Доклад Степанова С.В.
на заседании городского Совета по предпринимательству при Мэрии города Хабаровска
Уважаемый Александр Николаевич, члены совета, пригашенные!
Наряду с торговлей строительство является одной из основных сфер деятельности Хабаровских предпринимателей.
Насколько эффективным и весомым будет их вклад в развитие строительной индустрии города зависит от тех условий, которые создаются на нашей территории благодаря действию федерального законодательства и соответствующей политики проводимой краевыми и муниципальными органами власти.
Следует признать, что несмотря на усилия Правительства по созданию выгодных условий для привлечения частного капитала в экономику страны, такая сфера, как капитальное строительство в организационном плане по-прежнему остается громоздкой.
В чем причина?
Только ли в усложнении процесса отработки каждого этапа строительства и увеличении числа организаций вовлекаемых в этот процесс?
Наверное, нет, хотя, как человеку, побывавшему в роли инвестора и заказчика , и заинтересованному в упрощении механизма строительства, очень хотелось бы сказать да.
Чтобы было понятно всем, о чем идет речь, образно сравню процесс организации строительства с часами. Ни кто ведь, ни назовет этот механизм громоздким, хотя в нем и много различных колесиков, винтиков и пружин.
В нашем случае каждое колесико символизирует основные этапы строительства:
1. Подготовительный – до момента начала проектирования самого объекта
2. Проектирование.
3. Согласование проектно-сметной документации. (ПСД)
4. Получение Разрешения на строительство.
5. Получение Разрешения на строительно-монтажные работы.
6. Непосредственно строительство объекта.
7. Сдача объекта в эксплуатацию.
Роль пружин органы власти, которые своими нормативными актами могут влиять на ускорение или замедление хода движения каждого импровизированного колесика.
И еще один важный момент.
Каждое колесико-этап не взаимодействует с другим на прямую, а только непосредственно через Заказчика. Поэтому, как мы видим, немаловажную роль в настройке всего этого сложного механизма играет грамотность, опыт и желание самого заказчика. Колесики можно запускать последовательно с перерывами и сбоями, а можно на каком-то этапе и параллельно в определенной последовательности.
В дальнейшем я вернусь к этому моменту.
И как иной раз не хочется убрать из этого сложного механизма какой-то винтик, надо признать, что в целом механизм задуман правильно.
А чтобы его в дальнейшем ни кто не называл грмоздким, надо , чтобы пружинки – законодательные и нормативные акты вовремя подталкивали каждый этап, а заодно вынуждали и заказчика своевременно участвовать в процессе перехода строительства от одного этапа к этапу .
Чтобы убедиться в том, что как и в часах - время, так и в строительстве сроки- это основной момент, и он будет звучать на протяжении всего моего выступления, я хочу озвучить несколько цифр предоставленных опытными коллегами – строителями.
Так за один год с 2003 по 2004 произошло увеличение стоимости электрической энергии на 31%, металл подорожал в 2,5 раза, ж/б конструкции - почти вдвое.
Увеличилась стоимость работы строительной техники: -- работа башенного крана ОАО «УМ-1» возросла также в два раза.
Монтаж оборудования теплового узла в 2003 году стоил 1 млн.руб., на 2004 год предоставлена смета на 2,7 млн.руб.
Подготовительные работы, которые в большей своей части включает снос ветхого жилья, также потребовали значительного увеличения финансирования. С 2001 по 2004 год рыночная стоимость жилья возросла не менее, чем в 3 раза.
Весь вышеперечисленный рост цен закладывается в единицу стоимости строительной продукции.
Так, что строить долго значит дорого, а это не выгодно ни заказчику, ни жителям.
Убедившись, что сроки это по сути основной фактор, на который следует активно влиять, рассмотрим все этапы строительства подробнее.
I. Подготовительный этап
Основными нормативными документами на данном этапе являются: «Земельный кодекс» и «Правила землепользования и застройки г. Хабаровска», утвержденные решением городской Думы № 211 от 21.05.02г.
