Ответ, который получили в Амурском филиале WWF России на обращение к первому замминистра внутренних дел России Александру Горовому, не то чтобы поражал или удивлял — пора ко всему привыкнуть. Он, скорее, лишний раз доказывает: бюрократам, хоть в погонах, хоть без, судьба дальневосточной тайги глубоко безразлична.

 

Склад с брошенной древесиной в пойме Арму
Склад с брошенной древесиной в пойме Арму

 

В марте, когда во Владивосток приехал первый замглавы МВД Горовой, экологи решили обратиться к нему напрямую, поскольку многолетняя переписка с местными милиционерами ни к чему внятному не приводит. В письме, переданном Горовому, говорилось о многочисленных незаконных рубках леса, выявленных WWF совместно с охотнадзором и силовыми структурами в 2009–2011 годах. «Незаконные рубки в Приморском и Хабаровском краях — уже не просто некая совокупность правонарушений, а система, возникшая на месте развалившегося государственного лесоуправления… Сотрудники правоохранительных органов в ряде случаев стали частью данной системы», — сказано в письме за подписями руководителя лесной программы Амурского филиала WWF России Дениса Смирнова и координатора лесных проектов Анатолия Кабанца.

 

Авторы констатировали: до суда доходят дела так называемых колхозников, срубивших одно, два, пять деревьев рядом со своими домами. Этими «колхозниками» правоохранительные органы наполняют отчетность. А вот расследование дел по выкошенным в течение нескольких месяцев гектарам леса благополучно приостанавливается. За последние 10 лет известно лишь об одном (!) факте передачи дела в суд и вынесения обвинительного приговора по уголовному делу о масштабной незаконной рубке (около тысячи «кубов» кедра в 2007-м).

 

К письму прилагалась многостраничная переписка с приморскими правоохранителями, в основном состоящая из отписок. Если резюмировать, из этих материалов следует: налицо, во-первых, затягивание дел по незаконным рубкам, во-вторых — халатность при проведении осмотра мест преступлений, в-третьих — причастность к незаконным рубкам самих следователей. Есть основания полагать, что организаторы незаконных рубок в защитных лесах вдоль реки Арму и в краевом заказнике «Таежный» (Красноармейский район) ушли от ответственности только благодаря знакомству или родственным связям с начальником следственного отделения Красноармейского ОВД (ныне за Красноармейский район отвечает межмуниципальный отдел полиции «Дальнереченский»). Экологи делают вывод о пристрастности и избирательности следователей — в зависимости от того, имеет ли браконьер «блат».

 

Один, но сильный пример: в Красноармейском районе арендатор лесного фонда проложил так называемый лесовозный ус протяженностью 675 метров. Возбудили уголовное дело, в ноябре 2011 года Красноармейский районный суд вынес обвинительный приговор. Виновный понес ответственность за то, что расчистил ус к законной лесосеке, находившейся в аренде у градообразующей для села Мельничного компании. А когда в 2009-м в том же районе подрядчики краевого казенного предприятия (уже не «частная лавочка») «Приморское лесохозяйственное объединение» незаконно проложили настоящую дорогу длиной в шесть километров (уголовные дела № 078708 и 078808), «дорожные строители» остались безнаказанными. Арендатора территории, через которую прошла дорога, ОАО «Тернейлес» (головная компания крупнейшего приморского лесопромышленного холдинга) просто поставили перед фактом.

 

Без наказания остались и масштабные незаконные рубки, развернувшиеся вслед за тем, как подрядчики КППК «Приморское ЛХО» проникли по незаконно построенной дороге в защитные леса вдоль Арму. По оценкам WWF, на лесосеках, отведенных якобы для ухода за лесами, объем заготовки только одного кедра превысил разрешенный на 3–5 тысяч кубометров. «Бонусом» стали произошедшие в тот же период самовольные рубки на прилегающей территории (аренда ОАО «Тернейлес»). Следы также выводили на ту самую свежепостроенную дорогу поблизости от баз подрядчиков КППК «Приморское ЛХО». Неудивительно, что руководство Рощинского лесничества упорно отказывалось признать существование этих незаконных рубок даже после того, как сообщение сотрудника WWF было подтверждено материалами государственного космического мониторинга.  

