часть 1, часть 2
 
Случались и разные истории. Некоторые стоит описать отдельно. О некоторых расскажу коротко.
 
В Барнауле какие-то два типа в супермаркете долго мне объясняли, какая длина волос должна быть у мужика. Непонятно, из какого колхоза оба нарисовались, но моя не самая особая для крупного города внешность показалась им почему-то смешной. Мне лично эти двое были совсем не интересны, но иногда бывает, что именно с такими приходится вступать в бессмысленный разговор не по своей воле.
 
На мой вопрос "почему короткие" у собеседника логика тут же заела. Видимо, некие "пацанские" понятия являются своего рода старым догматом для этих персонажей, хотя со мной общались далеко не юнцы.
 
Ведь даже с практической точки зрения, носить длинные волосы проще, чем короткие. Потому что короткие волосы надо регулярно укорачивать. Длинные можно вообще не стричь никогда. А всякие женские заморочки с ними тут вовсе не обязательны. Можно с волосами вообще ничего не делать.
 
Забавный довод родил мой оппонент, повысив тон:
- Вот, ты сейчас выйдешь на улицу, тебя в ментуру заберут!
- Что, серьёзно?
- Ну, да! Бобик будет ехать - заберут без вопросов!
Настолько это был неожиданный аргумент с его стороны, что я не нашёлся, чего ответить. Без комментариев. Хотелось улыбнуться. Этот человек уже напрягался из-за отсутствия каких-либо разумных объяснений. Того гляди, могли начаться просто наезды. А ведь это всё характеризовало лишь его самого.
 
Ментура у него на лице была написана. Если вы где-то увидите объявление "Внимание, розыск", то там будут висеть физиономии скорее как у этих двоих. Здесь была явно экстраполяция собственного жизненного опыта. Видно, его не раз самого задерживали стражи правопорядка, и он знает, о чём говорит. Честно говоря, у меня такого опыта никогда в жизни не было, чтобы меня всерьёз задерживали, сажали в воронок, помещали в КПЗ. Мне оставалось только искренне удивиться, как ему такое вообще пришло в голову.
 
Ладно, проехали. Я сделал вид, что принял к сведению такое предостережение. Задал ему последний вопрос:
- Ну, а разве вы не встречали музыкантов, художников, людей искусства? Да и священство тоже. Очень многие носят длинные волосы.
- Мне такой тип незнаком, - сказал он, немного подумав.
 
Был ещё один аргумент с его стороны, который я не воспроизведу здесь. Его компаньон заулыбался, оценив похабную остроту. Затем они удалились из публичного места.
 
Другая встреча с представителем глубинного народа произошла на вокзале Екатеринбурга. На этот раз без притязаний, с искренним интересом. Немолодой человек поинтересовался у меня, кто я и откуда, чем занимаюсь. Я ему коротко рассказал о себе. Чтобы дать понять ему, какую музыку я исполняю, что-то включал ему на смартфоне.
 
Мой собеседник недавно освободился. Не припомню, по какой причине он угодил в не столь отдалённые места, но, кажется, сущая ерунда была, и он пробыл там недолго. Ехал домой. Средств было в обрез.
 
В этот день у меня как раз обломился концерт в пивбаре - провал организации. Послевкусие паршивое. А он мне сразу сказал, почему так произошло:
- Всё потому, что ты всю их натуру наизнанку выворачиваешь.
- Правда?
- Ну, я же слышу в твоих песнях. Поэтому они не хотят такое слушать.
 
Я предложил ему приобрести мою книгу. Он заинтересовался, но сказал:
- Читать-то я люблю. С большим удовольствием. Но только, сам понимаешь, я же освободился... Со средствами беда. Только если ты мне её подаришь.
 
Что я и сделал с большим удовольствием. Наскоро подписал экземпляр книги и пошёл садиться на свой поезд. Наверное, благодаря этой встрече можно расценивать результат посещения Екатеринбурга в этот раз как положительный.
 