Они предполагают новую форму предоставления земельного участка - без предварительного согласования места выбора объекта с передачей земли в аренду или собственность через торги. При этом подготовка Постановления на проектирование с резервированием земли не требуется.
Со стороны – все вроде бы хорошо: подыскал участок, дал заявку и через 4-5 месяцев через аукцион ты можешь получить землю под строительство.
Практически же этот процесс предполагает большой объем работ по формированию участка, определению технической возможности размещения объекта (проще говоря, получения ТУ), определению разрешенного использования земельного участка (что можно построить?), работу по кадастровому учету, информированию населения о строительстве, организации аукциона и т.д.
Эта работа, за исключением организации торгов, возложена на департамент архитектуры, строительства и землепользования.
Учитывая большое количество заявок, ограниченный штат сотрудников, отсутствие в необходимом объеме градостроительной документации о застройке территории, мы понимаем, что очень сложно обеспечить отработку материала в сжатые сроки.
Усугубляет данную ситуацию и тот факт, что Департамент в соответствие с характером проводимой работы должен обращаться в другие организации и ведомства, что, конечно же, влияет на общие сроки рассмотрения материалов.
Можно ли здесь поправить ситуацию?
Можно, если сам заказчик лично контролирует прохождение всех документов, но при этом:
А) Нет гарантии, что приложив усилия к скорейшему оформлению документов, именно он выиграет торги.
Б) Нельзя с уверенностью сказать, что это вмешательство не отразится на нормальной работе сотрудников отдела по формированию земельных участков.
Выход на наш взгляд в следующем:
1) создать единый регламент (ЕР) прохождения согласовательно-разрешительных документов на всех этапах строительства и обеспечить доступность с его ознакомлением.
2) Создать единый контролирующий орган при Мэрии г. Хабаровска, осуществляющий контроль за сроками рассмотрения материалов до момента получения Разрешения на строительство и устанавливающей ответственность за нарушение сроков.
Другой вариант предоставления участка, --- существовавший ранее, с предварительным согласованием места размещения объекта посредством выбора участка из одного или нескольких вариантов. Он, конечно, по количеству согласований более емкий, но учитывая, что по «Земельному кодексу» торги здесь не предусматриваются, заказчик ускоряет весь процесс сам, участвуя в сборе согласования для Акта выбора участка.
В рассматриваемом варианте предполагается получение двух Постановлений: на проектирование с резервированием земельного участка и непосредственно на строительство.
Продолжительность оформления документов при данном варианте дольше, чем в первом случае, но гарантий в получении конкретного участка больше.
Какие изменения нам хотелось бы видеть данном случае:
1. Изучить возможность принятия Постановления о выделении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места выбора участка без подготовки Постановления на проектирование.
Ведь документы также проходят стадию формирования участка и в данном варианте наше предложение позволило бы уменьшить количество принимаемых Постановлений и получить землю в аренду, минуя резервирование участка.
2. Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска в соответствии с «Правилами землепользования и застройки в г. Хабаровске» ст.11 п.11 обеспечить в необходимом объеме привлечение предпринимателей для проведения работ по формированию земельных участков и разработки градостроительной документации при условии гарантированного получения предпринимателем конкретного участка. (Подробнее см. ст. Соколов+Новицкий=Филиппов?)
Одной из составляющих подготовительного этапа в любом варианте является получение ТУ, на подключение объекта к инженерным сетям.
Сложная ситуация в этом вопросе в г. Хабаровске является серьезным препятствием в строительстве.
Постановление Губернатора края №132 от 23.04.2003г. определило порядок выдачи ТУ:
1. Установлены сроки рассмотрения сетедержателями возможности подключения вновь строящихся объектов.
2. На основании Постановления создано Междуведомственная комиссия по рассмотрению и утверждению ТУ.
