Сегодня Белый дом предложит министру развития Дальнего Востока Виктору Ишаеву сложить большую часть еще не принятых полномочий. Фото: Евгений Переверзев / Коммерсантъ |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Как стало известно "Ъ", министр по развитию Дальнего Востока и полпред президента в ДФВО Виктор Ишаев внес в правительство доработанный проект постановления Белого дома о собственном ведомстве. Документ зарегистрирован канцелярией Белого дома 25 июня и содержит существенно сокращенный вариант положения о Министерстве ДВ, лишенный за три недели большей части проектируемых полномочий. Де-факто документ фиксирует окончательный отказ правительства от идеи создания госкорпорации развития Сибири и Дальнего Востока. Превращения ее в госорган, предполагавшегося первой редакцией "Положения" (см. "Ъ" от 4 июня), также не будет за отсутствием у Министерства ДВ достаточного политического веса.
Новый проект "Положения о Министерстве по развитию Дальнего Востока" будет рассмотрен правительством сегодня. От редакции, внесенной в Белый дом 4 июня, он отличается радикальным сокращением полномочий, которые Виктор Ишаев намеревался получить на территории подведомственных ему девяти регионов. Министерство ДВ не будет осуществлять "функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований". Вместо этого новое положение определяет его зону ответственности как "функции по координации деятельности по реализации госпрограмм и ФЦП" на территории округа, причем лишь в рамках "перечня, утверждаемого правительством".
Не будет у ведомства господина Ишаева и права самостоятельно определять порядок координации органов исполнительной власти на территории ДВФО. Таким образом, представители территориальных органов федеральных министерств и ведомств в ведении министерства не окажутся.
Не ущемит Министерство ДВ и полномочий Росрыболовства по определению квот на вылов рыбы, правил рыболовства и границ промысловых участков, как предполагалось ранее. Весь блок, относящийся к нормотворчеству ведомства в области биоресурсов Дальнего Востока (только на два региона которого приходится более 40% их добычи), из документа упразднен, как и упоминания о природных ресурсах. Ранее под контроль ведомства предлагалось отдать все полезные ископаемые региона за вычетом стратегических месторождений.
В то же время новая редакция положения сохраняет за министерством управление федеральным имуществом, находящимся на территории ДВФО (включая имущество ФГУПов), но лишь "в порядке и пределах", определяемых актами Кремля и Белого дома. Так, Минвостокразвития сможет обращаться в Росимущество с предложениями об изъятии из оперативного управления "излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению" имущества и обжаловать решения этого агентства у главы Минэкономики. Однако ни права назначать и увольнять руководителей ФГУПов, ни возможности укрупнять или ликвидировать такие предприятия, ни контроля над федеральными земельными участками у нового для структуры правительства органа не будет. Вместо ведомства, уполномоченного вносить предложения по корректировке госпрограмм и ФЦП и перераспределению между ними средств бюджета, министерство станет распорядителем только финансов, отведенных правительством на его собственную деятельность.
"Обрезанный" вариант положения уже согласован с Минрегионом, Минприроды, ФСТ, Минфином, Минэкономики и Минсельхозом, имеет положительные правовое и антикоррупционное заключения Минюста и завизирован первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Учитывая фактический отказ федерального центра делиться полномочиями с новым министерством, оно должно стать федеральным контролером исполнения регионами Дальнего Востока переданных им федеральных полномочий. В ведении Министерства ДВ будут находиться, в частности, приоритетные инвестпроекты ДВФО, согласование создания там особых экономических зон, реализация и сроки конкретных проектов в рамках госпрограмм и ФЦП, а также (во взаимодействии с Минрегионом) разработка и контроль стратегий развития субъектов округа и обеспечение их соответствия федеральным планам.
При этом пункт 6 положения содержит прямой запрет на попытки министерства устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством функции и полномочия федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления, ограничивать права и свободы граждан, коммерческих и некоммерческих организаций и объединений. Отметим, что, таким образом, новая редакция положения о Минвостокразвития лишь несколько детализирует аналогичное по сути положение о полномочном представителе президента в федеральном округе (напомним, Виктор Ишаев совмещает этот пост с министерским) и позволяет ему получить дополнительный аппарат из 200 чиновников в Хабаровске и 40 — в Москве.
Олег Сапожков,
Газета «Коммерсантъ», №116 (4901), 28.06.2012