10 октября самолёт Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Якутия», выполнявший рейс № 414 по маршруту Улан-Удэ - Якутск, при посадке в аэропорту Якутска вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы. Неровности грунта привели к тяжелым повреждениям: отломилась стойка шасси, и часть тормозного пути судно пропахало на брюхе. Из-за инцидента аэропорту запретили принимать и отправлять самолеты.
 
Через какое-то время вылеты разрешили, а вот принимать воздушные суда стали только в конце дня. Сотни пассажиров разных авиакомпаний «мариновались» все это время в аэропортах вылета. Самолеты, что находились в воздухе, пришлось сажать в Чульмане. Крохотный аэропорт оказался не способен принять единовременно такое количество людей.
 
Росавиация грозит лишить авиакомпанию сертификата эксплуатанта. Заведено уголовное дело.
 
В 03.20 ночи «Сухой» при выруливании пролетел мимо поворота и выкатился за пределы ВПП. Сорвав сигнальную сетку, судно ударилось об ухаб, стойка шасси оторвалась, и самолет со скрежетом пополз на брюхе. Из-за удара на землю начал обильно выливаться авиакеросин: оказалась нарушена герметичность баков с топливом.
 
Позже авиационными службами топливо было откачано, но небольшая часть все же попала в почву. Но это не самое страшное: худший вариант, если бы топливо воспламенилось.
 
В салоне воздушного судна находился 91 пассажир, в том числе - семь детей и пять членов экипажа. По счастливой случайности никто не получил увечий и серьезных травм. Несколько человек, правда, позже обратились к медикам с синяками и шишками, которые заслужили сами. Перед приземлением пассажиров несколько раз предупреждают оставаться на своих местах с пристёгнутыми ремнями безопасности до полной остановки самолёта. Однако наши люди, как правило, пренебрегают подобными предостережениями, и, едва самолет коснется земли, они вскакивают со своих мест, тянутся в багажные отсеки за сумками. Нынешний рейс исключением не стал: четверо самых нетерпеливых заработали ушибы. В одном случае врачи подозревали сотрясение головного мозга и закрытую черепно-мозговую травму.
 
После остановки «Сухого» всем пассажирам и членам экипажа пришлось эвакуироваться из самолета посредством аварийных надувных трапов. В спасательной операции участвовали 29 спасателей и семь единиц техники.
 
Сразу после инцидента аэропорт был закрыт для приема и отправки самолетов.
 
Почему это случилось?
 
Велико искушение сослаться на непогоду: вечером шел слабый мокрый снег, а ночью основательно подморозило. Весь город сковал гололед. Но взлетные полосы ведь в таких случаях должны обрабатываться специальными составами, предотвращающими образование ледяной корки?
 
Утром после инцидента пресс-служба аэропорта поспешила опубликовать невнятный релиз:
 
«В ночь с 9 на 10 октября службой проводились все необходимые мероприятия по устранению последствий перепада температуры».
 
У сотрудников Росавиации на этот счет иное мнение:
 
«После ЧП специалисты исследовали покрытие полосы и зафиксировали гололед. Это может свидетельствовать о ненадлежащем поддержании в эксплуатационном состоянии элементов летного поля аэродромной службой аэропорта Якутск».
 
«Чемоданное настроение»
 
Утром, через несколько часов после инцидента, мы побывали в аэропорту. В здании набилось много народу. Вылет самолетов к этому времени уже разрешили, но не всех. В начале одиннадцатого объявляли регистрацию и посадку рейсов на Усть-Неру и Мому, но другим пассажирам, например, летящим в Олёкминск, повезло меньше. Им по громкой связи было предложено пройти в кафе «Чемоданное настроение», чтобы поесть горячей еды: рейс задержали на несколько часов.
 
Было задержано и отменено много рейсов: в Магадан, Нерюнгри, Москву, Нюрбу. Люди покорно устраивались прямо на своих баулах: свободных мест в переполненном аэровокзале не было.
 
В это время на взлетной полосе проводились мероприятия по отбуксировке воздушного судна. Если его не убрать со взлетной полосы, то аэродром нельзя было открывать для прибывающих в столицу судов. Бригада авиационно-технической базы «Якутии» посредством двух кранов тщетно пыталась сдвинуть с места судно. Одновременно с этим специальная группа сотрудников МЧС убирала с земли остатки вытекшего топлива. Самолёт удалось эвакуировать только к вечеру. Но и тогда аэропорт не сразу стал принимать суда.
 
Журналист «ЯВ» попытался пройти в офис авиакомпании и взять комментарий у гендиректора Ольги Фёдоровой. Однако сотрудники пресс-службы заявили, что это «нереально»: «Ольга Николаевна не имеет права общаться с журналистами во время расследования».
 
Это, мягко скажем, преувеличение. Уж сделать какие-то заявления, связанные с инцидентам или хотя бы принести извинения пассажирам генеральный директор в такой ситуации обязан.
 
С новым директором аэропорта Якутск Сергеем Игнатенко, увидеться тоже оказалось затруднительно, но он, по крайней мере, ответил на запрос редакции. В первую очередь нас интересовало: обрабатывалась ли полоса, на которой не смог затормозить «Сухой»?
 
Ответ получился очень уклончивый.
 
Сергей Игнатенко, гендиректор АО «Аэропорт Якутск»:
- По данному происшествию руководством Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) назначена комиссия от Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Его представители прибывают сегодня, 11 октября. Специалисты МАК будут расследовать происшествие, классифицированное как «авиационное происшествие без человеческих жертв». Выводы о причинах авиационного происшествия будут сделаны по окончании вышеуказанного расследования.
 
