Александр Головатый - мэр Биробиджана: Деньги свои, которые я зарабатываю честным трудом, за который я несу ответственность персонально, я считаю, что я зарабатываю справедливо
Александр Головатый - мэр Биробиджана: Деньги свои, которые я зарабатываю честным трудом, за который я несу ответственность персонально, я считаю, что я зарабатываю справедливо
Возмущение горожан повышением зарплаты трем персонажам - мэру, председателю городской думы и его заместителю - вызвано, я думаю, не Указом президента об индексации зарплаты бюджетникам.
 
Ее регулярно индексируют, и это никогда не сопровождалось такими скандалами. А сегодня - скандал! Так в чем причина?
 
А в том, что эти три должности заняли случайные люди, которые, во-первых, преследуют личные интересы, во-вторых, не компетентны, не являются профессионалами, не обладают элементарным уровнем необходимых знаний, в-третьих, крайне далеки от таких понятий, как нравственность, мораль, интеллигентность.  
 
Не важно, что повышение их и так заоблачной для Биробиджана зарплаты составляет всего 4,3%. Дело не в размере. Важен сам факт повышения. Именно он стал последней каплей в чаше терпения горожан, и общество закипело!  
 
Сам Головатый и его обслуживающий персонал в социальных сетях пытаются, мягко выражаясь, «наехать», на общество, обвинив его в неприличном поведении: мол, считают деньги в чужом кармане, а сами не знают законов. Мол, ему, - Головатому - это повышение не нужно. Подумаешь, какие-то пять тысяч рублей в месяц дополнительно! Он сам бы отказался от такого повышения зарплаты, но президент приказал! Он не может не выполнить Указ президента и не согласиться на эти дополнительные пять тысяч! Он их не хочет, но отказаться не имеет права! Ему президент говорит: бери! И он берет! Вот такой вот он честный, а главное, законопослушный!
 
И эти двое во главе городской думы - две руководящие «личности», две карикатуры тоже берут! Не поверите: они сами первыми поднимают руки за повышение себе любимым зарплаты, и даже не подозревают, что это выглядит, как сюжет киножурнала «Фитиль».
 
Я понимал, что убеждать их отказаться от этого повышения не имело смысла, поскольку они только ради денег и «оккупировали» данные должности. Но я все-таки попытался. Предложил им вариант, при котором они могли бы, как говорится, сохранить лицо: сначала снизить их зарплаты на 4,3%, а потом уменьшенную зарплату проиндексировать на ту же величину. В таком случае не только бюджет города немного сэкономил бы, но и в обществе хоть чуть-чуть снизился бы градус возмущения. А вообще, я считаю, что зарплаты этих господ сильно завышены, и сказал об этом на заседании думы:
 
- Исходя из нагрузки и уровня ответственности председателя думы и его заместителя, я считаю, что их зарплаты должны быть минимум в два раза меньше, чем сейчас. Я считаю, что их базовые оклады надо снизить в два  раза. У нас очень напряженный бюджет, и у нас есть на что направить эти деньги. Большие проблемы, как вы знаете, с комбинатом школьного питания, с тем объемом денег, которые мы датируем на школьное питание. Вы все в период выборов, говорили, что будете контролировать бюджет и экономить расходы. Я считаю, что у нас сейчас есть эта возможность, и мы должны ею воспользоваться.
 
И. Проходцев: - … Я поддерживаю. Вы когда баллотировались в думу, а потом вот вы - на председателя думы, вас что, не устраивала зарплата? Вы еще двух месяцев не проработали, а вам уже надо зарплату поднимать? Я считаю: в городе очень много проблем, поэтому вам троим все-таки можно как-то договориться и сегодня и не повышать себе зарплату…
 
- Можно задать вопрос Вере Борисовне? Вот вы проработали в должности заместителя председателя думы 20 дней. Какая работа была проделана вами за это время? Просто хочу понять: заработная плата - это заработанная вами плата? Чем реально заместитель председателя думы занимается? Напомню: ни один заместитель председателя представительного органа в ЕАО, а также в Законодательном Собрании зарплату не получает, работает на общественных началах. Не могли бы вы кратко рассказать, на что у вас ушли 20 дней, и какая работа вами была проделана? Может, я ошибаюсь и вам есть за что деньги платить?
 
В. Калманова: - Ну, как одна из основных функций, что в отсутствии председателя думы заместитель руководит аппаратом, ведет заседания. Кроме этого, ну, ведет работу с сайтом, организует работу депутатов. И по наказам… организует работу депутатов по округам и в целом.
 
- Я спросил не про должностные обязанности. Я спросил, что человек реально сделал за 20 дней… Работу с сайтом может выполнять аппарат думы. Далее, у нас есть руководитель аппарата думы, человек очень опытный, и все, что касается организации работы депутатов, он может выполнять. Я спросил, чем вы конкретно занимались 20 дней.
 