Забавный и подозрительный случай был, когда я хотел вписаться в Ростове-на-Дону. Как-то раз мне писал человек оттуда - звал в гости. Это всегда приятно, когда тебя приглашают. Но в самом Ростове мне не было нужды останавливаться - есть родные в области, которые всегда мне рады.
 
Нужда возникла в этот раз, когда у меня возникло окно в расписании между Ставрополем и Таганрогом, а двоюродная сестра в ближайшем Азове подхватила какую-то заразу и принять меня не могла. Нужно было хотя бы сутки провести в Ростове. Я написал этому человеку, и в ответ он попросил у меня... фото паспорта и сертификат о вакцинации от Covid-19(!). Я извинился, сказал, что не привит, и поехал в Таганрог без задержек в Ростове. На мой отказ он ответил: "Очень жаль. Я так хотел тебя повидать..."
 
Будь я вакцинирован, я бы и не поехал к нему. Думаю, другой бы на моём месте также нашёл более лояльного хоста даже в нынешнее подогретое страхами время. Не знаю, чем продиктованы такие официозные требования от самого обычного человека, но я опасаюсь, что в некотором будущем это может стать неким правилом, появятся нравы, как в цивилизованной Европе, ещё будут выставлять дорогому гостю счёт за воду, за еду и всё остальное. Надеюсь, такого у нас никогда не произойдёт.
 
Впрочем, я скоро всё же поставил вакцину. Первый компонент мне вкололи в Таганроге, второй - в Красноярске. Первый компонент по ощущениям был как обычная вакцина (например, от энцефалита). Второй оказался круче: на следующее утро поднялась температура до 37, и мне даже пришлось переносить поездку в Иркутск, чтобы не садиться в поезд в состоянии недомогания.
 
За весь тур я заболел один раз - простудился на Алтае. Обычное дело осенью. Лечился голодовкой, сырой диетой. Всё обошлось соплями и небольшим недомоганием в самом начале без температуры.
 
Серьёзный вирус, типа ковида, снова не пробил естественного иммунитета. Полагаю, мне прививаться от него действительно без надобности, если он на меня не действует. Вакцина мне теперь нужна только для преодоления административных ограничений и беспрепятственного выезда за границу.
 
В гостях у путешественника Антона Кротова, у которого я уже стал по традиции проводить свои московские встречи, ради интереса взвесили все мои вещи. Получилось 71 кило. Это в момент въезда к нему на хату. Когда уезжал, я добрал себе своих книг из кротовского комплекта и прихватил свою "зимнюю" одежду, которую перед отъездом из Хабаровска высылал ему вместе с большой коробкой книг "Галоп по нищим сёлам". Так что, возможно, весь мой багаж весил тогда где-то 74. Даже если у Кротова врут весы, но седьмой десяток кг., видимо, уже достигнут и превышен - двукратный перевес нормы провоза багажа в поезде РЖД, за который я в большинстве случаев ничего не доплачиваю.
 
Сам я вешу примерно 62-63 кг. Утащить на себе больше своего веса без помощи тележки, как видно, вполне реально. Наверняка при необходимости и должной тренировке можно даже больше: 80, 90 и все 100...
 
Здоровье, слава Богу, пока не шалит. Единственно, во время таскания тяжестей я стал заматывать эластичным бинтом левую ногу, на которой у меня старый варикоз. Про себя решил, что когда я стану совсем седым, немощным и старым, то обзаведусь тележкой. Уменьшать свой основной багаж, видимо, не буду. Посмотрим...
 
Когда-то в давнюю студенческую пору произошла комичная история, послужившая, видимо, предпосылкой к моему нынешнему образу жизни. Я тогда был тощим ботаником с шевелюрой, как у Эйнштейна. В то время я ещё не способен был не то что нынешнюю дистанцию пробежать, но в нормативы по физ-ре укладывался кое-как.
 
