Ответ на ст. ТО с рук

 

А. Лысенко
А. Лысенко

Невозможно не признать, что в вопросах прохождения государственного технического осмотра автотранспортных средств сегодня действительно имеется ряд проблем, вызывающих большой общественный резонанс. Однако хочу заметить, что наша задача - приведение порядка прохождения техосмотра в соответствие действующему законодательству.

 

Необходимость в этом назрела уже давно. Ни для кого не секрет, что число дорожно-транспортных происшествий, совершенных из-за технической неисправности транспортных средств, достаточно велико - как в нашем регионе, так и в целом по России. Приведу только одну цифру: в Приморском крае за последние 5 лет по причине ненадлежащего технического состояния автотранспорта произошли 8269 ДТП, в которых 1242 человека погибли и более 11 тысяч получили травмы.

 

При этом по состоянию на 1 января 2011 года, на территории Приморского края в подразделениях Госавтоинспекции состоит на учёте 770868 транспортных средств, из которых 53685 принадлежит юридическим лицам и 717183 находятся в собственности физических лиц. При этом, рабочая база данных из фактически эксплуатируемых транспортных средств состоит только из 574290 транспортных средств, а остальные (196578) в течение значительного количества времени (более 10 лет) ГТО не проходят, оставаясь состоять на учёте в архивном массиве.

 

Полагаю, что подобная статистка – веский повод заняться наведением порядка в сфере проведения техосмотра.

 

Впервые за десятки лет порядок проведения государственного технического осмотра в Приморье приводится в соответствие действующему законодательству. К сожалению, в крае за эти годы не удалось создать необходимой материально-технической базы для проведения инструментального контроля. Совсем недавно начали появляться предприятия, имеющие материально-техническую базу и современное оборудование.

 

Очередной конкурс среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право проведения проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, должен определить организации и предприятия, способные выполнять государственную функцию по проведению ГТО на территории Приморского края.

 

Одним из первых шагов в этом направлении стала реорганизация бывших регистрационных подразделений ГАИ. В соответствии с требованиями законодательства, по согласованию с краевой администрацией упразднены 29 регистрационно-экзаменационных подразделений. Теперь обслуживание населения Приморского края по вопросам прохождения государственного технического осмотра транспортных средств осуществляют 4 Межрайонных отдела ГТО и РАС ГИБДД УВД по Приморскому краю, дислоцирующихся в городах Владивостоке, Уссурийске, Находке и Арсеньеве, имеющие свои подразделения в Артёме, Спасске-Дальнем, Лесозаводске, Дальнереченске, Партизанске и Дальнегорске, а также в посёлках Славянка и Кавалерово. Кроме этого, данная деятельность осуществляется в двух ОГИБДД ОВД закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), расположенных на территории Приморского края в г.г. Большой Камень и Фокино.

 

В результате, теми же силами стал выполняться больший объём работы. Если в 2009 году государственный техосмотр прошли порядка 367 187 единиц автотранспорта, то в 2010 году их число значительно выросло – до 451647.

 

На сегодняшний день за пунктами прохождения техосмотра закреплены 152 сотрудника Госавтоинспекции. При организации деятельности новых ПТО мы готовы и дальше продолжать эту работу, путём перераспределения личного состава. Хочу подчеркнуть: инспекторы ГИБДД никакого отношения к коммерческой деятельности не имеют.

 

Кроме этого, в подразделениях Госавтоинспекции завершается установка нового программного продукта, позволяющего обеспечить бесперебойную работу подразделений по учёту транспортных средств и прохождению ими ГТО, в режиме реального времени. Что даст возможность проведения осмотра транспортных средств по месту их нахождения на территории Приморского края, независимо от регистрации. Осуществляется электронная запись на технический осмотр на официальном сайте Госавтоинспекции Приморского края (www.25.gibdd.ru). С мая 2010 года по настоящее время на сайт УГИБДД по Приморскому краю обратились 9950 человек за предоставлением в электронной форме государственной услуги – предварительная запись на прохождение гостехосмотра.

 

При этом повысилось принципиальность и требовательность, качество технического осмотра транспорта. За прошлый 2010 год, наверное, впервые в истории Приморского края, признаны неисправными почти 60 тысяч транспортных средств. Замечу, что все они активно эксплуатировались. Следовательно, создавали постоянную опасность жизни людей.

 

Дело в том, что старая система контроля над состоянием автотранспортных средств себя изжила, доказав свою несостоятельность и порочность – тому подтверждение огромное число ДТП прежних лет, совершенное транспортными средствами, не прошедшими технический осмотр (или прошедшими его формально). Как показывали проведенные проверки, значительная часть водителей-виновников ДТП, особенно «на местах», получали заветный талончик по месту жительства, «по знакомству». Во время проведенных нами проверок были даже выявлены такие случаи, когда талонами техосмотра расплачивались за оказанные услуги либо вручали их в качестве подарка к празднику, например – женщинам в честь 8 Марта. Ни о каком реальном осмотре транспортных средств и выявлении существующих недостатков, которые представляют угрозу жизни людей, в таких случаях речи не шло.

 

Возможностей для злоупотреблений при прежнем порядке прохождения ТО, тем более – на местах, было более чем достаточно. Поэтому первые шаги в области реорганизации были направлены на то, чтобы вывести процедуру техосмотра из подчинения местным начальникам, лишить недобросовестных сотрудников возможности злоупотреблять служебным положением, проводя «надомные» операции по техосмотру и регистрации транспортных средств.

