В августе Госдума приняла закон, который вступит в силу с 1 апреля 2024 года. На его основании определят территории северного завоза, классификацию грузов, полномочия органов власти в данной сфере.
 
Депутаты Законодательной Думы края встретились с представителями исполнительной власти, чтобы обсудить приведение в соответствие с федеральным законодательством краевого закона «О перечне продовольственных товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Хабаровского края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)».
 
Начальник управления торговли министерства промышленности и торговли Алла Сорока рассказала, что в новом федеральном законе список грузов северного завоза значительно расширен и будет делиться на две категории. К грузам первой категории отнесены топливно-энергетические ресурсы (24 наименования), социально-значимые продовольственные товары (70 наименований), а также большой блок непродовольственных товаров народного потребления первой необходимости (60 наименований), лекарственные средства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания. Именно этим товарам будет даваться приоритет при транспортировке и поставке в северные районы. К грузам второй категории отнесены товары для государственных и муниципальных нужд.
 
Алла Сорока уточнила, что в регионе все поставки грузов осуществляются самостоятельно предпринимателями. Для снижения стоимости продовольственных товаров правительство края субсидирует транспортные расходы для таких бизнесменов.
 
Субсидии на компенсацию транспортных расходов в северные районы предусмотрены государственной программой развития потребительского рынка. За последние три года финансирование увеличивают: в 2022 году выделено 17,4 млн рублей, в 2023 – 24,9 млн рублей, а в 2024 году предусмотрено 31,3 млн рублей.
 
Комментируя итоги совещания, председатель комитета по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры Виктор Лопатин отметил значимость установления приоритетности северного завоза. Это позволит избежать повторения ситуации 2021 года, когда во время разных ограничений для судоходства из-за пандемии жизненно важные для отдаленных районов грузы не всегда перевозились в первоочередном порядке. Порты отдавали предпочтение коммерческим перевозкам. В то же время остается необходимость активнее поддерживать предпринимателей в части транспортировки грузов в северные территории. Кроме того, депутаты предложили исполнительным органам власти рассмотреть возможность закрепления механизма субсидирования транспортных расходов на товары первой категории в законодательстве края.
 
Вопросы совершенствования механизмов господдержки завоза продукции в районы Крайнего Севера неоднократно поднимались Думой седьмого созыва в рамках работы Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье»; при участии в заседании комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики; а также на площадке X Арктического международного правового форума; на заседаниях профильного комитета регионального парламента.
 
Председатель парламента Ирина Зикунова в июне представила обращение в Минэкономразвития России о скорейшей разработке комплексного критерия отнесения местностей к районам Крайнего Севера. Они необходимы для включения в перечень новых территорий. Депутаты предлагают отнести к северным территориям Тугуро-Чумиканский район. Эта работа депутатами будет продолжена.