Л. Болдырева
Л. Болдырева

- Позавчера позвонил директор отдела продаж Соликамского бумкомбината и сообщил, что они вынуждены снова поднять цены на бумагу: думали, что продержатся, но тарифы растут, все дорожает, и в старую цену, к сожалению, не укладываются.

 

Как производственник, с одной стороны, его понимаю. С другой - у нас тоже все дорожает, еще и железнодорожный тариф в придачу. Вот и получается, что нас буквально толкают на рынок Китая. Все остальные расходники: краску, пластины и т.п. - уже покупаем именно там. Последний товар российского производителя, за который еще держались, - это бумага.

 

Буквально на днях мне жаловался на похожую проблему руководитель крупного хабаровского предприятия: их совет директоров принял решение поменять поставщика в уральском Ирбите на его «коллегу» в Китае.

 

Казалось бы, не так уж плохо для нас - иметь дополнительный шанс снизить себестоимость своей продукции, получив сырье если не дешевле, то хотя бы не дороже, чем прежде. Но с государственной точки зрения, по-моему, паршивая тенденция, потому что наши деньги уходят в соседнюю страну. Рынок ведь не обманешь - деньги идут туда, где выгодно.

 

Неделю назад на форуме «Стратегия-2020», организованном «Единой Россией», на одном из «круглых столов» участники обсуждали взаимоотношения между Россией и Китаем. Я тогда говорила о том, что они сегодня находятся на двух уровнях. Первый - это взаимоотношения между правительствами двух стран. Второй - между населением их приграничных территорий. И если первый уровень - официальный, так сказать, де юре, то второй - фактический. К сожалению, пока оба они плохо совмещаются.

 

Сегодня почти каждый хабаровчанин с началом навигации имеет возможность побывать на китайском берегу в городе Фуюань. Пятнадцать лет назад это была деревня, с несколькими зданиями, остальное больше напоминало развалины. Теперь Фуюань - современный город, куда хабаровчане едут не только за покупками, но и просто отдохнуть, повеселиться, пообедать в местных кафешках - так называемых «чифаньках». Там дешево, вкусно, любопытно.

 

Спрашивается: у китайцев есть точно такая же возможность - приехать на наш берег, посмотреть, приятно провести время. Почему они к нам не едут?

 

Их «чифаньки» полностью освобождены от налогов и поборов. У государства жесткая экономическая политика, которая настраивает людей как можно больше работать и как можно больше привлекать средств на свою территорию. У нас?..

 

Конечно, если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с 1991 годом, и даже с периодом десятилетней давности, то очевидно, что у государства появилась хоть какая-то политика в отношении к Дальнему Востоку.

 

Да, сегодня есть реальные шаги - и по поддержке малого бизнеса, и по развитию отношений с Китаем (в прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве, где перечислены конкретные проекты). Но все это - точечные меры...

 

На фоне Китая это так мало! Это так долго! Наши соседи опережают нас просто катастрофическими темпами.

 

Мы теряем деньги и время, а ведь это тоже - серьезная инвестиция.

 

Получается, что Дальний Восток неконкурентоспособен в сравнении и с Китаем, и с остальной Россией, будучи отрезанным от нее высокими тарифами и прочими объективными причинами.

 

Получается, что мы вдвойне неконкурентоспособны! Как и чем на такую территорию привлекать инвестиции?

 

На форуме «Стратегия 2020» говорили как раз о том, что Дальнему Востоку нужна не одна свободная экономическая зона в Советской Гавани, хотя это тоже хорошо. Нам требуется отдельная, специальная экономическая политика.

 

И речь не идет о дотациях и льготах, которые, наоборот, могут развращать. Нужны оперативные конкретные программы, рассчитанные на всех. Допустим, организовать единый для всех госзаказ на привлечение молодых специалистов: если предприятие привлечет за год-два молодых специалистов, значит, получит то-то и то-то.

 

Не хватает оборудования? Дайте нам госзаказ на модернизацию оборудования! Дайте его за счет снижения НДС, к примеру, но у нас должны быть стимулы для того, чтобы оборудование модернизировать!

 

Люди должны знать, ради чего они работают. Чтобы сейчас наши работоспособные, умные, молодые не уезжали на работу в Китай, Японию, Корею.

 

В Китае существует жесткая экономическая система, он выстраивает более жесткие отношения между населением и политикой, и думаю, что это честнее, чем постоянное заигрывание, популизм.

 

В этой стране не платят всем подряд пенсии, а детей учат в школе с семи утра и до семи вечера, потому что от этого зависит их будущее. У них есть для этого мощная мотивация, ведь любой китаец знает - если он не будет работать, то просто умрет.

 

Именно близость Китая, его политика и бурное развитие, и то, что мы видим все это, может дать населению нашей территории дополнительный стимул, в том числе патриотический.

 

При благоприятной политике нашего государства этот стимул мог бы сделать Дальний Восток паровозом, который вытянул бы всю страну. Шанс есть, но если мы будем терять силы, терять время - то можем и потерять российский Дальний Восток.

 

«Тихоокеанская звезда», № 25.