Увы, ничего внятного не смогла ответить Вера Калманова. Но на защиту своей заместительницы тут же встал ее босс - Куликов. Он сказал, что состав аппарата думы до нового года будет пересмотрен, что депутаты возможно даже увидят скоро новую структуру аппарата. А потом вдруг заявил:  
 
- … Сегодня поставлен вопрос о повышении окладов… Э-э-э, это вынужденная мера! (Бедный! Представляете: он не хочет повышать себе зарплату, его президент заставляет! И он вынужден! - Прим. Авт.). Поэтому нам нужно принять и проголосовать! Поэтому я ставлю вопрос на голосование, кто «за»…
 
Но его резко остановили.
 
И. Проходцев: - Вы сказали, нужна оптимизация? Так начните с себя!..  
 
Оппозиционных депутатов возмутил тот факт, что Куликов проигнорировал мое предложение: сначала снизить оклады, а потом их проиндексировать. Они требовали, чтобы Куликов ответил: он за мое предложение, или против.  
 
Но тот, видимо, не понимал, о чем речь. Он просто не понимал, как это он может проголосовать за то, чтобы не повышать себе зарплату. Как такое может быть? Зачем тогда он влез в кресло председателя думы? Зачем столько сил потратил, чтобы влезть в это кресло? Он не понимал, с какой стати он вообще должен ставить мое предложение на голосование. Тогда я уточнил:  
 
- Поступило два предложения: одно - в повестке дня о повышении, второе - мое. За каждое предложение необходимо голосовать.
 
А. Куликов: - Хорошо. Голосуем за первое, которое в повестке дня. Любое предложение должно быть в повестке дня. Вопроса о снижении зарплат в повестке дня нет. Он прошел юридическую экспертизу? На него составлено заключение? Более того, насколько мне не изменяет память, что в отношении расходов, в частности, по бюджету, должно быть заключение мэрии города. Правильно, Ян Александрович? Все! В чем проблема? Что мы сейчас обсуждаем? На сегодняшний день мы обсуждаем восьмой вопрос (о повышении). Поэтому давайте голосовать…
 
Общий гул возмущения оппозиционных депутатов прервала госпожа Клоченок, представляющая городскую прокуратуру.
 
В ответ на мое предложение она заявила, что вопрос о снижении зарплат мэру, председателю городской думы и его заместителю не стоит в повестке дня! А это значит, что мы не имеем права его рассматривать. Повторю: ответ этот озвучил представитель прокуратуры, той самой, которая всегда присутствует на заседаниях думы, но, большей частью, молча. Прокуратуры, которая не вмешивается даже тогда, когда в выступлениях чиновников или депутатов звучат крайне сомнительные предложения. А тут вдруг она резко ринулась защищать зарплаты чиновников, словно речь шла о малоимущих, страдающих от голода многодетных персонажах!  
 
Хотелось бы обратить внимание госпожи Клоченок и прокуратуры города в целом: мэры многих городов и председатели представительных органов добровольно отказались от данного повышения зарплаты. Просто отказались. И органы прокуратуры данных городов их за это не наказали.
 
Но местная прокуратура в лице госпожи Клоченок, видимо, такой вариант не рассматривала. Она отчаянно защищала «малоимущих» Куликова, Калманову и Головатого.
 
О. Клоченок: - Уважаемые депутаты! На незаконные правовые акты прокуратура приносит протесты. В случае неудовлетворения наших требований, то есть отклонения протестов мы имеем право инициировать судебное разбирательство в целях приведения правовых актов в соответствие Федеральным законам.
 
Б. Косвинцев: - Тогда объясните: если зарплату все равно повысят, зачем этот вопрос выносить на голосование депутатов городской думы?.. Если наше решение будет отрицательным, вы все равно через суд проведете?
 
К. Васерман (единоросс): - Да, так и будет! Потому что это приведение в соответствие Федеральному законодательству. И ваш отказ ничего значить не будет…  Вы можете сейчас сказать только за, либо против. Но против, как сказала прокуратура, смысла нет.
 
Б. Косвинцев: - Тогда зачем мы здесь вообще?!
 
Абсолютно правомерный вопрос Бориса Юрьевича повис в воздухе. А ведь он прав! Зарплата этой далеко не святой троицы выплачивается из бюджета города. Это не федеральные, а городские деньги! И решать - тратить их на эту троицу или нет - должна дума.
 
Но в ответ единороссы, перекрикивая друг друга, стали ссылаться на регламент.
 
Теперь для единороссовского состава этой думы регламент, как я понимаю, это что-то вроде, извините, контрацептива: когда считают нужным защитить себя от неприятных последствий - его используют, когда он им мешает получать удовольствие - не используют.
 
