К тайне озера Себян-Кюёль: экспедиция Якутского отделения РГО выйдет на трассу Алсиба
Якутия была центром трассы Алсиб. Маршрут по перегонке самолётов, поставлявшихся в СССР по договору ленд-лиза с Аляски в Красноярск, действовал с 1942 по 1945 год
Фото: пресс-служба ЯО РГО
Русское географическое общество на лето 2021 года запланировало масштабный проект по изучению состояния аэропортов Алсиба - воздушной трассы, начавшей действовать в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Объектами исследования станут четыре аэропорта Якутии: Олёкминск, Тёплый Ключ, Оймякон, Усть-Мая.
1 апреля 2021 года на поиски пропавшего самолёта на озеро Себян-Кюёль в районе Верхоянского хребта отправилась совместная экспедиция Якутского отделения Русского географического общества, Якутского регионального отделения Российского союза спасателей и регионального управления МЧС.
Якутия была центром трассы Алсиб. Маршрут по перегонке самолётов, поставлявшихся в СССР по договору ленд-лиза с Аляски в Красноярск, действовал с 1942 по 1945 год. В регионе были оборудованы основные и вспомогательные аэродромы, некоторые из которых организовали на реках и озерах. Они могли принимать боевые машины в зимнее время.
Всего за годы войны через Алсиб прошло 7928 самолётов. Трассу также использовали для перевозки важных грузов, дипломатической почты и перелётов государственных деятелей Советского Союза.
Маршрут Алсиба был крайне сложным из-за большой протяжённости и суровых природных условий. На трассе случались вынужденные посадки и катастрофы. «Дорога на войну» унесла жизни 115 пилотов и членов экипажей. Разбились 73 боевые машины.
Путешественники, краеведы, туристы и охотники до сих пор продолжают находить свидетельства работы легендарной трассы. Одним из возможных мест падения самолёта считается озеро Себян-Кюёль. В ходе экспедиций в 1982 и 1983 годах на его берегу было найдено захоронение. В 2020 году исследователи с помощью эхолота обнаружили на дне объект, напоминающий по очертаниям самолёт.
В планах нынешней экспедиции Якутского отделения РГО - проверка предположения о катастрофе с помощью самой современной техники: магнитометра, георадара «ОКО», подводной системы видеонаблюдения и беспилотного аппарата для подводной съёмки. Если боевая машина будет найдена, её постараются поднять со дна и отреставрировать. О работе экспедиции и встречах с местным населением планируется снять документальный фильм.
Помощь в работе экспедиции окажет испытательный образец вездехода «Бурлак». Машина сконструирована для эксплуатации в сложных условиях.
Иной раз создается впечатление, что «Дебри» на протяжении многих лет сознательно самоизолировались от массовой аудитории, удалили из своего арсенала огромную часть информационно-публицистического инструментария, отказываются от увеличения количества пользователей за счет привлечения более молодых читателей
Что могло бы помешать нашему руководству организовать масштабные торжества здесь, на Дальнем Востоке в только что построенном новеньком космограде с учетом серьезной озабоченности по поводу развития нашего региона?
52 года назад в Приморье шли бои за остров Даманский. «Новая во Владивостоке» вспоминает советско-китайский конфликт 1969 года и приводит воспоминания его участников