Ворота - это вход на территорию ДЭС в п.Тулучи
Ворота - это вход на территорию ДЭС в п.Тулучи

Почему б/у товар, произведенный 39 лет назад, подорожал в десятки тысяч раз? Ведь с годами он только еще больше износился. Сумасшедшая ценовая разница главу района не смутила. Деньги за старый хлам он платил не из собственного кармана...

 

История этой нашумевшей «покупки» тянется уже четыре года, а всплыла на свет Божий лишь потому, что в районе сменилась власть. Останься у руля прежний глава, кто бы узнал о его дорогостоящем приобретении? И кто бы осмелился спросить, почему целевые деньги потрачены на металлолом?

 

А, может быть, главу надули мошенники? Но, оказывается, виновных в том, что миллионы народных рублей истрачены на утиль, нет. Глава не виноват, а фирму, с которой он рассчитывался, найти не могут. Так сказали прокурорские, и те, кто должен бороться с экономическими преступлениями, - на том и поставили точку. Как тут не вспомнить простого мужика, которого и за мешок картошки могут посадить. И как быть району? Бюджетные денежки - тю-тю, осели в чьих то карманах.

 

Одна из версий

 

В 2007 году новые дизель-генераторы понадобились для бесперебойной работы стратегических объектов жизнеобеспечения населения района. Конкретно, на центральную котельную п.Ванино нужен был резервный источник – это, чтобы в случае серьезной аварии райцентр не остался без тепла и света. Кроме того, необходима была установка на дизель-электростанцию п. Тулучи.

 

По условиям договора, средства были отпущены на приобретение нового оборудования. Что же получилось на деле? Тайна, покрытая чиновничьей солидарностью, в том, что на самом деле деньги заплатили за «товар» многолетней давности. То есть, то, что в стране Советов за государственный счет произвели за рубли, в стране рыночных отношений частник (?) продал главе района (?) за миллионы. В итоге, для нужд населения поселка Тулучи глава района купил аж 25-летнюю дизельную установку «Шкода» (такие обычно используют как судовые на буксирах, катерах военно-морского флота и пограничных служб). А для центральной котельной приобрел дизель-генератор 1973 года выпуска (согласно официальному заключению, такое «оборудование изначально было спроектировано под установку в ж/д спецвагоне передвижной электростанции ПЭ-5, представляющей собой комплекс механизмов и оборудования по его обслуживанию»).

 

И ладно бы только древний возраст. Откуда их вообще выкопали? Тут же нашлись граждане с признаками паранойи и выдвинули версию. Мол, оба двигателя нигде новыми и не покупали – их взяли в в/ч и у железнодорожников, и под видом новья привезли в Ванино. Поэтому и документов на них «нет», и фирму-поставщика найти «не удается». Но это ведь так рассуждают больные, чего с них взять.

 

Что же дальше? Теперь на ремонт «Шкоды», которая из-за неисправности простояла несколько лет, нужен еще миллион. А чтобы купить агрегат аварийного электроснабжения для ЦОК требуется около восьми миллионов (цены ведь на месте не стоят). Вот и считайте, чем обернулась та «покупочка» славного хозяйственника.

 

Вообще то, давно пора спросить у самого бывшего главы Ванинского района Богдана Михайловича Мусяновича, в чем дело (ведь это он подписывал договора и платежные поручения на перечисление денег)? Вот только кто, помня о чести мундира, вернет в казну испарившиеся миллионы?

 

Кому доверили деньги?

 

А попытки обратить внимание силовиков на исчезновение денег, уже были, и не раз. Ванинские депутаты обращались к прокурору Хабаровского края Виталию Каплунову за содействием в проведении расследования дела, на которое, как показалось депутатам, пытаются закрыть глаза две прокуратуры и два отдела по борьбе с экономическими преступлениями (в Ванино и в Петропавловске-Камчатском).

 

К обращению приложили 30 документов, где черным по белому написано о более чем странных приобретениях, на которые из целевого инвестиционного фонда района было израсходовано почти 7 миллионов рублей. Для скромного районного бюджета, в котором уже долгие годы не хватает средств на ремонт дорог, домов, школ, детских садов, это огромнейшие деньги.