 

Еще раз повторю – проблемы с организацией проведения ТО сегодня существуют, но их породила не ГИБДД. Мы заинтересованы исключительно в том, чтобы обеспечить – на деле, а не на словах – безопасность движения и снижение уровня дорожно-транспортного травматизма. К сожалению, это стремление не у всех граждан находит поддержку. Правовой нигилизм приморских водителей беспрецедентен. Но в том, что бывает, когда люди безразлично относятся к требованиям безопасности, нас каждый день убеждают кадры криминальной хроники и сводки дорожно-транспортных происшествий.

 

К сожалению, подобным равнодушием грешат не только владельцы личных автомобилей, но и некоторые руководители автотранспортных предприятий. За отчетный период сотрудниками ГИБДД в транспортных предприятиях края проведены 1768 плановых и внеплановых проверок. По результатам проверок должностным лицам автотранспортных предприятий выдано 2720 предписаний, к административной ответственности привлечены 1462 должностных лица, в суды направлено 134 материала.

 

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 31.07.1998 №880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», при государственном техническом осмотре к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования могут привлекаться на конкурсной основе юридические лица и индивидуальные предприниматели.

 

В соответствии с требованиями п.18 Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденного вышеназванным постановлением, право заключения договора с органом государственной инспекции субъекта Российской Федерации получают участники конкурса, добившиеся положительной оценки по всем основным показателям.

 

Решение о проведении данного конкурса принимает Администрация Приморского края. Договоры заключаются сроком на 1 год, все претенденты участвуют в проведении конкурса на общих основаниях. Исходя из требований гражданского законодательства, их пролонгация невозможна. Какого-либо преимущественного права на заключение договора на новый срок не предусмотрено.

 

В 2010 году, в целях приведения в соответствие действующему законодательству организации и проведения ГТО на территории Приморского края, по инициативе Управления ГИБДД УВД по Приморскому краю, на основании постановления Правительства РФ от 31.07.1998 года № 880 «О порядке проведения Государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ», Администрацией Приморского края проведены 2 открытых конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

 

В соответствии с решением конкурсной комиссии Управлением ГИБДД УВД по Приморскому краю со всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, прошедшими конкурсный отбор, заключены соответствующие договоры.

 

Таким образом, на сегодняшний день, проверку технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре осуществляют 38 организаций на 55 ПТО. Все они обладают достаточной материально-технической базой, а также имеют помещения, приспособленные для полноценной проверки технического состояния транспортных средств.

 

К сожалению, в четырёх муниципальных образованиях (Анучинский, Шкотовский, Кировский и Михайловском муниципальные районы) ПТО отсутствуют по причине того, что претенденты не добились положительной оценки экспертной комиссии в ходе проведения конкурсов.

 

Повышение качества проведения Государственного технического осмотра в совокупности с остальными мероприятиями, проводимыми ГИБДД края, уже привели к снижению не только числа аварий на дорогах, но и тяжести их последствий: за последние годы количество ДТП со смертельным исходом значительно снизилось. Я считаю, это достойный результат нашей работы.

 

Еще раз хочу подчеркнуть, что обязательный порядок технического диагностирования и перечень требований к предприятиям, осуществляющим это диагностирование, определен не органами внутренних дел, а Правительством Российской Федерации. В данном случае сотрудники ГИБДД, равно как и владельцы автотранспортных средств, должны соблюдать Федеральное Законодательство.

 

Отдельно отмечу, что участие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в конкурсе на проведение проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре является добровольным. К сожалению, в ряде районов потенциальных претендентов не нашлось. Именно этим обстоятельством, а вовсе не какими-то происками и бюрократическими проволочками вызвана необходимость гражданам из, скажем, Тернея или Хороля, проходить техническое диагностирование в соседних районах, а не по месту жительства.

 

Есть еще одна проблема, о которой мы часто забываем упомянуть. Сегодня мы сталкиваемся с такой парадоксальной ситуацией, когда автомобилисты с многолетним стажем (по старой привычке), представляя свой транспорт для техосмотра, не считают нужным укомплектовать транспортное средство аптечкой или огнетушителем, забывают собрать необходимый пакет документов. Это приводит к тому, что человеку приходится повторно обращаться в пункт прохождения техосмотра, а подобные затруднения (замечу, возникающие вовсе не по вине сотрудников ГИБДД) вызывают раздражение и недовольство. Сегодня мы делаем все возможное, чтобы избежать подобной ситуации: с одной стороны – избавляясь от недобросовестных сотрудников, с другой – занимаясь правовым информированием водителей.

 

В заключение хочу добавить, что новая система только начинает развиваться, есть уже определенные достижения – в первую очередь снижение аварийности на приморских дорогах, но есть и хорошо заметные недостатки – их мы будем устранять. Надеюсь, что делать это мы будем вместе с главами муниципальных образований и краевой администрацией. Ведь в соответствии с утвержденным порядком проведения процедуры ГТО, именно администрации должны заниматься организацией на подведомственных территориях проведения ГТО, привлечением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке автотранспортных средств с использованием средств технического диагностирования, а также надлежащей подготовке их технических возможностей для участия в конкурсе и успешного прохождения конкурсной процедуры.

 

Буду благодарен, если жители края сочтут возможным информировать руководство Управления ГИБДД о случаях злоупотреблений и нарушения законности при проведении ГТО, необоснованного отказа в выдаче талона о прохождении техосмотра. Кроме того, вы можете обратиться с жалобой в прокуратуру, позвонить на номер телефона доверия Управления ГИБДД (4232) 310-681, Управления собственной безопасности УВД по Приморскому краю (4232) 490-565. Прием обращений также проводится на официальных сайтах Прокуратуры Приморского края, краевого Управления внутренних дел (www.primuvd.ru )

 

А. Лысенко,

главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Приморскому краю.

УГИБДД по Приморскому краю, 22.04.11

http://25.gibdd.ru/news/s85/e24567/

.