Пробные залпы прозвучали пару месяцев назад, когда на совете глав муниципальных образований края Пушкарев озвучил идею об изменении правил бюджетирования в Приморье: территория, которая больше вносит, должна - в равной пропорции - больше и получать. Понятно, что имелся в виду в первую очередь Владивосток. Однако трюк не прошел - в таком случае депрессивные районы края можно будет просто закрыть «на лопату».

 

Известные Владивостоку люди: мэр Игорь Пушкарев, губернатор Владимир Миклушевский и «Мумий Тролль»
Известные Владивостоку люди: мэр Игорь Пушкарев, губернатор Владимир Миклушевский и «Мумий Тролль»

 

Спустя некоторое время после первого ноябрьского снегопада пресс-служба мэрии в официальном релизе саркастично сообщила, что власти Владивостока вынуждены были снять с городских улиц часть снегоуборочной техники и направить ее на построенные к саммиту дороги и мосты, городу не принадлежащие, читай - принадлежащие краю. Житейски логика провинциального политика понятна: на открытии новых объектов мэр радостно режет ленточки, когда же начинается разговор о мере ответственности, все вокруг становится чужим.

 

Открытая атака началась 20 ноября на заседании Комитета по экономической политике и собственности краевого Заксобрания. Пушкарев публично обвинил губернатора Миклушевского в подготовке к совершению «преступления против людей» - цитата дословная. Дело в том, что еще при прежнем губернаторе, Сергее Дарькине, разрабатывался план по акционированию двух краевых предприятий (КГУПов) - «Примтеплоэнерго» и «Примводоканал». Первое обогревает краевую глубинку, второе - обеспечивает водой и водоотведением Владивосток и прилегающие территории. При этом изначально ни о какой приватизации речь не идет: предполагается изменить юридический статус предприятий, преобразовав их в ОАО с сохранением стопроцентного пакета в руках краевой власти.

 

Новый губернатор, Владимир Миклушевский, идею поддержал и внес соответствующий законопроект за своей подписью в краевое Законодательное собрание. Но если при прежнем губернаторе Пушкарев преимущественно аплодировал директивам сверху, то теперь, очевидно, считая действующего губернатора фигурой откровенно слабой, квалифицирует эту идею «преступной». Общеизвестно, что крупнейшие госкорпорации не только имеют форму ОАО, но и рассматривают перспективу выставления на продажу небольших пакетов акций (не говоря уже о госрегулировании тарифов). Но, вторя мэру, информационные агентства города (Vladnews.ru, primorye24.ru) и радиостанция «Лемма» начали запугивать население призраком «частной водокачки». Одновременно с этим в интервью той же радиостанции «Лемма» и ведущей местной ГТРК «Владивосток» Пушкарев осторожно начал продвигать идею о том, что, дескать, неплохо было бы вернуть водоканал в городское хозяйство.

 

Эффективные менеджеры

 

Последнее предложение повергает местных специалистов в тихую панику. До конца 2010 года существовал отдельный горводоканал, который к тому времени уверенно двигался к банкротству, а из-за системы перекрестного финансирования мешал городу получать федеральные деньги. Тогда-то городские сети и были переданы КГУП «Примводоканал». Благодаря стройкам к саммиту там появились первые в истории Владивостока современные очистные сооружения и новый водовод от «Пушкинской депрессии» (мощного подземного источника, расположенного в пригороде). Объект стал весьма привлекателен. Мэр, понятно, готов вернуть его под свое управление.

 

Практику этого управления, ввиду разгорающейся войны, полезно знать, хотя в «Сером доме», как называют владивостокцы мэрию, и любят в последнее время подчеркнуть, что пришло время эффективных менеджеров.

 

В 2012 году на ремонт городских дорог из краевого бюджета было выделено 212 миллионов рублей. По информации Комитета по экономической политике Заксобрания, в лучшем случае до конца декабря освоят 90 миллионов. Пример системный, в последнее время нечто подобное происходит из года в год.

 

У «эффективных» объяснение стандартное: поздно поступили деньги. Что ж, и прежде такое бывало. Но в этом году деньги поступили еще в июне, а асфальтовые заводы начинают работать в полную силу лишь в мае. Подавляющую часть конкурсов выигрывает МУП «Дороги Владивостока», детище Пушкарева, не устающего хвалить его чуть не в каждом интервью.