Но была у меня одна причуда, какой не было ни у кого из знакомых студентов. В институт я ходил всегда с большой сумкой, в которой таскал все тетради по всем предметам. Вместо того чтобы брать только необходимое на текущий день, штук 5 тетрадей, я таскал все тетради и даже какие-то учебники - не помню уже... Сумка была объёмная и тяжёлая. Это тем более выглядело нелепо, учитывая, каким я тогда был слабосильным. Тогда меня ещё не интересовал никакой спорт.
 
Да и учился я так себе. В своих облаках где-то витал. Мечтал. О творчестве думал. В отвлечённые вещи погружался. Был я жутко рассеянный, неорганизованный. Постоянно всё забывал. Именно поэтому я и таскал все тетради, чтобы меньше думать о том, что сегодня брать, что не брать... Всё с собой. И голову забивать не нужно.
 
Назначали меня старостой группы на первом курсе. На втором я сложил полномочия старосты, передал их своему другу. Неправильно быть старостой и узнавать новости для студентов самым последним, отмечать чужие прогулы - что-то было это всё совсем не для меня...
 
Однажды после бассейна на физ-ре я шёл на пару. Поднимался на 4-й этаж. Что-то подозрительно моя сумка мне тянула плечо. Тягостно было идти. Я не мог понять, почему... В бассейне разморило? Переплавал лишнего? Наверное. Кто знает...
 
Я немного опоздал. Захожу, сажусь в задний ряд. Открываю сумку. Ищу нужную тетрадь и вдруг вижу... кирпич. Достаю кирпич во время лекции и думаю, в кого бы им метнуть. Но скоро я оценил шутку. Подсунувшие мне его неизвестные приколисты рассчитывали явно, что Баканов кирпич-то не заметит. Так оно и вышло.
 
А если мне сейчас подсунуть два кирпича, я точно не замечу. Видно, тогда это было знаком.
 
Постоянная физическая и моральная нагрузка в дороге - не уютненький уголок, личное пространство, всё такое, как у себя дома... Постоянно люди, соседи, которых не выбираешь. Как в такой обстановке заниматься творчеством?
 
Приходится и к этому приспосабливаться. Теперь в дороге я пишу тексты будущих песен. Надо лишь только отрешиться от всего на второй полке плацкарта, уйти в медитацию в наушниках и писать. Нужно действовать, невзирая на обстоятельства.
 
В любое свободное время - на вписке, или готовясь к концерту, можно музицировать. Главное найти время. Главное, чтобы процесс шёл непрерывно.
 
Но надо же ещё планировать? Искать новых людей, зондировать города, писать в кучу мест... Верно, от суеты никуда не денешься. Но теперь я считаю, что довольно мне и тех людей, кого уже нашёл. Они и будут теперь моей постоянной опорой.
 
Теперь я отхожу от стратегии, что надо постоянно ехать в новые города. Прежние не подводят, стараются. Значит, можно приезжать и выступать, как в Воронеж 4 раза в один год, или в Курск - 3 раза. Хуже не будет.
 
Значит, теперь появились друзья, которые хотят меня снова видеть. Разве это плохо? Значит, надо ехать к ним. Несколько раз в год - разве ж это зачастил?
 
Друзья - это прекрасно! Это те, ради кого надо ехать. Не за удачей, не за длинным рублём или евро. Это я хорошо понял сейчас, когда стали закрываться другие возможности - площадки для выступлений закрыты. Зачем тогда ехать?
 
Но друзья открыты всегда. Поэтому состоялось столько квартирников. Повсеместный локдаун преподал мне урок. Кого надо искать, куда писать, кому звонить - теперь это прояснилось отчётливей. Хорошие люди есть везде. Их и надо искать первым делом. Ради них и надо стараться.
 
А все остальные? Не знаю... Я вижу огромные современные новостройки. Кто в них живёт? Каковы их интересы? Я наблюдаю большинство - в умах дикость какая-то, примитив, шаблоны... Ничего им не надо более естественных надобностей. Может, я преувеличиваю... Дай Бог когда-нибудь их всех увидеть на своих концертах, кроме тех очень немногих основных, кто сам так или иначе имеет отношение к искусству.