irek_murtazin
January 25th, 12:27 19 января на лентах российских информационных агентств появилось сообщение о том, что в ближайшее время в страны Ближнего Востока будет продано около 60 российских самолетов Sukhoi Superjet 100. Сообщались и подробности: в день открытия международного авиасалона Bahrain International Airshow король Бахрейна Хамаб бен Иса аль-Халиф «лично осмотрел самолет SuperJet 100» и выразил заинтересованность пополнить авиапарк национального перевозчика Bahrain Air пятью российскими самолетами.
Информация исходила от первого вице-премьера России Виктора Зубкова, находящегося с официальным визитом в Королевстве Бахрейн и участвовощем в работе авиасалона.
19 января 2012 года. Король Бахрейна и первый вице-премьер России
только что вышли из салона самолета Sukhoi Superjet 100
Если бы в тот день я не был на Bahrain International Airshow, полумал бы, что прозевал сенсацию. Да я видел, как король Бахрейна в сопровождении первого вице-премьера России поднимались на борт самолета Sukhoi Superjet 100. Но о каком либо контракте на поставку Sukhoi Superjet 100 в Бахрейн не слышал. Не написали об этом и бахрейнские газеты. Но 20 января написала «Российская газета». О том, как Хамаб бен Иса аль-Халиф осмотрел салон самолета Sukhoi Superjet 100: «Король остался доволен. В шутку ему предложили купить сразу пять лайнеров. Аль-Халифа пообещал подумать».
Дело оказалось в шутке, которая и трансформировалась в сенсационное сообщение. И это ничуть не удивило. Потому что, когда речь идет о самолете Sukhoi Superjet 100, очень трудно разобраться, где шутка, где залихватский блеф, где ничем не подкрепленные прожекты, а где реальность.
По Федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» к 2010 году ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) - производитель самолетов Sukhoi Superjet 100 - должен был поставить авиакомпаниям 60 самолетов.
Сама же кампания ЗАО ГСС в марте 2007 в меморандуме, предшествовавшем размещению на фондовом рынке своих облигаций на 5 млрд.руб, расписала еще более оптимистически перспективы, заявив, что в 2008 году поставит на рынок 6 самолетов.
В 2009-ом – 30.
В 2010-ом – 60.
В 2011-ом – 70.
В начале 2008 года, в годовом отчете ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» за 2007 год было отрапортовано, что кампания имеет «твердый пакет заказов» на поставку 73-х самолетов.
Но, похоже, что все эти цифры оказались липовыми. Производитель толи переоценил свои возможности, толи откровенно блефовал.
Чего было больше при работе над самолетом Sukhoi Superjet 100 - блефа, непрофессионализма или откровенного коррупционно-мощеннического криминала - я сейчас и пытаюсь разобраться.