 

Однако мало кто знает, что МУП «Дороги Владивостока» - это стол и стул. Вся техника отсюда выведена и принадлежит другому городскому предприятию - МУП «Управление капитального строительства и инвестиций», а «Дорогам» «принадлежит» только кредиторская задолженность. И если завтра «Дороги», через которые прокачиваются сотни миллионов рублей, внезапно обанкротятся, то кредиторам достанутся те самые стол и стул. Так, видимо, «эффективнее».

 

В этом году Владивосток получил из разных бюджетов (преимущественно по линии федерального Фонда реформирования ЖКХ) 2 миллиарда 900 миллионов рублей. Однако сегодня половина этой суммы - полтора миллиарда - лежит мертвым грузом (хотя проценты, не исключено, кому-то приносит) на счетах управляющих компаний как неосвоенная. Деньги целевые, теперь, возможно, их придется вернуть обратно. Или краевой власти придется умолять фонд в порядке исключения продлить действие программы еще на год.

 

Когда над городом вновь прольется золотой дождь, не знает никто. По версии мэрии (которая никогда не бывает виноватой), главные виновники - «управляйки», которые плохо работали. Может, и так. Но у генподрядчика строительства ДВФУ на острове Русском, компании «Крокус», были задействованы сотни субподрядчиков. И если бы «Крокус» хоть что-то не успел, то под раздачу попал бы лично г-н Агаларов, а не кто-то другой.

 

Мэр в городе - такой же генпорядчик, нанятый избирателями. Но меру ответственности Агаларова за свою «эффективность» не берет: работы, выполненные по ремонту фасадов, не выдерживают никакой критики. Редакционная почта ломится от жалоб горожан, живущих на улицах Зои Космодемьянской и 2-й Поселковой, проспектах 100-летия Владивостока, Партизанском и по целому ряду других адресов. Как говорят про такую власть в злоязыком народе: ни стырить, ни покараулить.

 

Ничего личного

 

Нынешний мэр Владивостока, Игорь Пушкарев, начал восхождение к реальным высотам бизнеса и политики в конце девяностых с приобретения Новоспасского цемзавода - крупнейшего предприятия стройиндустрии региона. Затем империя стала расширяться. К базовому активу добавились Теплоозерский цемзавод (Еврейская АО), Владивостокский бутощебеночный завод, ряд других предприятий отрасли. В общем, понятно, кто поставлял инертные и другие стройматериалы на большинство строек саммита и на городские дорожные работы.

 

Впрочем, чиновник Игорь Сергеевич Пушкарев официально никакого отношения к бизнесу не имеет: компанией «Востокцемент» (объединяет все активы в области стройиндустрии), как указано на официальном сайте компании, управляет генеральный директор Андрей Сергеевич Пушкарев, родной брат мэра. И мэрия сегодня всеми силами добивается включения Владивостока в различные краевые и федеральные программы по строительству новых дорог и развязок. При этом публично пеняя краевым властям, что они совершенно не учитывают интересов города. Но надо знать, что три последних года перед саммитом краевой бюджет почти целиком тратился в соответствующей части на объекты Владивостока, остальные муниципалитеты края, что называется, сосали лапу. Оказывается - мало.

 

Тем временем в «Востокцементе» была закрыта сделка по приобретению еще одного актива - ОАО «Якутцемент». По объему производства компания небольшая, но теперь к востоку от Байкала серьезных производителей, кроме принадлежащих «Востокцементу», нет. Президент Якутии Егор Борисов собрался возводить мост через Лену, в районе города Свободный (Амурская область) начинается строительство нового российского космодрома, министр и полпред Ишаев активно ратует за строительство моста на Сахалин - даже если бюджет Приморского края в ближайшее время не загонят в берега семейного бизнеса мэра, перспективы у него захватывающие.

 

Так что атака на губернатора предпринята явно неспроста: проверяется прочность его позиций, да и Кремлю свою силу показывают - не ошиблись ли там, «за зубчиками», назначая слабого управленца на сложный край? А к бизнесу Игорь Сергеевич, конечно же, отношения не имеет. Что, правда, не помешало журналу Forbes еще в прошлом году, на третьем году мэрского срока и в разгар строек саммита, включить его в свой известный список.

 

Островский Андрей,

«Новая газета во Владивостоке», №167, 20.12.12

http://novayagazeta-vlad.ru/167/Obshchestvo/Gubernatorslab

.