Фото: пресс-служба ЯО РГО
Фото: пресс-служба ЯО РГО
Русское географическое общество на лето 2021 года запланировало масштабный проект по изучению состояния аэропортов Алсиба - воздушной трассы, начавшей действовать в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Объектами исследования станут четыре аэропорта Якутии: Олёкминск, Тёплый Ключ, Оймякон, Усть-Мая.
 
1 апреля 2021 года на поиски пропавшего самолёта на озеро Себян-Кюёль в районе Верхоянского хребта отправилась совместная экспедиция Якутского отделения Русского географического общества, Якутского регионального отделения Российского союза спасателей и регионального управления МЧС.
 
Якутия была центром трассы Алсиб. Маршрут по перегонке самолётов, поставлявшихся в СССР по договору ленд-лиза с Аляски в Красноярск, действовал с 1942 по 1945 год. В регионе были оборудованы основные и вспомогательные аэродромы, некоторые из которых организовали на реках и озерах. Они могли принимать боевые машины в зимнее время.
 
Всего за годы войны через Алсиб прошло 7928 самолётов. Трассу также использовали для перевозки важных грузов, дипломатической почты и перелётов государственных деятелей Советского Союза.
 
Маршрут Алсиба был крайне сложным из-за большой протяжённости и суровых природных условий. На трассе случались вынужденные посадки и катастрофы. «Дорога на войну» унесла жизни 115 пилотов и членов экипажей. Разбились 73 боевые машины.
 
Путешественники, краеведы, туристы и охотники до сих пор продолжают находить свидетельства работы легендарной трассы.  Одним из возможных мест падения самолёта считается озеро Себян-Кюёль. В ходе экспедиций в 1982 и 1983 годах на его берегу было найдено захоронение. В 2020 году исследователи с помощью эхолота обнаружили на дне объект, напоминающий по очертаниям самолёт.
 
В планах нынешней экспедиции Якутского отделения РГО - проверка предположения о катастрофе с помощью самой современной техники: магнитометра, георадара «ОКО», подводной системы видеонаблюдения и беспилотного аппарата для подводной съёмки. Если боевая машина будет найдена, её постараются поднять со дна и отреставрировать. О работе экспедиции и встречах с местным населением планируется снять документальный фильм.
 
Помощь в работе экспедиции окажет испытательный образец вездехода «Бурлак». Машина сконструирована для эксплуатации в сложных условиях.
 
РГО, 5.4.21
https://www.rgo.ru/ru/article/k-tayne-ozera-sebyan-kyuyol-ekspediciya-yakutskogo-otdeleniya-rgo-vyydet-na-trassu-alsiba