Сергей Лавров и Владимир Путин |
|
Сегодня обсуждались основные вопросы двусторонних отношений в том, что касается политического диалога, вопросов безопасности и международная проблематика ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сотрудничество в ООН и в других международных форматах.
По двусторонним отношениям оба лидера констатировали интенсификацию наших контактов, не говоря уже о встречах в верхах. Сегодня четвёртая встреча Президента Путина и премьера Абэ. И помимо этого впервые почти за четыре года возобновился такой формат, как диалог по стратегическим вопросам на уровне первых заместителей министров иностранных дел.
Целая серия консультаций состоялась по линии внешнеполитических ведомств, контакты по линии секретарей Советов Безопасности России и Японии. Совсем недавно коллега Николая Патрушева господин Яти посетил Москву, и у них состоялись обстоятельные переговоры.
Кроме того, установлены и хорошо развиваются контакты по линии пограничных служб, по линии лиц, которые обеспечивают безопасность мореплавания. И сегодня согласовано, что надо восстанавливать и другие механизмы нашего двустороннего диалога, которые в последние годы были заморожены; имеются в виду в том числе и контакты по линии военных.
Был такой формат «два плюс два»: министры иностранных дел и министры обороны пару раз встречались, мы с Сергеем Кужугетовичем Шойгу - с нашими японскими коллегами, - потом этот формат был приостановлен. Сегодня Президент Путин предложил его возобновить, равно как и встречи по линии начальников генеральных штабов. Премьер-министр реагировал позитивно. Надеюсь, что такое решение будет в какой-то момент принято.
Говорили, как я уже сказал, и о международных делах. Япония в этом году и в будущем является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, что создаёт дополнительное поле для наших совместных действий. Отметили, что в Совете Безопасности мы сотрудничаем неплохо. Не всегда голосуем, как говорится, одинаково, но у нас налаженный механизм консультаций, и всегда наши японские коллеги разъясняют свои подходы, внимательно выслушивают и стараются учесть наши позиции.
Говорили о других формах взаимодействия в ООН за рамками Совета Безопасности. Мы признательны японским коллегам за то, что они поддерживают российские инициативы, в том числе по вопросам международной информационной безопасности, мерам доверия в космосе и по другим темам, которые обсуждаются на Генеральной Ассамблее ООН.
Естественно, сегодня обменялись мнениями о том, в каком сейчас состоянии находится сирийское урегулирование, ситуация на Украине в свете необходимости полного выполнения Минских соглашений. Здесь у нас позиции практически совпадают. И Президент России подробно изложил наши оценки нынешнего этапа работы по выводу из тупика процесса выполнения минских договорённостей от 12 февраля 2015 года.
Ещё один интересный аспект нашего взаимодействия по линии ООН: есть в ООН Управление по борьбе с наркотиками и преступностью - осуществляется проект подготовки наркополицейских из Афганистана и Центральной Азии, тренировки проходят в центре МВД в Домодедово - при финансовом вкладе в этот процесс наших японских коллег. Согласовано, что подобного рода проекты можно развивать и распространять на другие сферы под эгидой Организации Объединённых Наций.
Говорилось и об общих проблемах безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Обсуждалась проблематика противоракетной обороны и в целом иностранного, прежде всего американского, присутствия в этом регионе, которое, по нашим оценкам, неадекватно угрозам, исходящим со стороны Северной Кореи в результате её ракетных и ядерных программ. Именно эти угрозы американцы выдвигают в качестве предлога для наращивания здесь современных вооружений. Повторю, мы считаем это непропорциональной реакцией.
Подробно Президент России рассказал о противоракетной обороне Соединённых Штатов, их стремлении и здесь, в Северо-Восточной Азии, создать очередной позиционный район, который мы рассматриваем как часть глобальной наступательной боевой системы Соединённых Штатов - в дополнение к базам противоракетной обороны в Европе, в Средиземном море и, конечно, теперь на Аляске, естественно.
Нам показалось, что японские коллеги лучше стали понимать российские озабоченности в этой связи. Но было констатировано, что в любом случае Россия и Япония, несмотря на особые отношения Японии с Соединёнными Штатами на основе их военно-политического союза от 1960 года, заинтересованы в том, чтобы в форматах, которые существуют в Азиатско-Тихоокеанском регионе, тесно сотрудничать для рассмотрения проблем безопасности. Это и региональный форум безопасности под эгидой АСЕАН, и восточноазиатские саммиты, и другие форматы, включая встречи министров обороны АСЕАН, плюс партнёры АСЕАН.
Переговоры продолжаются уже в формате «один на один»: именно в этом формате руководители решили рассмотреть ситуацию с подготовкой к дальнейшим переговорам по мирному договору.
Администрация президента РФ, 15.12.16