Заместитель начальника контрольного отдела УФНС России по Хабаровскому краю Станислав Резь
Заместитель начальника контрольного отдела УФНС России по Хабаровскому краю Станислав Резь
Федеральная налоговая служба проводит отраслевой проект «Общественное питание».
 
Целями реализации отраслевого проекта в отношении субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания, являются:
 
- Неукоснительное исполнение всеми организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.
 
- Выведение из теневого сектора недобросовестных налогоплательщиков, игнорирующих требования Федерального закона, способствующих сокрытию выручки в сфере оказания услуг общественного питания.
 
- Повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создание  равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
 
В рамках отраслевого проекта налоговые органы Хабаровского края провели инвентаризацию объектов, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания.  
 
- В настоящее время на территории региона насчитывается 1286 таких объектов, владельцами которых являются 1004 предпринимателя, - сообщил заместитель начальника контрольного отдела УФНС России по Хабаровскому краю Станислав Резь.  - В этот список включены и кафе, и рестораны, и киоски Бистро, в том числе, придорожные, и столовые организаций, которые кормят своих работников, и кафе без залов обслуживания посетителей, работающие по интернет - заказам. На сегодняшний день субъектами общественного питания зарегистрировано 1607 единиц контрольно-кассовой техники (ККТ).
 
Надо отметить, что проведенный Управлением ФНС России по Хабаровскому краю мониторинг расчетов показывал, что мораторий на проверки соблюдения законодательства о применении ККТ, введенный как мера поддержки предпринимательского сообщества в связи с распространением коронавирусной инфекции, привел к значительному росту нарушений организациями и предпринимателями этого законодательства. Однако, срок моратория на проведение проверок ККТ истек 31.12.2020 года.  
 
- К сожалению, особенности оказания услуг в сфере общественного питания и сложившаяся ментальность потребителей привели к тому, что расчеты зачастую проводятся без применения контрольно-кассовой техники, либо применяют с нарушением порядка. Это обязывает налоговые органы принять профилактические меры по устранению негативных последствий для экономики, имеющихся в сфере услуг общественного питания, связанные с неполнотой отражения выручки, - рассказал С.Резь.
 
В рамках исполнения задач, возложенных на налоговые органы по отраслевому проекту, уже проводится ряд мероприятий. Так, в адрес каждого налогоплательщика сферы общественного питания направлены уведомления о необходимости применения при расчетах контрольно-кассовой техники, предпринимателей, работающих в общепите, приглашают на семинары, информируют по телефону.  
 
Во всех территориальных налоговых инспекциях Хабаровского края организованы «открытые классы», где освещаются вопросы регистрации ККТ, преимущества применения ККТ нового поколения, обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются пользователи при применении онлайн-касс.
 
На днях в Управлении  ФНС России по Хабаровскому краю проведено совещание с представителями министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, администрации Хабаровска. Участники обсудили вопросы взаимодействия при проведении информационной кампания по реализации отраслевого проекта ФНС России «Общественное питание».  
 
По результатам встречи решили достигнуто соглашение о содействии налоговой службе в информировании налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере услуг «Общественное питание», о необходимости применения контрольно-кассовой техники (ККТ), а также об информационном обмене.  
 
В рамках дальнейшего взаимодействия участники совещания определят совместные мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков, работающих в сфере общественного питания, в части получения положительных результатов при осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешительных функций, в том числе связанных с заключением и продлением срока действия договоров, выдачей лицензий и разрешений, предоставлением в аренду недвижимого имущества, а также прирассмотрении вопроса о предоставлении иных форм финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки.
 
- В ближайшее время мы планируем провести подобное совещание с участием уполномоченного по правам предпринимателей в Хабаровском крае, представителей региональных общественных организаций и объединений, таких как  «Опора России», «Деловая Россия», «Союза работодателей Хабаровского края», «Ассоциация рестораторов Хабаровского края» и другими, - сообщил Станислав Резь.
 
После проведения информационной работы последует проведение проверок в отношении недобросовестных налогоплательщиков, которые до сих пор не используют контрольно-кассовую технику при оказании услуг общественного питания.  
 
Отбор таких нарушителей будет проводиться с учетом риск- ориентированного подхода  на основании анализа информационных ресурсов налоговых органов  и сведений, поступивших по жалобам, заявлениям, обращениям граждан.
 
Согласно статистике, в сфере общественного питания наиболее часто встречаются такие нарушения законодательства как:
 
- неприменение контрольно-кассовой техники (участились случаи, когда продавец требует от покупателя (клиента) совершить перевод денежных средств за проданный товар или оказанную услугу по телефону, на  банковскую карту).
 
- невыдача чека;  
 
- выдача чека с некорректными реквизитами (в чеке не указаны или неверно указаны дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя; применяемая при расчете система налогообложения; наименование товара; сумма расчета; форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке); QR-код; в поле «Кассир» отсутствуют или не верно указаны ФИО продавца, который осуществил продажу товара).
 
- Любой гражданин, чей телефон имеет доступ в Интернет, может скачать разработанное налоговой службой бесплатное мобильное приложение «Проверка чека», - напомнил Станислав Резь. - С помощью этой программы можно быстро и легко проверить легальность кассового чека и, в случае обнаружения нарушения, в том числе, невыдачи чека, тут же, через мобильное приложение, направить жалобу в ФНС России.
 
Учитывая особую значимость отраслевого проекта «Общественное питание» для экономики страны в целом и Хабаровского края в частности, хочу обратиться к жителям Хабаровского края с просьбой проявлять активную гражданскую позицию при выявлении нарушений действующего законодательства.
 
Проверить кассовый чек можно двумя способами:
 
- посредством сканирования QR-кода, напечатанного на кассовом чеке (с использованием камеры мобильного устройства);
 
- путем введения платежных данных вручную по предложенной форме (все данные для ввода размещены на кассовом чеке).
 
Штрафные санкции за нарушения законодательства о применении ККТ предусмотрены ст. 14.5 КоАП РФ. В частности, налагается административный штраф:  
 
- на должностных лиц - в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения кассы, но не менее 10 тысяч рублей;  
 
- на юридических лиц - от 3/4 до полной суммы расчета без применения кассы, но не менее 30 тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
 
Повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе, в совокупности, 1 млн рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от 1-го года до 2-х лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).
 
Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.
 
Однако ЮЛ и ИП могут избежать административной ответственности, если добровольно сформируют и направят чек коррекции в налоговые органы (ст. 14.5 КоАП РФ).
 
Кассовый чек коррекции необходим в тех случаях, когда нужно оформить расчет, сделанный без ККТ, или исправить ошибки при ее применении.  
 
Налоговые органы не будут штрафовать юридических лиц и ИП, если пользователи онлайн-касс сформировали чек коррекции до того, как налоговым органам стало известно о нарушении. Такой чек станет подтверждением исполнения обязанности по исправлению нарушений со стороны пользователя ККТ.
 
Следовательно, налогоплательщикам во избежание административного наказания необходимо обеспечить применение контрольно-кассовой техники в строгом соответствии с действующим законодательством.
 
Наталья Салтыкова