Хабаровск, частный сектор, 21-й век |
|
Проблему решают "стандартным" способом. Общественники направляют письма в адрес муниципалитетов, природоохранной прокуратуры и крайуправления госконтроля. Чиновники отвечают на письма, а вот обязательства по ликвидации свалок, как сетуют "фронтовики", "брать на себя не спешат".
Планово-убыточная отрасль
Около 60 процентов "мусорного" бизнеса в краевом центре занимает АО "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города Хабаровска». Предприятие можно считать почти монополистом муниципального "мусорного" рынка. Эту "империю" более 20 лет возглавляет Алексей Изотов, который считает свою отрасль "планово-убыточной".
- В марте 2011 года была сдана в эксплуатацию мусоро-перегрузочная станция (МПС) «Северная», зоной ответственности которой является одноименная часть Хабаровска, - рассказывает Алексей Изотов. - В 2019-м после ликвидации свалки в Ильинке должна быть введена в эксплуатацию, пока еще недостроенная МПС «Южная», которая окончательно закроет потребности Хабаровска и части Хабаровского района в мусоросортировке, переработке и подготовки мусора к безопасному для экологии захоронению на полигоне.
Там мусорные отходы прессуются и отвозятся для утилизации на полигон твердых бытовых отходов (ТБО), который располагается в 450 метрах орт 61-го километра трассы «Хабаровск-Находка». Туда и направились внештатные корреспонденты портала "Дебри-ДВ".
Опять в карман к населению?
Хабаровский "мусорный" полигон состоит из десяти секций, площадь каждой из которых по пять гектаров. Итого - полсотни "дальневосточных" га отведено под захоронение ТБО Хабаровска и его окрестностей. Кстати, одна секция стоит 160 млн рублей. В общем, сумма немаленькая для муниципального бюджета. Удастся ли компенсировать эти расходы за счет частно-государственного партнерства и возможного привлечения в мусорную отрасль хабаровских предпринимателей?
Но, как выясняется, коммерсанты в эту сферу идут неохотно. По словам Алексея Изотова, никогда и ни в одной стране сортировка и переработка отходов не являлась рентабельным производством - это все убыточно.
И, к сожалению, чуть ли не единственным способом заработать на вывозе, захоронении, сортировке и переработке отходов пока остается введение для населения дополнительных коммунальных платежей за эти услуги. То есть, парадоксальная ситуация получается, когда мусоросортировочные станции будут введены в эксплуатацию, то профильный тариф может вырасти минимум в 1,5 раза. А если к этому подключится и бизнес, то мусорный ценник и вовсе подскочит до небес.
Алексей Изотов объездил чуть ли всю Россию и полмира в поисках "рентабельного" решения этой проблемы. Ведь вскоре придет время, когда отрасль потребует реальных рыночных механизмов. А простой народ отнюдь не богатеет, как пытаются убедить нас мифической статистикой чиновники всех уровней.
По словам гендиректора "Спецавтохозяйства", анализ работы "мусорной" сферы во многих городах России подтвердил правильность пути, по которому пытается развиваться этот сектор в Хабаровске.
- В нашей стране пока не возникли предпосылки для более качественной переработки мусора, потому что основным продуктом профильных станций является вторсырье, к примеру, пластик, картон и другие материалы. Они, в больших объемах, как ни странно, не востребованы на рынке, - продолжает Алексей Васильевич.
Дорогое удовольствие
Да взять хотя бы соседний пример - в Приморье к саммиту АТЭС построили новый полигон и новую мусоросортировочную станцию, так сейчас у них полугодовая задолженность по зарплате. По мнению Изотова, чтобы эффективно заработал мусоросортировочный комплекс, нужен такой же утверждённый тариф, как на вывоз и утилизацию ТБО. Спрашивается, а готово ли платить население за это?