3. Поставлена задача до 01.01.05г. разработать Программу комплексной реконструкции и развития инженерной инфраструктуры муниципальных образований, что позволит предпринимателям, как мы надеемся, получать более аргументированные требования по долевому участию в развитии инженерных сетей.
Но ведь и после принятия данного Постановления не сняты с повестки многие вопросы.
Утверждены сроки подачи заявки на получение ТУ сроки по их выдачи, но, к сожалению, они не выдерживаются.
И хотя мы понимаем, что производственно-технические отделы электрических и тепловых сетей, горводоканала, перегружены заявками и проектной документацией, данный факт не должен нарушать краевое Положение.
Мы также понимаем и то, что инженерная инфраструктура города сильно изношена. Необходим большой объем работ по ее ремонту и развитию, а инвестиции в муниципальном и краевом бюджетах на эти цели не предусмотрены. Конечно, надо закладывать в ТУ оплату за подключение к инженерным сетям и процент долевого участия со сложным районом города, но мы и надеемся, что при рассмотрении ТУ на Междуведомственной комиссии учитывался бы в частности тот факт, что вновь вводимые объекты расширяют клиентскую базу сетедержателей, а клиенты, в свою очередь, оплачивают услуги последних по тарифам, в которые заложены затраты на производственное развитие, в том числе на капитальное строительство.
В связи с вышеизложенным мы предлагаем.
1. Рекомендовать внести дополнение в Постановление Губернатора края № 132 от 23.04. 2003 г. в части усиления ответственности за несоблюдение сроков.
2. Городской Междуведомственной комиссии обеспечить заказчику получение технических условий, устанавливающих совокупные расходы заказчика на выполнение технических условий, подключение к сетям, развитие инженерной инфраструктуры в объеме не более 10 % - 15 % от стоимости строительства в зависимости от сложности территории застройки. А после утверждения Городской Думой комплексной программы развития и реконструкции инженерных сетей г. Хабаровска обеспечить действие расчетного норматива получения единицы мощности инженерного обеспечения с 1 кв. м конкретной территории.
Хотелось бы отметить еще один момент, связанный со сроками действия ТУ.
Согласно Постановления № 132 ТУ должны быть неизменными в течение всего нормативного срока проектирования и строительства, что должно быть отражено в ЕР , о котором я сказал выше .
В противном случае заказчики вынуждены будут неоднократно продлевать сроки ТУ, да и сами эти условия могут изменить.
Как показывает практика, ТУ выдаются сроком и на 1 год, что, естественно, не отвечает нормативам.
На этом мы завершим рассмотрение I этапа строительства – подготовительного.
II. Проектирование
Как показывает статистика, этот период занимает от шести до двенадцати месяцев в зависимости от сложности объекта и главное, на что надо обратить внимание это на подбор грамотного, добросовестного проектировщика. На сколько толково, обстоятельно будет выполнена документация, на столько быстро пройдет следующий этап – этап согласований.
В противном случае срок прохождения согласований не ограничен ни временными, ни финансовыми рамками.
Следует отметить, что как я сказал в начале своего выступления, этап проектирования - это тот период, когда можно начинать параллельно переходить к оставшимся пяти этапам: согласование документации, получение Разрешения на строительство и на СМР, непосредственно строительство, сдача объекта в эксплуатацию.
То есть возможна дача и проектирование объекта очередями , или проектирование и строительство сооружения основными конструктивными элементами – фундамент, стены и перекрытия и т.д. (стадия ТЭО).
Разумеется, что такое поэтапное проектирование возможно только при строительстве крупных объектов.
Потенциально при грамотном подходе к проектированию здесь заложены большие резервы по срокам.
III. Согласование ПСД
По продолжительности прохождения в соответствии с имеющимися у нас сводными данными – это один из самых длительных периодов и продолжается от 6 месяцев до 1 года. И на этом этапе на наш взгляд самый большой резерв времени.
Количество организаций, осуществляющих согласование ПСД доходит до 40, количество требуемых экспертиз от 5 до 7. Не редки случаи, когда необходимость проведения конкретного вида экспертиз определяется не законом, а непосредственно решением органа экспертизы.
