В канун 15-летия «Википедии», в Интернете, появилась полная биографическая статья о забытом участнике спасения челюскинцев, «лучшем полярном летчике СССР» Александре Светогорове (1904-1935), служившем с 1930 года в Хабаровске, в ВВС ОКДВА (Амурские ВВС), затем в погранвойсках, а в последнее время, в Гражданвоздухофлоте.
 
Статья написана на основе впервые вводимых в научный оборот новых источников МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов», Государственного архива Хабаровского края (ГАХК), а также Центрального пограничного архива ФСБ РФ (ЦПА) и найденного личного дела А.П. Светогова.
 
Как пояснил председатель общественного Совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадий Басюк, организация собрала большой исторический материал, в том числе, многочисленные письма родственников Светогоровых, которые позволяют говорить о летчике Светогорове - как о несправедливо забытом герое, его подвиги до сих пор не получили высокой оценки.
 
Александр Светогоров был представлен в 1929 году «за оперативную работу» к ордену Красного Знамени, в 1934 году «за спасение челюскинцев» к ордену Красной Звезды, но наград так и не получил.
 
- Он ведь не только участвовал в спасении челюскинцев в 1934 году, о чем во всех книгах той поры, рассказывающих о спасательной операции, в схемах и на картах, полет Светогорова отмечен отдельной линией. Он вывез с Чукотки новорожденного сына руководителя экспедиции на ледоколе «Челюскин» Отто Шмидта - Сашу, - говорит Геннадий Басюк. - А до службы на Дальнем Востоке, значился в отдельной разведывательной авиаэскадрильи, участвовал в борьбе с басмачеством, где был ранен, затем испытывал новые самолеты на Центральном аэродроме Москвы, в Научно-испытательном институте (НИИ) ВВС РККА.
 
Начальник отдела организации плановой, военно-патриотической и спортивной работы регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края Анатолий Дудаков вспомнил, как побывал в Подмосковье, в гостях у Героя Советского Союза Нины Распоповой - легендарной летчицы, знаменитой «ночной ведьмы», как называли ее фашисты, выпускницы Хабаровского аэроклуба, и та ему поведала, кто благословил ее в первый полет - это был летчик-инструктор Александр Светогоров.
 
Вот что записал Анатолий Дудаков со слов Нины Распоповой:
 
«- Я стала летчицей благодаря опыту и вниманию ко мне старшего инструктора-летчика Александра Светоторова, - вспоминала Нина Максимовна, цитирует ее Анатолий Дудуков. - Я была маленького роста и едва дотягивалась ногами до педалей управления, приходилось сдвигаться почти на край сидения.
 
- Ноги то до педалей достают? - спрашивал Нину инструктор Петр Лебедев.
- Достают, - лукавила Нина.
 
От боялась что ее из-за малого роста могут отчислить от обучения.
 
...Подходила к концу вывозная программа, а с полетами что-то не ладилось. А тут, как на грех, ее вызывает на проверку техники пилотирования, для принятия решения о целесообразности дальнейшего обучения, Александр Светогоров.
 
- Теперь точно отчислят, - подумала Нина.
 
Благодаря опыту, Светогоров быстро определил причину ошибок Нины, которая крылась в неправильной координации движения органами управления самолетом. Светогоров показал правильный ввод и вывод из разворота, поясняя свои действия. И попросил Нину самостоятельно выполнить показанное. Нина успокоилась и у нее стало получаться.
 
Светогоров похвалил Нину и сказал: «Вот видишь, все получилось».
 
После заруливания самолета, Светогоров провел короткий межполетный разбор, и вдруг Нина видит, как Светогоров в переднюю кабину загружает мешок с песком, а это означало, что ее выпускают в полет. Первый самостоятельный полет был выполнен отлично...»
 
Александр Светогоров трагически погиб 26 июня 1935 года в 67 км от п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края (тогда ДВК), управляя пассажирским самолетом «Савоя С.55П» по маршруту «Александровск-Сахалинский - Хабаровск».
 
Все восемьдесят лет - экипаж - 3 человека и пассажиры - 9 человек, - так и не были захоронены.
 
По заявлению общественного Совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока, Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР (Комсомольский-на-Амуре отдел) сейчас заканчивает проверку по факту обнаружения останков экипажа и пассажиров, а также фрагментов разбившегося самолета на месте падения.
 
Захоронение, по согласованию с мэрией Хабаровска, решено сделать на Матвеевском кладбище. Сейчас Хабаровское краевое отделение ВООПИиК собирает денежные средства.
 
Константин Пронякин.