Дизель-электроход ПАО «ДВМП» «Василий Головнин» |
|
На днях пришло еще одно письмо, которое мы и публикуем с небольшими сокращениями.
«Добрый день, Андрей! Долго не писал, так как ждал окончания рейса. Сейчас всё позади. Мы в Кейптауне. 10 апреля в 15.00 прибыли в порт Кейптаун. Туман. В порт суда не заводят, притом что впереди нас уже четыре судна в ожидании проводки в порт. В 15.30 встали на якорь в ожидании очереди на вход. Первыми заводят в порт контейнеровозы, стоящие на линии, а потом уже все остальные. Мы последние в этой очереди. Но вдруг в 16.50, неожиданно, нас вызвал пост регулирования движения в порту Кейптаун, дал команду сниматься с якоря, следовать самостоятельно к волнолому на прием лоцмана. В 17.50 лоцман был уже на борту. Я очень хотел, чтобы лоцман был мужчина. А то все последние швартовки и отшвартовки в ЮАР были женщины. Я не против лоцманов-женщин, но хотелось красиво встать к причалу с лоцманом-мужчиной. И нам повезло. На борт прибыл настоящий лоцман-мужчина, огромного роста. Швартовка была великолепной. Давно так уверенно и красиво не швартовались.
А дальше все. Карантин. Ни к нам на борт, ни мы с борта. Оказалось даже, что нас завели по ошибке, разрешения на вход в порт у нас не было. Кто-то где-то что-то перепутал, и мы оказались у причала. Но было уже поздно. Так почти сутки стояли неоформленные. 11 апреля вечером прибыл карантинный офицер в одном лице. Проверка документов, замеры температуры у экипажа и пассажиров и т.д. На карантинное оформление потребовался 1 час 15 минут, и мы имеем «свободную практику», правда, очень условную, потому что сход на берег нам категорически запрещен. С утра начали выгрузку. Выгрузку груза с борта осуществляет экипаж. Карантин, посторонние на борт не допускаются. На причале груз принимают портовые докеры. Нам что в Арктике, что в Антарктике или в порту производить грузовые операции своими силами не в первый раз. Мы были готовы к выгрузке. За переход соскучились по работе с грузом.
Антарктика в эту навигацию была сложной, но все же легче, чем в прошлом году. Если в прошлом году на индийской станции Бхарати мы работали в чистой ото льда бухте с использованием самоходной баржи «Север 01», то в этом году в бухту пришлось пробиваться по ледовому береговому припаю. И в бухте стояли в припае, и выгружались на припай. Но зато, в отличие от прошлого года, на станции Майтри берегового припая не было. Его сломало и вынесло как раз перед нашим приходом туда.
Выгрузка производилась на ледниковый барьер высотой 10-12 метров. Несколько швартовок к барьеру. Несколько раз нас отрывало от барьера. Но поставленная задача выполнена. Весь груз, продукты, топливо выгружены полностью на все станции. Со станций забрали мусор, груз и т. д. Произвели смену полярников. Кроме своей работы помогали и индийцам. Работы было много и разной. Устанавливали для ученых приборы на судне. Сделали емкости для забора воды из-за борта. Построили индийцам платформу на базе 20-футового контейнера. Эту платформу увезли в оазис более чем за 40 км от станции и установили в качестве площадки для посадки вертолета.
Еще индийцы попросили помочь им сварить из метала подвесной пешеходный мостна станции Бхарати (там, где узкий пролив отделяет их остров от материка, ты помнишь это место); мы немного приняли участие в этом строительстве, а вертолетчики перенесли его с судна на точки, помогли установить. Вот и вся работа. Дополнительно обеспечили грузом, продуктами и топливом бельгийскую станцию Принцесса Элизабетта.
Можно отметить обратный переход с Антарктики в Кейптаун в том плане, что судно прошло практически без особых трудностей. Благодаря своевременной и качественной информации от отдела безопасности мореплавания ПАО «ДВМП» каждый день движения был просчитан, от всех циклонов судно уклонилось, а их было 5 штук на участке 2200 миль, т. е каждые 440 миль или каждых ходовых полтора суток. Спасибо за прогнозы погоды! Лидер экспедиции остался доволен работой экипажа и особенно обратным плаванием судна от Антарктики до Южной Африки (помнишь, как сильно нас в прошлом году потрепало?). Все прибыли в Кейптаун с хорошим настроением. Даже карантин не испортил праздника.
С уважением, капитан Иксан Юсупов».
Сооружение антарктического моста |
|
Прокомментировать это письмо я попросил директора Департамента безопасности мореплавания и качества ПАО «ДВМП» Николая Чвертко:
- Все верно написал Иксан Хамитович, только поскромничал. Их не столько отрывало от барьера в районе станции Майтри, сколько они сами уходили - причем очень мудро и вовремя. Они в этот раз - благо припай оторвало - выгружались не в бухте Белая, а в заливе Ленинградский. Местечко там, мягко говоря, не курортное, скорее - опасное, потому что, когда уходит припай, барьер начинает крошиться, т. е. от него откалываются новые айсберги. И когда один из таких айсбергов откололся и его понесло на судно, Юсупов крайне вовремя среагировал и отошел на рейд. В другой раз, как только они закончили выгрузку тяжеловесных грузов, тоже сразу отошли на рейд, чтобы более легкие грузы перебрасывать уже вертолетом. И тоже крайне своевременно, потому что буквально назавтра барьер начал ломаться в том месте, где они накануне стояли. Юсупов - очень опытный капитан, один из лучших в пароходстве, экипаж у него сплоченный и проверенный. Все молодцы. И в конечном успехе мы не сомневались.
Что будет дальше, пока большой вопрос. Трудно сказать, сколько продлится карантин в Кейптауне; трудно сказать, как и когда будет проводиться смена экипажа. В любом случае - рейс выполнен, судно у причала, моряки в безопасности.
Будем ждать их во Владивостоке.
Андрей Островский,
«Новая газета во Владивостоке», №538, 16.4.20