Рамин Лоскутников
Рамин Лоскутников
Есть очень хороший закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он гарантирует право на достойную и полноценную жизнь, на создание инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми. Но в целом о равноправном включении инвалидов в жизнь общества пока говорить слишком рано хотя бы потому, что даже контракт на изготовление протеза приходится ждать месяцами...
    
Ежегодно ФСС (теперь СФР) проводит опрос инвалидов о проблемах, возникающих при получении государственной услуги по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями. Ваша оценка качества индивидуального подхода при обеспечении протезами? Ваше мнение о порядке и эффективности действующей системы определения стоимости протезов? Каковы фактические сроки обеспечения протезами? Думаю, на эти вопросы будет очень полезно для дела ответить на конкретном примере.
      
Несколько лет назад, после обращения жителей поселка Высокогорный, я подготовила серию фоторепортажей о том, в каких отвратительных условиях местная молодежь занимается пауэрлифтингом. Один из них назывался «Мускулы министерских отчетов». Нажила тогда себе врагов среди чиновников - ведь чтобы не получать по шапке некоторые из них предпочитают видеть в СМИ только позитив. Зато цель была достигнута - проблему решили. И даже не предполагала, что спустя годы, вновь вернусь к этой теме, правда уже несколько по иному поводу.
 
Так вот, живет в поселке Высокогорный Рамин Лоскутников, который занимается этим самым пауэрлифтингом (кстати, паралимпийский вид спорта). О его достижениях чиновники рапортовали, поселковый тренер писал заметки, а телевидение снимало сюжеты: чемпион без ноги достиг звания мастера спорта, завоевывает медали, есть чем гордиться!
  
Но вот раздается звонок от Рамина: «Татьяна Александровна, прошу, помогите…». Оказывается, еще в ноябре 2022-го года у него подошел срок заказа нового протеза. На него он возлагал большие надежды, специально в интернете разыскал контакты с московским предприятием «Салют Орто», известил ФСС о своем желании на заказ не стандартного протеза базовой комплектации, а высокотехнологичного, с помощью которого ему удобнее было бы заниматься спортом и работать.
 
Но, месяц шел за месяцем, наступил 2023 год, а контракт на изготовление никто не заключал. Парню все труднее передвигаться на старом протезе. Ладно, занятия спортом можно на время отложить, но ведь нужно еще и ходить на работу, делами семьи заниматься…  В январе и феврале на звонки отделение СФР в Совгаванском районе по-прежнему отвечало, что известий из Москвы нет, контракт ещё не подписан.
 
В марте, как председатель отделения инвалидов, чтобы разъяснить очень затянувшуюся ситуацию, отправляю запрос в СФР - до каких пор?.. В апреле из Центрального аппарата Социального Фонда России приходит ответ: «…Для обеспечения Лоскутникова Р.Ф. протезом голени модульным, отделением СФР выдано направление от 30.03.2023 на изготовление протеза голени модульного в рамках действия госконтракта №763 от 14.11.2022 года…».
 
После такого ответа Рамин очень расстроился - он терпеливо ждал, думал, что долго не подписывают контракт, так как пока денег нет, ведь московский протез гораздо дороже хабаровского и на тебе, направление получил опять в Хабаровск.
 
Созвонился с отделением СФР в Совгавани, там посоветовали съездить, посмотреть, какой предложат протез и если не устроит, то написать отказ. Ну а затем снова написать им заявление на изготовление протеза…
    
Вот такая придумана неповоротливая контрактная система, идущая вразрез с самим понятием «протезирование», которое вообще то должно оперативно позволять людям с ампутацией ходить, трудиться, вести активный образ жизни…  А что касается занятий спортом, то из практики знаю - инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, у нас очень мало в силу ряда причин: где то отсутствует транспортная доступность, кто-то стесняется, а у кого то и охоту отбивают (например, подобным отношением)…  
 
Рамин пользуется протезами уже 12 лет и говорит, что за эти годы у него еще ни разу не было хорошего, полностью его устраивающего протеза. А ведь главный критерий при выборе протеза - степень активности, на который он рассчитан. И как после такого стимулировать активность спортсменов на инвалидности?
    
На этой неделе уже дважды посмотрела телерепортаж ДВТРК о бионических протезах - на грани фантастики! Изготовители зазывают инвалидов в Хабаровске воспользоваться сверхновинкой. Нам стремятся показать, что реабилитационная индустрия развивается. И это действительно так - современные протезы способны изменить самооценку человека. Поэтому очень надеюсь, что после изготовления нового протеза не ухудшится качество жизни и у Рамина.
 
Председатель отделения ХКО «ВОИ» Ванинского района Татьяна Седых.