- Вот смотрите на цепочку, - поясняет Алексей Изотов. - Мы выбрасываем отходы в контейнер, затем заталкиваем их в мусоровоз. Там они смешиваются и уплотняются, затем попадают на МПС, и только там их начинают сортировать, естественно, ни о каких потребительских качествах вторсырья говорить не приходится - они ухудшаются раза в два. Но самое страшное, что нам при такой схеме приходится сортировать отходов в разы больше, чем при селективной схеме, по которой на контейнерных площадках мусор бы собирался раздельно: картон, пластик, стекло, органика, прочие отходы. Парадокс, но только трудозатраты в этом случае на сортировку во многом бы снизились, а качество вторсырья увеличилось бы все в те же два раза. Правда, весь вопрос в том, что раздельный сбор отходов это опять же достаточно дорогое "удовольствие", и кто-то за это должен платить.
Странно, почему-то во многих странах такая "раздельная" схема работает. В той же соседней Японии, с которой мы все никак не можем наладить нормальные производственно-технологические связи, дороги мостят из пластиковых отходов, из резиновых покрышек делают целые берега и набережные, увеличивая городскую жилплощадь. А у нас в России - 21-й век на дворе, а мы все с мусором не можем разобраться.
Получается, либо мы сейчас половину полезного для использования вторсырья будем хоронить на полигонах вместе с прочим мусором, оставляя "мусорный подарок" следующим поколениям, либо начинаем платить за раздельный сбор мусора и более качественную его переработку посредством дополнительно построенных мусоросортировочных станций. Тогда, глядишь, и малый бизнес подтянется, высокие технологии в отрасль придут без всяких чубайсовских РосНАНО. По убеждению Алексея Изотова, организовать селективный сбор отходов можно всего лишь за год-два.
- Нам нужно научиться недорого без ущерба для окружающей среды производить захоронения отходов, - продолжает разговор гендиректор "Спецавтохозяйства". - И сегодня именно в Хабаровске все для этого сделано и делается. Улучшится экономическая ситуация в стране, можно будет думать о более глубокой переработке мусора.
Кстати, как уточнил Алексей Изотов, технология вывоза отходов от места сбора до полигона, которая была завезена руководством Хабаровска, является эксклюзивной для нашей страны, она используется в 50 процентах государствах с аналогичным климатом. А вот отечественных подобных технологий, повторимся, просто не существует. Ни с промышленной, ни с экологической точек зрения.
Полигон очень опасен?
При высокой степени технологичности и максимально безвредном для экологии процессе по захоронению ТБО полигон вред окружающей среде несомненно наносит.
Взять хотя бы большое количество выбросов в атмосферу парниковых газов, например, метана, и других токсичных веществ. Для снижения вреда необходима так называемая дегазация. Допустим, при помощи факельных установок сжигать газы, или их использовать в качестве дополнительного источника энергии. Кстати, дегазация технологически предусмотрена в этом проекте, после того как ТБО первой и второй секций достигнет уровня 20 метров. Пока же объем отходов зафиксирован на 12-метровой отметке.
Но даже дегазация до конца не исключит попадание вредных веществ в атмосферу. А минимизация станет возможной только при серьезной промышленной дополнительной сортировке мусора.
Как же двигаться Хабаровску подальше от экологической катастрофы?
Не хватает полномочий
Специалистам известно, что с начала 2015 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Но отдельные его положения начнут действовать в разное время вплоть до начала 2019 года.
Именно к этому времени в каждом субъекте Федерации должен будет появиться региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Казалось бы, муниципалитетам можно спокойно "умыть руки" от грязной отрасли и ждать, когда этот самый оператор возьмется за работу. Так некоторые районы, в том числе в нашем крае, и поступают.
Но почему-то мэрия Хабаровска, несмотря на пресловутый кризис и те же зарубежные санкции под льготный южно-корейский инвестиционный кредит гарантирует до 2019-го ввод МПС «Южная». Ведь потом, когда количество мусора станет, так скажем, необратимым, проблему и вовсе можно не решить, а город и окраины станут одной большой помойкой. Примеров нынче тому немало.
Кстати, региональный оператор будет выбран по итогам конкурса, который должно провести правительство Хабаровского края. Соответственно, изменится и политика в части работы с ТКО. Но примечательно, что даже с появлением новых игроков и новых правил на этом рынке большинство крупных чиновников из разных регионов пока не готовы взять на себя ответственность за дополнительную мусоропереработку и установление на нее нового тарифа. Поэтому, как себя поведет региональный оператор, которого пока еще нет, и наше краевое правительство, большой вопрос.