 

Из документов ясно, что некоему ООО «Интеркомплекс» на Камчатке было перечислено 2 миллиона 442 тысячи рублей и 4 миллиона 680 тысяч рублей. Это за дизель-генераторы, которые стоят мертвым грузом, хотя приобретались как новенькие. Если верить документам, в открытом конкурсе на поставку дизель-генераторов приняло участие всего одно предприятие, а именно ООО «Интеркомплекс», зарегистрированное в Петропавловске-Камчатском в доме №9/7 на проспекте 50 лет Октября.

 

Кто отвечал за гарантии и качество?

 

Председателем конкурсной комиссии, которая решала судьбу участия или неучастия, и состояла аж из 10 чиновников различного ранга, была М.А.Качур (тогда заместитель главы Ванинского района по экономике и финансам), а ее заместителем – А.А.Литвинчук (тогда заместитель главы района по ЖКХ, а ныне министр ЖКХ Хабаровского края). Рассмотрев документы, комиссия приняла решение допустить данное ООО к участию в конкурсе, скрепив свои решения протоколами. Оба протокола были утверждены главой района Б.М.Мусяновичем.

 

Следом появился еще один протокол – оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. В нем было отмечено, что функциональные характеристики у данного ООО вполне достаточные, а потому были оговорены и также скреплены подписями условия выполнения муниципального заказа: срок поставки и монтажа – 30 дней, срок предоставления гарантий качества – 1 год, объем предоставления гарантий качества – в полном объеме!

 

20 августа 2007 года были подписаны два муниципальных контракта на поставку дизель-генераторов, согласно которым «качество поставляемого оборудования должно полностью соответствовать технической документации, подтверждаться сертификатом соответствия и другими документами завода-изготовителя». Кроме того, «оборудование не должно ранее находиться в эксплуатации и быть реновированным, то есть восстановленным», а также должно быть передано «в надлежащей таре или упаковке и иметь соответствующие документы, относящиеся к оборудованию».

 

Была оговорена в контрактах и ответственность сторон. В частности, в одном из пунктов сказано, что «в случае обнаружения недостатков товара заказчик вправе потребовать от поставщика безвозмездного устранения недостатков, проведения экспертизы качества товара, возмещения понесенных заказчиком расходов по исправлению недостатков своими силами, соответствующего уменьшения установленной цены…»!

 

15 октября 2007 года был подписан акт приема-сдачи дизель-генератора для котельной п.Тулучи (правда, как обнаружится в дальнейшем, в платежном поручении указано, что деньги перечисляются за дизель-генератор для п. Тумнин?). Что же касается дизель-генератора для центральной котельной Ванино, то 25 декабря 2007 года директор ООО «Интеркомплекс» Е.Г.Шамонов пишет письмо в адрес администрации Ванинского района, в котором гарантирует поставку, все монтажные и пусконаладочные работы выполнить в срок до 26 февраля 2008 года. Но!

 

Если судить по акту, прием-передача дизельной электростанции была осуществлена уже на следующий день - 26 декабря 2007 года, что подтверждают своими подписями и сам директор со стороны поставщика, и главный специалист отдела по работе с МП и ММУ администрации района Литинский М.Е. Здесь же, на акте должна была расписаться и председатель Комитета по приватизации и управлению имуществом Павельева Н.А, но ее подписи почему-то нет. И сразу же, день в день – 26 декабря 2007 года по распоряжению Б.М. Мусяновича были перечислены из целевого бюджетного инвестиционного фонда Ванинского муниципального района деньги на оплату этого дизель-генератора, что подтверждается платежным поручением.

 

Финансовое управление администрации сегодня подтверждает, что за поставку ДЭС Р-800 квт (в акте стоит 1000 квт, так какой же на самом деле?) было оплачено 4 миллиона 680 тысяч рублей. Кроме того, 897 тысяч рублей заплатили ванинской фирме «СМР-Компания» за монтаж кровельных и стеновых панелей для него.

 

В этом саркофаге дизель-генератор и покоится на территории центральной котельной. Несмотря на забор, жителям Ванино с дороги хорошо виден добротный синий ангар, только вряд ли они догадываются, сколько миллионов «упрятали» под его крышу районные чиновники.