Срок рассмотрения документации может быть продлен по собственному усмотрению при этом произвольно каким-либо органом экспертизы может устанавливаться и сам порядок прохождения документов.
Естественно, что такая процедура требует упрощения.
Мы поддерживаем предложение Министерства строительства ХК о внесении предложения главэспертизе организовать согласование по принципу «Одного окна», когда органы Госэкспертизы субъектов федерации с привлечением органов специализированной экспертизы на договорной основе подготавливают сводное экспертное заключение, которое является правовым документом для утверждения документации (Письмо Госстроя РФ от05.03.01г. № АШ-1052/24).
IV, V. Получение Разрешения на строительство и получение разрешения на СМР
Первый рассматриваемый этап предполагает получение разрешения на сам факт возможности строительства, второй – на начало строительных работ.
В настоящее время ведется много споров среди строителей по поводу дублирования отдельных требований Разрешений, много предложений по объединению этих двух документов. Я тоже долго не мог принять окончательное решение по этому вопросу.
Но более взвешенный анализ и предварительная консультация с начальником инспекции ГАСН Правительства Хаб. кр. Убедили меня, что здесь особых противоречий и какого-то резерва времени нет.
Если заказчик не в первый раз видит перечень документов, необходимых для получения Разрешений, то в течение одного месяца он может получить оба Разрешения.
Единственное в требование ГАСН , как мы считаем, не совсем обоснованное, хотя и понятно – это требование от заказчика, генподрядчика и проектировщика справок об отсутствии задолженности в бюджеты всех уровней.
У недобросовестных вышеперечисленных участников строительного процесса надо просто отзывать лицензию и не допускать к строительству на ранней стадии, а своевременную выплату налогов у нас контролирует другое ведомство – ИМНС.
Вместе с тем мы понимаем озабоченность органов ГАСН в том, что, к сожалению, на сегодня немало заказчиков и проектировщиков нарушают требования, предъявляемые к безопасности строительства. Органы контроля вынуждены дублировать и подстраховывать другие органы власти, потому, что в конечном итоге за вопросы безопасности спрашивают с них. И как нас заверил руководитель ГАСН по ХК, его ведомство с удовольствием снимет с себя избыточные функции, как на этапе выдаче разрешения на СМР, так и на этапе ввода объекта в эксплуатацию при соблюдении на ранней стадии проектирования и подготовки иходно-разрешительной документации требований, которые обязаны выполнять проектировщики и заказчики. Причем самое интересное, что зачастую эти требования нарушают те, кто ведет строительство с листа, когда необходимо в сжатые сроки освоить выделенные средства на строительство, а как Вы понимаете, коммерческим заказчикам такого права строить с листа никто никогда не даст.
VI. Собственно строительство
Продолжительность данного этапа должна быть приближенна к нормативному и в зависимости от сложности объекта колеблется в среднем от полутора до двух с половиной лет.
Главный фактор в сокращении сроков строительства:
А) Наличие инвестиций в необходимом объеме согласно графика строительства.
Б) Опыт и грамотность заказчика и генподрядчика в умении правильно организовать процесс строительства.
VII. Сдача объекта в эксплуатацию
Данный период занимает от трех месяцев до года и более, в зависимости от качества строительства соблюдений требований ПСД и СНИП, и грамотности заказчика и генподрядчика.
Может проводиться очередями (для крупных объектов).
Резерв времени здесь также имеется --- количество организаций привлекаемых к этому этапу доходит до 50 .
Сократить срок сдачи объекта протым уменьшением количества привлекаемых организаций, на мой взгляд не совсем верно, а устранить дублирование и учесть сложность сооружения, считаю необходимым.
И еще один момент, который позволит в какой-то степени сократить по времени оформление требуемой исполнительной документации – продление срока действия Заключения о готовности объекта до шести месяцев. Учитывая, что большинство заказчиков не укладывается в трех месячный срок это предложение освободит их и органы, выдающие заключения от лишней работы.
