Владимир Путин, Юрий Трутнев и Алексей Чекунков
Владимир Путин, Юрий Трутнев и Алексей Чекунков
Полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев по окончанию ВЭФ на брифинге подвел итоги работы форума. Вот что он сказал.
 
- Прежде всего седьмой Восточный экономический форум, как и предыдущий, - это шаг вперед по развитию Дальнего Востока. Шаг не только с точки зрения количества гостей или количества и объема соглашений, хотя и эти показатели высокие.
 
Это первый постковидный Форум, в котором приняли участие более 7 тыс. гостей. Подписано соглашений на общую сумму 3,255 трлн рублей. Это тоже рекорд.
 
Но дело не только в этом. Дело в том, что вырабатывались решения. Люди работали по 90 направлениям. Эти решения докладывались Президенту. Значительная часть этих решений поддерживалась.
 
Есть возможность двигаться вперед быстрее. Что же касается того, куда и как будет двигаться Дальний Восток и что он из себя представляет, очень трудно каким-то одним словом охарактеризовать 40 процентов территории самой большой страны мира.
 
Значение Дальнего Востока несомненно выросло. Экспортные потоки, которые развернулись полностью в восточном направлении, создают и новые вызовы, и новые возможности.
 
 Новые вызовы связаны с необходимостью большего развития транспортных магистралей и Восточного полигона, и Северного морского пути.
 
Новые возможности связаны с большей интенсивностью работы с дружественными странами, особенно по направлению развития технологий. Все это мы Президенту доложили. По целому ряду приняты решения, которые помогут нам дальше быстрее работать.
 
Мастер-планы
 
Это не будет ежегодным мероприятием. До первого марта мы должны их все закончить. Мы будем еще просить Владимира Владимировича заслушать мастер-планы. Но этот процесс мы не собираемся затягивать на годы вперед.
 
Нам уже сейчас надо заканчивать работу с мастер планами. Определять в Правительстве источники финансирования, потому что это самое важное. А дальше переходить к проектированию и строительству, реализации этих мастер-планов для того, чтобы города у нас преображались на Дальнем Востоке.
 
Приоритизация ДФО
 
Работать это будет замечательно. Я совершенно точно понимаю, как. Мы, конечно, не напишем в законе «надо, чтобы Дальний Восток всегда был лучшим». Лучшим надо не по записи, а по факту являться. О чем был этот разговор?
 
Разговор в части доклада Президенту Российской Федерации был о том, что у нас есть конкуренция, что целый ряд министерств разрабатывает свои преференциальные режимы: что-то позаимствовали у нас, что-то улучшили, получилось так, что по целому ряду показателей - по срокам, например, предоставления преференций - мы начали немножечко просаживаться. То есть мы начали проигрывать. Это недопустимо.
 
Поэтому я дословно повторю то, что вчера сказал Владимиру Владимировичу, что для безукоснительного выполнения его поручения по ускоренному развития Дальнего Востока необходимо, чтобы все режимы на Дальнем Востоке были лучшими. Это что значит?
 
 У нас есть таблица, мы ее вчера показывали. Вот по этой таблице смотрим. И поскольку Президент одобрил, он сказал «да», мы просто в поправках закона выставляем те показатели, которые сегодня являются лучшими по стране, то есть мы выставляем те показатели, где чуть-чуть лучше режимы специальных инвестиционных контрактов, где чуть-чуть лучше в инновационной зоне «Сколково», то есть мы все докручиваем и улучшаем до уровня лучших значений. Потому что действительно если мы хотим, чтобы Дальний Восток развивался быстрее, есть только один путь - улучшать преференциальные режимы, чтобы все инструменты были лучшими. Поэтому мы это сделаем.
 
Международные отношения
 
По поводу международной повестки. Очень трудно разделить. Мне кажется, что на этом Восточном экономическом форуме как раз было очень много вопросов, связанных именно с Дальним Востоком, а то, что Дальний Восток приобретает все большее международной значение, наверное, это наша с вами (обращение к журналистам) общая работа, общий труд в конце концов.
 
