буквально первые… Я не знаю, сколько мы сможем выбрать, может быть, первые три проекта, которые будут в самое ближайшее время запущены.
Вопрос: Учитывая изменившуюся ситуацию на финансовом рынке, вы не думаете, что это как-то притормозит запуск этих проектов?
Ю.Трутнев: Мое ощущение - что мы неправильно читаем изменившуюся ситуацию на финансовых рынках, потому что ситуация на финансовых рынках только стимулирует ускорение развития России. Мы стараемся в границах своей ответственности, на территории Дальнего Востока, ровно этим и заниматься. Мне кажется, что сейчас надо не охать на тему цены на нефть или каких-то других экономических сложностей, а просто быстрее и эффективнее работать.
Вопрос: Александр Сергеевич, по Большому Уссурийскому острову было предложение формат ТОР ввести. Будет это решение принято или нет?
А.Галушка: Действительно, одно из предложений, которое сегодня было нами сформулировано по развитию острова Уссурийского, - использовать режимы территории опережающего развития в российской части этого острова, так же как и создание на всей Курильской гряде, на всех островах территории опережающего развития.
Мы, собственно, для того и создавали эту правовую оболочку, территорию опережающего развития, чтобы использовать ее практически для решения тех вопросов развития, которые есть на Дальнем Востоке - и на Курильских островах, и на острове Уссурийском тоже.
Правительство РФ, 16.12.14