Валерий Вощевоз |
|
Полиции и ОМОНа вокруг площади Победы в центре Благовещенска в тот день оказалось кратно больше, чем участников церемонии. Пострадал при этом председатель координационного совета ветеранских организаций Амурской области комбат Вощевоз - больше ни на кого протоколы не составлялись. «Новая» связалась с ветераном.
Как сообщает информационный канал «Алло, район!», штраф в 11 тысяч Валерию Вощевозу выписали за участие в несанкционированном мероприятии, еще один, в тысячу, - за то, что был без маски. Впрочем, сам он насчет второго не уверен.
«Ни один судья толком не прочел протокол. Там что-то неразборчиво написано, - объясняет наш собеседник. - Первый штраф - участие в несанкционированном мероприятии. В каком? У меня мать умерла, ветеран войны. Я к ней на могилу хожу, цветы ношу - это я тоже согласовывать должен? У меня такие же боевые награды, какие были и у советских солдат. Мой дед где-то под Москвой погиб, рядовым был. Почему я должен про это забыть? Второй штраф - за намордник (так Валерий Васильевич называет медицинские маски. - В. Ф.). Я намордники не ношу, очень плохо на них реагирую. У меня есть справка, что намордник мне носить нельзя. Так за что тогда? Не выдали мне еще бумагу, вот выдадут - узнаю, что ж в протоколе-то написано?
Мы такие мероприятия проводим постоянно, до этого таких претензий не возникало. А тут круглая дата - 80 лет контрнаступлению под Москвой. Вообще-то такие вещи должны власти проводить. Но им неинтересно, наверное, ведь за это денег не дают. Кроме как воровать бабки, ничего не получается у них - это мое личное мнение, так и пишите. А полицаи - может, услышали «зов предков» и поступают так же, как их предшественники в войну.
Я столько ментов, как в тот день, у нас в Благовещенске не видел никогда!
Два автобуса с омоновцами пригнали. Никого не пускали на площадь Победы, разворачивали - и многие действительно уходили. Кто понаглее и законы знает, просто шел мимо: как вы мне можете запретить быть на площади? Обступили мою машину. И как я пошел - они за мной. Говорят: садитесь в автомобиль для установления личности. Я им паспорт даю - устанавливайте, кто вам мешает? Нет, они меня все в автомобиль пытаются посадить. Заявляют, что я не выполняю законные требования сотрудника полиции. Обещают силу применить. Я полицаям отвечаю: «Чё вы меня пугаете? Я вообще-то под пули ходил!» А нас там 5‒6 «афганцев» со мной вместе. Рукопашную бы устроили. Они помоложе, понятно, что победили бы нас, но мы бы поборолись! Посмотрели-посмотрели и не стали в драку лезть».
В СМИ анонсов о предстоящем 5 декабря мероприятии не было, так что сработало сарафанное радио. Пришло человек 40 - ветераны локальных войн, «граждане СССР». Но оштрафовать решили только Валерия Вощевоза.
«Видимо, рожей не вышел! - смеется ветеран. - Не просто так именно я попал под санкции, в этом можете не сомневаться. Власти меня недолюбливают, а я их. Я-то знаю, как все изнутри работает, - сам был инспектором федеральным, полпредом президента в Амурской области. Пытаюсь заставить чиновников, депутатов работать в рамках законодательства. Социальные законы принимать. «ЕР» я не раз называл «антиветеранской партией» за то, что она игнорирует законы, внесенные в пользу ветеранов. Сейчас могу сказать, что она вообще антинародная. Дима Саблин наш в Думе сидит (депутат Госдумы, с 2000 по 2013 год - первый заместитель председателя ветеранской организации «Боевое братство». - В. Ф.): ты-то почему не голосуешь за эти законы?! Сидишь там, кнопку «против» не жмешь, потому что стыдно - делаешь вид, словно тебя нет.
Я всегда жестко высказываюсь. Про власть сейчас плохо и сказать-то нельзя, а хорошего сказать нечего. Да и в советские времена я постоянно в оппозиции находился, и партийные взыскания у меня бывали. Не нравилось, когда говорят одно, а делают другое - замполиты эти… Вся эта вечная гонка: мы впереди Запада, надо еще лучше, а на деле пшик. Россия сейчас идет ровно по этому пути, только в СССР еще и хорошее было, а мы худшие качества оттуда позаимствовали».
15 февраля в Благовещенске цветы и венки к памятнику воинам-интернационалистам возлагали аж в четыре захода - сперва чиновники, депутаты с речами. Потом - курсанты командного училища во главе с новым начальником генерал-майором Александром Игнатенко (с его предшественником Владимиром Грызловым, братом экс-спикера Госдумы, у Валерия Вощевоза тоже был затяжной конфликт; а вот с Игнатенко даже договорились в следующем году совместное памятное мероприятие организовать). А в 16 часов уже прошли ветераны - молча отдали воинские почести…
«Мне и 15 февраля пытались всучить какое-то распоряжение. Менты, как псы, на меня набросились, только увидали: то не говорите, это не говорите, против QR-кодов не высказывайтесь, про прививки, еще про какой-то шмурдяк. Я к этому всему отношусь отрицательно, но у нас тематика мероприятия совершенно другая, при чем тут вообще все это? Нас собралось человек 150 ветеранов, более 30 семей погибших воинов. Я лично добивался, чтобы этот памятник в Благовещенске установили…»
Ветеранские организации Амурской области решили поддержать боевого товарища и предлагают скинуться ему на оплату штрафа. Не помногу, по одному рублю. Только в маленьком Приамурье, по данным пресс-службы Восточного военного округа, сегодня живет около 800 ветеранов войны в Афганистане.
«Я - военный пенсионер, найдем, как штраф заплатить, - уверен Валерий Вощевоз. - И обязательно будем обжаловать решение суда с моими адвокатами. Но вы понимаете, дело не в деньгах, а в отношении. Я заинтересован, чтобы люди знали, как наши власти относятся к исторической памяти».
Справка
Валерий Васильевич Вощевоз, 65 лет. Окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище (позже в нем преподавал), Военную академию им. М.В. Фрунзе в 1991 году, РАНХиГС при президенте РФ. С 1986 по 1988 год служил в Афганистане, в 177-м мотострелковом полку 108-й дивизии. Командовал взводом, потом батальоном; подразделение охраняло дорогу из Термеза в Кабул. Кавалер орденов Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, награжден медалью «За боевые заслуги». Отличился и на госслужбе: в 1996‒2000 гг. Вощевоз работал полномочным представителем президента России в Амурской области (до введения федеральных округов существовала такая должность). В 2000 году стал главным федеральным инспектором в регионе. В 1993 году возглавил областное отделение Российского союза ветеранов Афганистана. Сейчас - председатель координационного совета ветеранских организаций Амурской области, заместитель председателя Российского союза ветеранов-афганцев по ДФО.
Валерия Федоренко
«Новая газета во Владивостоке» №630, 24.2.22