Механизмы функционирования территорий социально-экономического развития, защиты инвесторов и предпринимателей в дальневосточных регионах обсуждены Генпрокуратурой России и Минвостокразвития России.
 
Под председательством заместителя Генерального прокурора РФ Дмитрия Демешина состоялось заседание межведомственной рабочей группы, в котором в режиме видеоконференцсвязи приняли участие руководители Минвостокразвития России, органов исполнительной власти регионов, правоохранительных органов, бизнесомбудсмены и представители предпринимательского сообщества из Москвы, Хабаровска, Владивостока и других городов Дальнего Востока.
 
Открывая совещание, замгенпрокурора России Дмитрий Демешин отметил, что обеспечение социально-экономического развития Дальнего Востока является национальным приоритетом, задачей всех уполномоченных органов. Налицо серьезные позитивные изменения в регионах, где созданы территории опережающего развития, рост числа резидентов ТОР (с 470 до 537), а также увеличение объема инвестиций за год на 20 %, который составляет почти 4,5 триллиона рублей.
 
Вместе с тем, не все механизмы, влияющие на развитие территорий, используются в полной мере.
 
Несмотря на общее увеличение числа резидентов ТОР, с 2018 г. наблюдается существенное снижение темпов их привлечения. В восьми территориях опережающего развития Амурской области, Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях, Республике Бурятия и Еврейской автономной области в текущем году привлечено лишь три новых резидента в суммой инвестиций в размере 600 млн рублей.
 
Основной причиной этого является длительное необеспечение резидентов необходимой инфраструктурой и земельными участками. В настоящее время из 145 мероприятий по строительству коммуникаций для резидентов выполнено лишь 55 или 35%. В ТОР Приморского, Хабаровского, Камчатского краев более 4 лет срываются сроки строительства внутриплощадочных коммунальных сетей, котельных, производственно-административных зданий.
 
В текущем году органами прокуратуры пресечено около 500 нарушений закона.
 
Повсеместно прокурорами пресекались срывы сроков обеспечения резидентов ТОР земельными участками и инфраструктурой. В Хабаровском крае только после вмешательства прокуратуры региона резидент ТОР «Хабаровск» ООО «Грин Агро-Хабаровск» получил земельный участок для расширения инвестиционного проекта по строительству животноводческого комплекса в с. Шереметьево.
 
Во исполнение принятых прокуратурой Приморского края мер резиденты ТОР «Большой Камень» обеспечены необходимыми для реализации инвестиционных проектов земельными участками.
 
Имели место факты создания административных барьеров в деятельности резидентов ТОР.
 
Например, в Республике Саха (Якутия) по иску прокуратуры Верховным судом республики отменены положения градостроительного регламента муниципального образования «Нерюнгринский район» в части возложения на резидентов ТОР дополнительных административных барьеров.
 
По аналогичным обстоятельствам в указанном регионе опротестованы отдельные положения Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск».
 
Прокурорское вмешательство потребовалось для приведения в соответствие с федеральным законодательством региональных и муниципальных актов, которые не предусматривали особенности формирования ежегодных планов проверок и специальный порядок реализации проверочных мероприятий в отношении резидентов ТОСЭР.
 
Устранены нарушения прав хозяйствующих субъектов на своевременную оплату заказчиками обязательств, погашена задолженность перед предпринимателями в сумме около 4,4 млрд рублей.
 
Вместе с тем, сохраняется сумма долга в размере свыше 1,3 млрд рублей за бюджетными учреждениями и организациями Приморского (568 млн рублей), Забайкальского (268 млн рублей) краев, Республики Бурятия (159 млн рублей) и Еврейской автономной области (135 млн рублей).
 
При осуществлении полномочий по согласованию внеплановых проверок в истекшем году органами прокуратуры отклонено более трети от общего числа поступивших заявлений контролирующих органов. Из поступивших за 9 месяцев 2021 года 1,4 тыс. заявлений как необоснованные отклонено 39% (563), большая часть из которых (64% или 358) в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.
 
С 1 октября текущего года органы прокуратуры приступили к согласованию планов проведения плановых проверок контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 г.
 
При проведении данной работы прокурорами учитывались категории риска, виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, определенных действующим законодательством.
 
В результате количество запланированных на будущий год органами контроля КНМ в округе уже сократилось более чем на четверть в сравнении с прошлым годом (с 29 тыс. до 21,5 тыс.).
 
По результатам обсуждения этих и других проблем Дмитрий Демешин указал на необходимость сосредоточения усилий всех ведомств на завершении строительства объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития в кратчайшие сроки.
 
Он отметил, что недопустимо предоставление резидентам земельных участков без фактической возможности подключения к инженерным коммуникациям, а также в отсутствие дорожной сети. Поручил прокурорам во взаимодействии с контрольно-надзорными органами инициировать комплексные проверки полноты и качества выполненных подрядчиками работ по проектированию и возведению инфраструктуры ТОР, законности получения ими бюджетных средств в рамках исполнения контрактов.