Рациональным считали бы и проработку вопроса по объединению трех заключений о готовности объекта выдающихся одним органом – Департаментом архитектуры, строительства и землепользования в одно Сводное заключение.
В завершении своего выступления, я хотел бы еще раз отметить, что организация процессов строительства – непростая задача.
Для ее решения нужна:
1) политическая воля руководителя, в нашем городе она есть;
2)понятные правила для всех участников строительного процесса, то над чем мы все работаем;
3) ответственность всех без исключения заказчиков, подрядчиков, проектировщиков и должностных лиц, задействованных в этом процессе;
4) четкий контроль на всех стадиях строительства.
И решить эти проблемы возможно только при конструктивной совместной работе всех заинтересованных сторон.
Предложения
по докладу Степанова С.В. на заседании городского Совета по предпринимательству при Мэрии города по вопросу «Об организации строительства в г. Хабаровске»
1. Создать единый регламент прохождения согласовательных (разрешительных) документов на всех стадиях строительства и обеспечить доступность с его ознакомлением всем желающим.
2. Создать единый контролирующий орган при Мэрии г. Хабаровска, осуществляющий контроль за сроками рассмотрения исходно-разрешительных материалов до момента получения Разрешения на СМР и устанавливающий ответственность всех виновных лиц.
3. Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска в соответствии с «Правилами землепользования и застройки в г. Хабаровске» ст.11 п.11 обеспечить в необходимом объеме привлечение предпринимателей для проведения работ по формированию земельных участков и разработки градостроительной документации при условии гарантированного получения предпринимателем конкретного участка.
4. Привести нормативные сроки проектирования и строительства в соответствии с Единым регламентом прохождения согласовательных (разрешительных) документов на всех стадиях строительства.
5. Изучить возможность в соответствии с п.5 ст.30 «Земельного кодекса» принятия Постановления о выделении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места выбора участка без подготовки Постановления на проектирование.
6. Дополнить Постановление Губернатора Хабаровского края №132 от 23.04.2003г. пунктом об административной и экономической ответственности сетедержателей за соблюдение сроков выдачи технических условий.
7. Городской Междуведомственной комиссии обеспечить заказчику получение технических условий, устанавливающих совокупные расходы заказчика на выполнение технических условий, подключение к сетям, развитие инженерной инфраструктуры в объеме не более 10%-15% от стоимости строительства в зависимости от сложности территории застройки.
После утверждения Городской Думой комплексной программы развития и реконструкции инженерных сетей г. Хабаровска обеспечить действие расчетного норматива получения единицы мощности инженерного обеспечения с 1кв. м конкретной территории.
8. Предложить Главэкспертизе организовать согласование по принципу «Одного окна», когда
органы Госэкспертизы субъектов РФ с привлечением органов специализированной экспертизы на договорной основе подготавливают сводное экспертное заключение (Письмо Госстроя РФ от 05.03.2001г. №АШ-1052/24).
9. Проработать вопрос по объединению трех заключений о готовности объекта в эксплуатацию, выдаваемых – Департаментом архитектуры, строительства и землепользования в одно Сводное заключение.
10. Продлить срок действия заключений о готовности объекта к эксплуатации до шести месяцев.
11. Исключить практику требований инспекции ГАСН правительства Хабаровского края справки от заказчика, генподрядчика и проектировщика об отсутствии задолженностей в бюджеты всех уровней, как выходящую за их компетенцию.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Строить долго, значит дорого
Недостаток производственных и офисных помещений - одна их серьезных проблем, тормозящих развитие бизнеса в Хабаровском крае. Строительство новых зданий упирается в неприступную стену разрешительных процедур, а ликвидировать барьеры в капитальном строительстве, похоже, никто не собирается. К такому выводу пришли строители и инвесторы на совместном заседании совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края и совете директоров краевых промышленных предприятий и организаций. Они обсуждали проблему сокращения разрешительных процедур и сроков согласования строительных работ.