Коммунальные танцы
Кстати, и без доптарифа за глубокую переработку отходов, когда жители многоквартирных домов платят только за вывоз ТБО, уже возникают самые настоящие коммунальные войны в Хабаровске.
- Вспомните, что творилось на улице Связной, когда народ, живущий в коттеджах и не относящийся к этому жилмассиву, вываливал весь свой мусор бесплатно именно на этой улице, - продолжает Алексей Изотов. - Там буквально за три дня образовывался трехметровый мусорный бархан и потом мы это все разгребали и вывозили. А ведь это прямые убытки для нашего тпредприятия. Дело в том, что контейнерная площадка была построена именно для жителей Связной, а не для остальной части города. И чтобы убрать эту контейнерную площадку, мы жителям этой улицы, заключившим с нами договоры, за наш счет предоставили 120-литровые контейнеры для сбора ТБО и теперь уже, что называется, персонально их вывозим, а на месте той жуткой свалки Краснофлотский район посадил деревья.
К сожалению, установить такие контейнеры повсеместно муниципальные предприятия уже не в силах, так как в ближайшее время, повторимся, полномочия по обращению с ТКО перейдут к региональному оператору.
К тому же, по словам Изотова, муниципалитеты лишились законных полномочий привлекать "мусорных пиратов" к административной ответственности и потому городские власти выкручиваются самыми разными способами, дабы сохранить Хабаровск в чистоте. В той же Америке за нарушения экологического городского законодательства предусмотрены жесточайшие штрафы и там эта система работает. А у нас, как обычно, нет.
Платит всего 17 процентов населения
Если же по "гамбургскому счету, то "Спецавтохозяйство" на вывозе ТБО только из частного сектора ежегодно теряет в среднем 34 млн руб. Договоры с предприятием заключают всего треть жителей, треть умышленно затягивает эту процедуру, а остальные просто жестко отказываются. К тому же, даже из тех 30 процентов подписавших договоры только половина их оплачивает. Простая арифметика показывает, что из всего населения населения частного сектора платит всего лишь 16-17%. Вот из этих процентов и складывается убыток почти в три с половиной десятка миллионов.
- Если бы не грядущая реформа, то мы были готовы заключить со всеми желающими жителями частного сектора в Хабаровске договоры, раздать им 120-литровые контейнеры и вывозить от них мусор, - старается снизить уровень безыходности Алексей Изотов. - Соответственно, мы бы ликвидировали все контейнерные площадки в частном секторе, и тогда бы исчезла даже формальная возможность сбрасывать в этих местах мусор. Наши контейнеры, которые бы мы выдали в масштабах всего города, окупились бы за один месяц! На той же улице Связной в результате нашего эксперимента мы сэкономили 200 тысяч рублей в месяц!
Есть в отрасли и другие ситуации, которые наносят приличный ущерб "Спецавтохозяйству". Взять хотя бы отношения с жилищными организациями, ТСЖ и прочими организациями. Для того, чтобы сократить объем отходов и обмануть автотранспортную компанию, коммунальщики заставляют свой персонал в этих контейнерах прыгать и даже танцевать на переполненном мусорном баке, уплотняя отходы. Расчет-то у этих структур со "Спецавтохозяйством" идет в кубометрах. И если раньше в мусоровоз вмещалось порядка 65-70 контейнеров, то сейчас в утрамбованном виде и 60 не входит. Конечно, курьез, что там говорить? Но, получается, каждый старается сэкономить где только можно, вгоняя при этом в убыток других.
Теперь хабаровские мусорщики и жилищники с некоторой опаской ждут регионального оператора, который должен правильно организовать схему обращения с твердыми коммунальными отходами и не допустить возобновления "мусорных войн".
А пока, судя по итогам той встречи зампреда краевого правительства Виктора Марценко с активистами ОНФ, борьбу с несанкционированными свалками возложили на муниципалитеты и контролирующие органы.
С начала нынешнего Года экологии убран всего десяток помоек в крае. По словам координатора профильного проекта ОНФ Владимира Сидорова, "результат удручающий". В общем, поговорили чиновники и разошлись, состряпав очередной пресс-релиз. "Глубоко копать" проблему, как всегда, не стали. А не мешало бы...
Алексей Петров, Анна Романько