Эта книга просто не могла не появиться. Потому что без нее морской статус Владивостока был бы как-то не полон. Не все ж фейерверки над волнами пускать да гонять голоногих барабанщиц в морских форменках. Море - не только праздник. И морская профессия - не только романтика дальних странствий и радость встреч. На шкале специальностей труд моряка отнесен к категории опасных, о чем напоминает не только колокол в далекой лондонской конторе Ллойда, но и главное, Морское кладбище во Владивостоке и памятник морякам торгового флота в центре города.
 
Теперь появилось еще одно напоминание: вышла в свет книга «В порт приписки не вернулись» - своеобразный справочник судов Дальневосточного морского пароходства, нашедших свою гибель в морской пучине. Крайне редко - без жертв, чаще - со всем экипажем…
 
Ее автор - Алексей Александрович Михайлов, человек, отдавший морю более 40 лет, счастливо соединивший в себе профессионализм моряка с лучшими качествами настоящего историка - публиковать только тщательно выверенные факты. Отсюда - предельный лаконизм в описании каждой из приведенных морских трагедий. Ведь о любой катастрофе можно написать минимум очерк, максимум - книгу. А можно ограничиться таким, к примеру, текстом: «Теплоход «Тавричанка» (серия «Повенец»), построен в 1967 году в Ростоке, ГДР, на верфи «Нептун», капитан - В. Н. Попов, …экипаж 26 человек. 11 ноября 1976 года снялся с портов КНДР (Чхонджин, Хыннам) с грузом 1999 тонн стали в прутках и 800 тонн цинка в чушках назначением на порты Гонконг и Манила. Последняя точка нахождения судна - 30 градусов 56 минут с. ш., 125 градусов 55 минут в. д. 14 ноября в 24.00 установлено отсутствие очередного сеанса радиосвязи. 15 ноября в район предполагаемого расчетного местонахождения судна были направлены суда ДВМП, позднее подключились суда ПМП, Минрыбхоза, спасательные суда ТОФ и японских морских спасательных служб. За время поисков обнаружены тела восьми погибших моряков на двух спасательных плотах. Наиболее вероятными причинами гибели являются смещение груза и опрокидывание судна».
 
Рядом, на этом же развороте, - фотография «Тавричанки» и детальная карта места происшествия.
 
Таких в книге - 74 разворота.
 
23 судна погибло во время войны,
 
51 - в мирное время.
 
Уникальные фотографии, судовые роли с пометками напротив фамилий тех, кто погиб, и тех, кто выжил и был спасен.
 
74 судна, сотни фамилий погибших. Все они - наши земляки, все уходили в рейсы от владивостокских причалов, надеясь, что вернутся к этой земле и к этим сопкам. Не вернулись. Их могилы - по всему Мировому океану, от Арктики до экватора.
 
Книга Алексея Михайлова стала им еще одним памятником. Герой Социалистического Труда и почетный гражданин Владивостока, старый полярный капитан Вадим Абоносимов в своем отзыве об этой книге верно заметил: «Этот поистине энциклопедический труд войдет пусть траурной, но достойной строкой в историю орденоносного Дальневосточного морского пароходства».
 
Погибшие пароходы и члены их экипажей вернулись памятью. Теперь уже навсегда.
 
Островский Андрей,
«Новая газета во Владивостоке», №215, 28.11.13
http://novayagazeta-vlad.ru/215/Mestosobitiy/Ivsetakionivernulis