Известно, что наряду с торговлей, строительство является одной из основных сфер деятельности бизнеса. Более того, во всех развитых странах именно строительство является локомотивом экономики, и от того, насколько быстро движется этот локомотив, зависит состояние всей экономики и благосостояние людей.
Однако, строительство требует серьезных инвестиций. А инвестиционная привлекательность региона напрямую связана с теми условиями, которые создаются на местах, с политикой, проводимой краевыми и муниципальными органами власти. По славам же губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, многие вопросы на стадии проектирования строительных объектов, решаются за взятки. В чем же здесь привлекательность?
Сегодня, чтобы построить жилой дом в городе, нужно оббегать около пятидесяти организаций, исходить столько же кабинетов чиновников и согласовать свои проекты, планы, чертежи, сметную документацию. Пройдет зима, лето, потом еще год, а строить вам не дадут. В городской администрации говорят, мало бумаг собрали. На многоэтажку, начиная с нулевого цикла и заканчивая сдачей объекта «под ключ», требуется около трех килограмм и два с половиной года согласований. Эту формулу рассчитали уже сами строители, и с меньшим сроком и весом документов, на прием не идут.
Для примера возьмем 69-квартирный дом по улице Кочнева в Хабаровске, который строился почти два года, при чем, прежде чем начать строительство, пришлось изрядно побегать по кабинетам. Судите сами: на экологическую экспертизу потребовалось 45 дней. Девять месяцев понадобилось на получение разрешения госархстройнадзора.
На согласование разрешений: в управлении благоустройства вместо нормативного срока – 12 дней, ушло 23 дня; в департаменте муниципальной собственности – 21 день; в Энергосбыте - 40 дней; в Хабаровских тепловых сетях – 56 дней; в МУП «Тепловые сети» - 16 дней; в Горэлектросвязи - 97 дней. Формирования и подписание договора на отвод земли – 15 дней, выдача градостроительных требований – 29 дней, постановка на проектирование и строительство – 31 день. Итого. в сумме набежало пять месяцев и 26 дней.
Плюс к смете строительно-монтажных работ (непредвиденные расходы) администрация добавила 35 процентов за снос ветхого жилья, вынос и реконструкцию инженерных сетей. Получается стоимость каждой квартиры, «на ровном месте» автоматически увеличилась на тридцать процентов.
Такой подъем цен, вагоном, цепляет и строительную продукцию, которая закладывается в смету. А за минувший год стоимости электрической энергии увеличилось на тридцать процентов, металл подорожал в два с половиной раза, железобетонные конструкции - почти вдвое. Увеличилась стоимость работы и строительной техники: один день башенного крана теперь надо умножить в два раза. Монтаж оборудования теплового узла в прошлом году стоил миллион рублей, в этом году предоставлена смета почти на три миллиона рублей. Выходит, что строить долго, означает дорого, а это не выгодно ни заказчику, ни покупателю.
Что тормозит механизм согласований по строительству жилых и нежилых объектов?
Основными нормативными документами на подготовительном этапе являются «Земельный кодекс» и «Правила землепользования и застройки Хабаровска». С одной стороны, все вроде бы хорошо: нашел участок, подал заявку и через полгода через аукцион, забирай землю под строительство. Но, в департаменте архитектуры, строительства и землепользования Хабаровска, ссылаясь на… большое количество заявок, ограниченный штат сотрудников, отсутствие в необходимом объеме градостроительной документации о застройке территории, объясняют: «сложно обеспечить отработку материала в сжатые сроки». Усугубляет ситуацию и тот факт, что департамент должен отправлять на согласование документы в другие организации и ведомства, что, опять, продляет сроки.
Можно ли здесь поправить ситуацию?