Мы никого не уговаривали, гости сами говорили по очереди, что Дальний Восток является центром притяжения. Это наша с вами работа общая.
 
Про министерство по туризму для ДФО
 
Я бы не стал об этом говорить по простой причине. Структура Правительства определяется Президентом Российской Федерации. А предложения дает Председатель Правительства. Этот вопрос их компетенций.
 
А самое главное - я считаю, что вопрос не в том, как это будет называться, а вопрос в том, как это будет работать. Две простых цифры назову. У нас увеличение притока туристического на Дальний Восток - 38 процентов. А места размещения подросли на 8%. Это значит, что идет отставание от того, что мы можем предложить, от того, что мы можем предложить людям. А в этом случае спор, который вчера был, - надо дополнительные преференции, не надо дополнительные преференции - он теряет смысл.
 
Уровень налогов как раз определяется тем, как с этими налогами в состоянии жить бизнес.
 
Если бизнес отстает, если средства не вкладываются в развитие инфраструктуры туризма, значит налоги избыточны. Это должно быть понятно любому человеку, который знаком с экономикой. Все всякого сомнения надо увеличивать на Дальнем Востоке преференции по отношению к строительству гостиниц…
 
Трансграничные ТОРы
 
Как мы видим режим международного ТОРа? Прежде всего это режим максимально благоприятный для тех стран, с которыми мы работаем. Потому что возможность инвестора только одна: инвесторы должны себя чувствовать спокойно.
 
Дополнительную защищенность международного ТОРа мы видим в том, что он будет работать на основе не только законодательства России, но на основе межправительственных соглашений, а это уже более жесткая конструкция. Далее. Мы хотим предоставить возможность работы в национальных валютах стран, которые будут с нами работать. Мы хотим целый ряд улучшений, связанных (в принципе на слайде было, поэтому буду рассказывать) с третейским судом, например.
 
С особым порядком регистрации бенефициаров. Там есть несколько важных предложений, которые, на мой взгляд, существенно поднимут востребованность таких территорий именно по отношению к работе с иностранными инвесторами. Это серьезная работа. Довольно много надо менять.
 
Достаточно много там будет регуляционных предложений. Но общее отношение Владимир Владимирович сформулировал. Он сказал, что надо делать. Что касается того, какие страны заинтересованы, я вам секрет не раскрою. Поверьте на слово, что - да. Но до того, как мы дошли до каких-то твердых соглашений, я бы считал, что об этом рано говорить.
 
Турсбор
 
Точно не возьму на себя функцию определения, где надо вводить туристический сбор. Вы же понимаете, что сбор, конечно, поможет получить дополнительное финансирование в том числе на обустройство каких-то туристических объектов.
 
В то же самое время - это нагрузка на людей. Поэтому здесь всегда важно найти баланс. И я вот сейчас говорить не хотел бы.
 
Я уверен в одном: надо сбалансировать уровень налоговой нагрузки таким образом, чтобы рост инвестиций в туристическую инфраструктуру совпадал с ростом ее востребованности. Пока существенно отставание. Вот это надо сделать. А собирать или не собирать деньги с людей, совершенно сейчас не готов на этот вопрос отвечать.
 
Восточный полигон
 
Конечно, буду (ответ на «будете ли содействовать развитию Восточного полигона»). Куда же мы денемся все от этих вопросов. Но Форум ценен именно тем, что мы стараемся сделать его не просто местом встреч.
 
Мы стараемся его сделать местом обсуждений. Мы стараемся собрать людей, которые могут что-то привнести, у которых есть идеи. Вчера была встреча с модераторами. Насколько я понимаю, она достаточно скупо освещалась.
 
На встрече Президента с модераторами было отдельное выступление компании, которая просто предложила вместе с крупным банком - Газпромбанком - выйти в режиме концессии и построить значительное количество объектов железной дороги быстрее. Владимир Владимирович дал поручение вместе с Правительством проработать и представить согласованное или несогласованное предложений.
 