Доказательством этого служит то, что произошло дальше: вдруг вскочил Головатый и потребовал дать ему слово. Оппозиционные депутаты возмутились: существует регламент (тот самый!), согласно которому сначала рассматриваются все вопросы, означенные в повестке дня, а затем в разделе «Разное» могут выступить желающие, в том числе и так называемый мэр. Но Головатый требовал! И Куликов в нарушение регламента это требование удовлетворил.
 
А. Головатый; - Разрешите, Артем Александрович?
 
А. Куликов: - Конечно, конечно.  
 
А. Головатый: - Уважаемый Артем Александрович и депутаты! Честно говоря, неприятна вся эта ситуация знаете в чем? Что некоторые присутствующие занимаются популизмом. Потому что ситуация с индексацией заработной платы касается всех работников бюджетной сферы. Я такой же муниципальный служащий, как работники администрации города, комитетов, управлений, администраций городских и сельских поселений нашей области и всей страны.  
 
Орган местного самоуправления - это один из самых сложных, который берет на себя большую долю ответственности в части работы с населением. Примеров могу привести кучу!.. И не каждый из вас пойдет на такую ответственную должность работать и принимать решения. А ваша депутатская обязанность - принимать решения и нести за них ответственность. Иногда эти решения, да, они кажутся неприятными, но еще раз повторю: закон сегодня, как говорит у нас и президент, и наше государство, одинаков для всех. Что касается моей зарплаты - 5 тысяч сегодня не принципиальны для меня… Деньги свои, которые я зарабатываю честным трудом, за который я несу ответственность персонально, я считаю, что я зарабатываю справедливо. Куда их тратить - это уже мои задачи. И здесь, Наталья Викторовна, вам одна из задач: разработать положение о проведении конкурса. Я всегда в своей работе говорил, что молодежь и дети, которые живут и растут в нашем городе и нашей области, это наше будущее. Правильно? И сегодня в этом направлении мы должны плотно работать. И одно из предложений: я организую проведение конкурса на эти денежки, а это порядка 60 тысяч рублей в год, которые я дополнительно получу. Я организую проведение конкурса на лучшего учителя города… Сегодня вы много рассуждали на тему федерального и регионального законов, рассуждали и занимались популизмом некоторые из вас. Для меня это неприятно.
 
Не знаю, как на других, но на меня эта речь произвела колоссальное впечатление. Человек, называющий себя мэром, во всеуслышание заявляет, что 5 тысяч рублей, составляющие сегодня для кого-то их горожан половину их пенсии, а для кого-то - треть зарплаты, для него - не принципиальны! То есть, мелочь в кошельке. Но он от них не откажется из принципа, потому что «закон сегодня, как говорит у нас и президент, и наше государство, одинаков для всех»! Но тут же он плюет на этот закон, и в нарушение антикоррупционного законодательства требует от своего заместителя организовать и провести на его личные, как он пренебрежительно выразился, «денежки» какой-то там конкурс. И госпожа Петрушкова, опять-таки, в нарушение антикоррупционного законодательства в рабочее время, за которое она получает из городского бюджета зарплату, несоразмеримую с зарплатами простых жителей города, будет выполнять его личное поручение.
 
Более того, он, как я понял, предъявил претензии депутатам в том, что мы имели наглость назвать его зарплату и зарплату его «обслуживающего персонала» в лице Куликова и Калмановой необоснованно высокими и попытались на этих зарплатах сэкономить бюджетные деньги. Но и это еще не все. Головатый посчитал, что имеет право указывать депутатам, какие решения принимать и, тем самым, плюнул в лицо всем жителям города. Этот мэр, избранный партийной кучкой депутатов в количестве 13 человек, считает, что может приказывать депутатам, за каждого из которых проголосовало избирателей в 15-20, а то и в 30 раз больше тех 13-ти!  
 
Я хочу открыть ему, его «обслуживающему персоналу» и думским единороссам один большой секрет: согласно российскому законодательству, представительный орган муниципалитета не находится в подчинении главы муниципалитета. Городская дума - самостоятельный орган, и не она подотчетна мэру, а мэр подотчетен ей!  
 
Я по-прежнему считаю, что зарплаты этой не святой троицы сильно завышены. И это с моей стороны не популизм, а элементарный прагматизм, которым, на мой взгляд, должен руководствоваться каждый депутат. Бюджетные деньги должны расходоваться разумно, а размер зарплат чиновников должен быть обоснован объемом работы, качеством исполнения этой работы и уровнем ответственности.
 
Мэр, председатель думы и его заместитель, которые этого не понимают, по моему глубокому убеждению, должны освободить эти должности.
 
Сергей Бурындин,
«Газета на Дом», №42