И аэропорт, и авиакомпания «Якутия» находятся в собственности республики. Сергея Игнатенко на пост главы аэропорта назначили буквально несколько дней назад, до этого он работал заместителем Айсена Николаева в мэрии. И хотя первое боевое крещение Игнатенко провалил, к нему претензий у главы нет. А вот над Ольгой Федоровой - директором «Якутии», возглавляющей компанию с 2014-го года, - похоже, сгустились черные тучи.
 
Айсен Николаев, глава Якутии:
- Изменения в руководстве авиакомпании «Якутия» уже назрели. Есть достаточно много вопросов по финансовому и техническому состоянию. Изменения назрели, и надо их принимать, причем оперативно.
 
В момент инцидента Айсен Николаев находился в Сочи на фестивале журналистов. Отметим, что он и раньше высказывал свое недовольство работой республиканской авиакомпании.
 
На честном слове
 
Специалисты МАК еще только работают, а уже становятся известными вопиющие детали.
 
Оказалось, что самолет Sukhoi Superjet 100 вообще летел с неисправным двигателем. В ведомстве сообщили, что у самолета было «деактивировано реверсивное устройство второго двигателя».
 
Реверс - устройство для направления части воздушной или реактивной струи по направлению движения самолета. Он задействуется в основном на пробеге, после посадки или для аварийного торможения при прерванном взлёте.
 
Шум, который мы слышим в момент приземления самолета, и есть реверс. Действующие правила допускают посадку с деактивированными реверсами, если есть хорошее сцепление шасси с грунтом - не ниже 0,4. Проведенные замеры в аэропорту Якутска по горячим следам зафиксировали этот показатель на отметках 0,25/0,32/0,25. То есть ниже.
 
Тем не менее первоначально состояние ВПП оценивалось коэффициентом сцепления 0,45, и эту информацию передавали экипажу.
 
В настоящее время Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой заведено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение Правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба). Следователями проведён осмотр места происшествия, назначены судебно-медицинские экспертизы, сейчас проводятся допросы свидетелей.
 
Ремонт ВВП
 
Как известно, в связи с ремонтом взлётной полосы, в Якутске планируется отмена прямых рейсов из Москвы со стороны авиакомпаний «Аэрофлот» и «S7». «Якутия» такой расклад воспринимала как временное (года на два) конкурентное преимущество. Однако с его реализацией явно не задалось.
 
Авиационные эксперты, конечно, правы в выводах: виновата не только авиакомпания, но и наземные службы, которые не подготовили взлетную полосу. Но пассажирам от этого не легче. Ведь как бы то ни было, а летать в Якутск сейчас попросту опасно для жизни. Ранее мы уже сообщали о жестких посадках, связанных с тем, что приходится использовать укороченную ВПП. И ведь это надолго!
 
Ремонт взлетно-посадочной полосы, начавшийся в сентябре этого года, закончится лишь в 2021 году.
 
Айсен Николаев заявил, что решение это принималось предыдущим руководством в 2015-м году. И что по уму необходимо было сначала построить вторую ВВП, прежде чем преступить к ремонту первой. Это было бы намного затратнее, но удобнее. И безопаснее. Однако решения уже приняты и реализуются.
 
Чульман: концерт на раскладушках
 
Суда пришлось разворачивать и отправлять на ближайший соседний аэропорт - в Чульман. Там приземлилось сразу три больших самолета «Якутии» (№ 588 Санкт-Петербург - Якутск, № 474 Москва - Якутск, № 478 Москва - Якутск). В сумме набралось около 349 пассажиров, и маленький аэропорт физически не мог ни разместить столько людей, ни обеспечить их питание. При этом правила требуют, чтобы при задержке свыше 4 часов авиакомпании предоставляли пассажирам за свой счет горячее питание, а если задержка составляет более 6 часов - гостиницу. Какие гостиницы на 400 мест, когда речь идет о поселке Чульман с населением 8 тыс. человек?!
 
Людей, набившихся, как селедка в бочке, размещали сначала в аэропорту, а затем начали вывозить в Дома культуры Чульмана и соседнего поселка - Серебряного Бора. Организацией занимались местные власти.
 
Люди даже не могли покинуть эти «эвакопункты» и уехать, например, в гостиницы Нерюнгри, потому что никакой информации не было. К ним не вышел с разъяснениями и извинениями ни один представитель авиакомпании.
 
Ответственно проявили себя в этой ситуации муниципалы: на помощь своему аэропорту пришла администрация Чульмана, администрация Серебряного Бора по собственной инициативе взялась кормить пассажиров. Людей даже пытались отвлечь от тягот путешествия, организовав самодеятельный концерт. Среди пассажиров оказалась и певица Дарья Лаврова, которая исполнила песни на якутском и английском языках.
 
Прием воздушных судов в аэропорту Якутска возобновили поздно вечером 10 октября.
* * *
 
Похоже, основная ответственность в этой истории все же будет возложена не на порт, а на авиакомпанию «Якутия». Если раньше она регулярно задерживала только собственные рейсы, то теперь взялась и за чужие.
 
Сегодня, как мы уже писали выше, рассматривается вопрос о внесении ограничений в действие сертификата эксплуатанта в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.
 
Михаил Романов,
«Якутск вечерний», 15.10.18