- Наверняка, если сам заказчик лично контролирует прохождение всех документов. И все равно, нет гарантии, что приложив усилия к скорейшему оформлению документов, удастся выиграть торги, - говорит предприниматель, инвестор и заказчик Сергей Степанов. - Но, чтобы получить земельный участок быстро, надо исключить предварительное согласование места выбора объекта и передавать землю в аренду или в собственность через торги. При этом подготовка постановления на проектирование с резервированием земли уже не требуется.
Есть еще один путь сокращения сроков - это создание единого регламента прохождения согласовательно-разрешительных документов на всех этапах строительства и единый контролирующий орган при городской мэрии, который бы контролировал сроки рассмотрения материалов до момента получения разрешения на строительство.
Однако, как показывает статистика, проектирование здания все равно занимает по времени от шести до двенадцати месяцев (в зависимости от сложности объекта). И здесь уже не убавить, не прибавить. А вот срок прохождения согласований не ограничен ни временными, ни финансовыми рамками, поэтому затягивать его могут все, кто причастен к строительству. Количество организаций, осуществляющих согласование проектно-сметной документации, доходит до сорока, а количество требуемых экспертиз от пяти до семи.
Нередки случаи, когда необходимость проведения конкретного вида экспертиз определяется не законом, а непосредственно решением на месте. Рассмотрения документации может быть даже продлено по собственному усмотрению чиновником, при этом он произвольно может устанавливать и сам порядок прохождения документов. Естественно, что такая процедура требует упрощения, ведь за каждый день простоя, инвестору нужно платить, и если не заказчику, то чиновнику.
Процедура получения земельного участка под строительство занимает от двух до шести месяцев (с момента подачи заявки до получения постановления на отвод земли). Получения технических условий на присоединение объектов к инженерным коммуникациям сопряжена для застройщика с новыми финансовыми затратами. Сама стадия прохождения государственной экспертизы непрозрачна, длительна и затратна.
Конечно, госнадзор с удовольствием бы снял с себя часть избыточных функций, как на этапе выдачи разрешения на строительно-монтажные работы, так и на этапе ввода в эксплуатацию объекта. Но вынужден дублировать и подстраховывать другие органы власти, потому как в конечном итоге за организацию безопасности спрашивают только с Госнадзора.
Председатель Хабаровского краевого объединения промышленников и предпринимателей Евгений Шулепов утверждает, что чего не позволено мелким строительным фирмам, позволено крупной. (Подробнее см. ст. Слово просит юриспруденция)
- В центре Хабаровска началось грандиозное строительство торгово-экономического центра «Азия». Однако нет утвержденной проектно-сметной документации, из-за отсутствия положительного заключения экологов, трудинспекции и главэкспертизы, - говорит Шулепов. - Несмотря на запрет Госнадзора, строительство продолжается. При этом хабаровские предприниматели говорят, что за право гарантированно получить торговое место в новом центре, заранее требуют по восемнадцать тысяч долларов США? И нет никакой уверенности, что каменный монстр будет принят в эксплуатацию.
В министерства строительства Хабаровского края давно лежит письмо предпринимателей о внесении предложения в главэспертизу об организации центра «одного окна», где бы в одном окошке у потенциального строителя взяли все документы и выдали все согласования. Но пока вопрос остается открытым.
Главный фактор в сокращении сроков строительства: отсутствие инвестиций в необходимом объеме, опыте и грамотности заказчика. Сократить срок сдачи объекта простым уменьшением количества привлекаемых организаций, не получится, а вот устранить дублирование и учесть сложность сооружения, возможно.
И еще один факт, который позволит в какой-то степени сократить по времени оформление документации – это продление до шести месяцев срока действия заключения о готовности объекта. Учитывая, что большинство заказчиков не укладывается в трехмесячный срок, это предложение освободит всех от лишней работы.
В результате этого, можно реально сократить общие сроки строительства почти в два раза. При этом, себестоимость одного квадратного метра будет снижена минимум на двадцать процентов, будут сэкономлены средства, в том числе и бюджетные ассигнования. Это поможет решить сложную задачу по удвоению объема ввода жилья.