 

В ходе предварительного расследования были установлены конкретные лица, которые давали распоряжения на строительство дороги, пилили, раскорчевывали, руководили работами, отвечали за контроль рубок ухода в защитных лесах… Однако в июле 2010 года следователь СО при ОВД Красноармейского района Наталья Капустина дело приостановила «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Деталь: следователь Капустина, расследующая дела 078708 и 078808, работает вместе со следователем Ш., муж которой был одним из подрядчиков, проводивших работы в пойме Арму. Еще деталь: ущерб от строительства дороги и незаконных рубок подсчитывали сами сотрудники Рощинского филиала «Приморского ЛХО», то есть сначала допустили переруб, а потом сами его «оценили». Заявителя — Анатолия Кабанца — допросили только спустя полгода после его обращения в милицию.

 

Тут, казалось бы, любой усомнится в беспристрастности следствия. А вот замминистра Горовой не усомнился. Впрочем, он, может быть, и не вникал в детали, а просто спустил письмо по инстанции.

 

Ответ фонду пришел не от Горового, а от и. о. начальника УВД Приморского края Сергея Наумова. В полном соответствии с укоренившейся в России бюрократической практикой, когда жалоба для реагирования передается сверху вниз — тому, на кого, собственно, жалуются. И тот сам разбирается, подобно унтер-офицерской вдове: наказывать себя или повременить.

 

В этом шедевре черным по белому говорится о том, что в течение 14 месяцев расследованию «лесных» уголовных дел мешает… река, некстати вышедшая из берегов. Причем разлилась она, судя по тексту документа, в феврале. «09.02.2011 предварительное следствие было приостановлено… 23 февраля 2011 года заместителем прокурора Красноармейского района Онофрийчук Р. В. было вынесено постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия. …Он указывает, что по делу необходимо… провести осмотр места происшествия… Осмотр места происшествия произвести до настоящего времени не представляется возможным в связи с тем, что река вблизи места обнаружения незаконной рубки вышла из берегов, подъезда к месту происшествия нет», — говорится в ответе за подписью Наумова. В Амурском филиале WWF комментируют: «Очевидна абсурдность данного ответа. В зимний период времени реки на севере Приморского края из берегов не выходят. Да и на проведение осмотра органы имели больше года».

 

Теперь фонд направил генерал-лейтенанту Горовому второе письмо. «Личное обращение к вам не изменило ситуации, в наш адрес снова отправлена формальная отписка, — говорится в письме. — Она подтверждает одно из выдвинутых нами предположений о причастности следователей к незаконным рубкам». По мнению WWF, результатом такого отношения приморского УВД к расследованию преступлений в лесной сфере стала катастрофически низкая их раскрываемость. Так, в 2011 году до суда дошло всего 16 % дел по выявленным случаям незаконных рубок — самый низкий показатель за последние 10 лет. WWF просит г-на Горового оказать реальное содействие в расследовании конкретных уголовных дел: «Учитывая, что ущерб, причиненный государству по данным делам, исчисляется десятками миллионов рублей и все они имеют судебную перспективу, WWF России считает, что их результативное расследование может иметь большое значение».

 

Именно незаконные рубки в долине реки Арму фигурировали в известном сюжете канала «Россия» под названием «Темный лес», в котором тогдашний начальник управления лесного хозяйства краевой администрации Диюк фактически признался (на скрытую камеру) в собственной причастности к темным лесным делам. Скандал окончился почти ничем — Диюк поменялся местами со своим замом и преспокойно работал заместителем начальника того же управления еще почти два года, до отставки губернатора Дарькина.Новый губернатор Миклушевский начал с громкого заявления о «декриминализации региона». Однако, как видим, порядки остались прежними. И не в одном Диюке или даже Дарькине здесь дело, а в системе, включающей как «черных лесорубов», так и исполнительную власть (под крылом которой действует вышеупомянутое «Приморское ЛХО») вместе с правоохранительными органами. Поэтому в результативность второго письма Горовому верится слабо.

 

Кузьмичев Егор,

«Новая газета во Владивостоке», №139, 07.06.12

http://novayagazeta-vlad.ru/139/Kriminal/Vinovatoynaznachenareka

.