 

Что было дальше?

 

А теперь для реанимации этого дизель-генератора, который вообще-то должен быть новым, необходимы дополнительные немалые финансовые вливания. А где их брать? И народные избранники потребовали провести правовую экспертизу. Оказалось, оборудование такого года выпуска считается технически устаревшим. При получении отсутствовала упаковка, документы и гарантийные талоны от изготовителя. После установки он проработал на холостом ходу не более 15 минут, после чего был отключен специалистами, которые его привезли. Хотя, для проверки исправности необходимо, чтобы он проработал под полной нагрузкой не менее суток без перерыва и теперь абсолютно неизвестно, если его все же запустить на полную мощность, будет он вообще работать или нет. Но кроме этого, утверждают специалисты, для запуска данного дизель-генератора необходимо будет еще 2-3 миллиона рублей, а также требуется ввести и содержать дополнительную единицу – механика. Немаловажно и то, что если какая-то деталь у «нового» дизель-генератора выйдет из строя, то найти ей замену будет невозможно – их попросту уже не выпускают.

 

Возникли вопросы и по установке ангара, за монтаж кровельных и стеновых панелей которого заплатили чуть ли не миллион одной из местных частных фирм. В это же время начальник ООО «Янтарь» А.А.Наумов, в ведении которого находится центральная котельная, утверждает, что на момент установки часть работ по монтажу каркаса ангара выполнило их предприятие, а работы по обшивке выполнил поставщик?! Что же тогда подразумевается под монтажом, за который отвалили почти миллион?

 

Чем больше депутаты углублялись в тему, тем больше у них возникало вопросов. К тому же во время обследования оборудования выяснилось, что в Тулучах ситуация с купленным дизель-генератором не лучше – он тоже не новый и неизвестно, будет работать или нет. И комиссия выехала с проверкой в Тулучи. Здесь начальник дизель-электростанции В.В. Куранов пояснил, что он лично присутствовал при принятии «Шкоды». При передаче отсутствовал паспорт на изделие, сертификаты соответствия на дизельный агрегат и техническая документация. Мало того, налицо была разукомплектованность – отсутствовали трубопроводы, водяной «холодильник», два водяных насоса, которые впоследствии были докуплены и смонтированы за счет самой электростанции и силами ее работников, за что им даже не подумали заплатить.

 

Депутаты предложили провести детальный осмотр и сверку номерных агрегатов, на что получили вот такой ответ: «Данный дизель-генератор 1989 года выпуска. В настоящее время турбокомпрессор демонтирован. Имеются дефекты высокоскоростных подшипников, лабиринтных уплотнений. Номер турбокомпрессора не соответствует номеру, указанному в инструкции по эксплуатации этого дизеля. Скорее всего потому, что ранее уже проводилась замена агрегата». Ознакомившись с записями в вахтенном журнале, депутаты заинтересовались, почему запись о первом пуске дизеля относится к 31 марта 2008 года, когда дата акта приема-сдачи купленного оборудования - 15 октября 2007 года? Работники электростанции объяснили такое расхождение просто – полную доукомплектовку и сборку дизеля они смогли осуществить только к концу марта. Вот такая получилась «Шкода»! Не так давно я побывала на ДЭС п.Тулучи. Сейчас там думают, где взять деньги (а это около миллиона) на очередной ремонт?

 

Ну а чем обернулось обращение депутатов к прокурору Каплунову уже известно.

 

Словом, денег нет и виноватых…

 

Татьяна Седых,

Ванино-Тулучи

«Мое побережье» 20.06.2012 год

 

P.S.

Уже который год подряд пишу я об этих исчезнувших народных деньгах, но местная прокуратура на публикации не реагирует. Может, найдутся те, кому действительно дорога честь мундира, и попытаются вернуть деньги в казну Ванинского района? Восемь лет властвовал в районе Богдан Михайлович Мусянович. Наверное, на его счету целый миллион добрых и полезных дел (иначе и не должно быть, ведь налогоплательщики содержали наемного чиновника, платили ему достойную зарплату). Жаль только, что разбазаренных миллионов, судя только по одному примеру с дизелями, оказалось гораздо больше.

 


.