Старт на ВЭФ-2022 конкурса «Дальний Восток - земля приключений»
 
Мы договаривались, что последний день Форума - это день старта конкурса. Поэтому мы считаем, что конкурс поехал. Сайт готов. Все, кто подал заявку на сайте, могут путешествовать, только осторожно и внимательно.
 
Говорить о первопроходцах при обсуждении итогов конкурса мы будем, потому что история, исторические аспекты путешествий будут одним из критериев, по которым путешествие будет оцениваться. Но я считаю, что ограничивать только этим неправильно. Каждый человек имеет право на свои открытия. Имеет право на свои лучшие путешествия.
 
Мы хотим, чтобы люди приезжали на Дальний Восток. Узнавали его. Чтобы те люди, которые живут на Дальнем Востоке открывали для себя новые уголки, потому что это огромная территория, территория прекрасная. И действительно есть много мест для открытий. Я очень надеюсь, что это состоится.
 
Меры безопасности для туристов после трагедии на Камчатке
 
Любое путешествие включает в себя элемент риска. Тем не менее мне кажется, что это лучше, чем сидеть на диване и смотреть телевизор. В то же самое время надо сделать все возможное, чтобы эти риски уменьшить. Все ли делается? Нет!
 
Мне не нравится, как сегодня обеспечивается безопасность жизни людей. Я немножко в этом разбираюсь. У меня на счету три высших категории сложности, полтора десятка походов. Я знаю, как это делается. Делается немножечко по-другому. Я не буду сейчас отрывать у вас время, но я обещаю, что вернусь в Москву, приглашу коллег из всех организаций, которые занимаются так или иначе вопросами, связанными с безопасностью туризма: и из МЧС, и из Ростуризма.
 
Мы вместе поговорим о том, как это правильно сделать. Это надо собрать. Цепочка разобрана. Есть некоторые решения, который приняты не совсем правильно. Например, безопасность группы пытаются решить за счет сертификации гидов. Не решат. Потому что сложные путешествия, а на Камчатке это было категории 3А, что приравнивается к пятой категории сложности по туристической классификации. Это очень высокая сложность. Там каждый должен быть человек подготовлен. То есть допуская на поход категорийный, необходимо проверять подготовку каждого члена. Она проверяется.
 
Есть такая система, называется квалификационная комиссия. К сожалению, заявку маршрута на квалификационную комиссию группа, которая вышла на Камчатку, не подавала, допуск не был дан. Со всем этим надо разобраться. Надо, я думаю, сделать так, чтобы без допуска маршрута квалификационной комиссии группа не могла выйти на маршрут, во всяком случае не могла зарегистрироваться…. Эти вещи должны быть связаны.
 
Про то, чтобы поделиться опытом по подготовке мастер-планов с ЛНР и ДНР
 
Мы работаем. Мы делиться собираемся не мастер-планами. Мы собираемся делиться работой. Сегодня у нас в 7 территориях освобожденной части Донбасса работают наши группы от регионов. Собран штаб. Полпредство - там тоже работают наши коллеги.
 
Я постараюсь в ближайшее время там тоже побывать. Там идет большая работа. Она идет квалифицированно. Мы рубежной датой считали первое сентября, потому что первого сентября должны были отрыться школы, должно было быть отопление в домах. Там все в порядке. Мы стараемся помогать.
 
Количество подписанных соглашений на ВЭФ-2022
 
Соглашения посчитали. Говорят, больше 260-ти.
 
Про то, что обсуждалось с Президентом
 
Очень важным вывод всех преференциальных режимов на Дальнем Востоке - выйти на лучший российский опыт. Нам надо подтянуться, и мы это обязательно сделаем.
 
Мне кажется очень важным шагом международные ТОРы. Это то, что будем делать только мы. А вот то, что будет все Правительство - это, конечно, Восточный полигон. Конечно, Северный морской путь, и, конечно, разработка технологий, особенно в выпавших технологических звеньях.
 
Благодарность СМИ
 
Я хочу вас всех поблагодарить. Время сейчас совсем не раннее. Но вы вместе продолжаем работать. Спасибо вам большое. Без вас мы не сможем Форум ни показать, ни открыть, ни рассказать людям, что мы тут делаем.