Savoia-Marchetti S.55 в музее «Воландия» (Милан) |
|
Авиационный инженер Франко Бугада (Franco Bugada), сотрудничающий с авиационным музеем «Воландия» (Volandia) в Милане - одним из трех крупнейших авиационных музеев Италии, а также с фирмой-производителем С.55 «Savoia Marchetti SIAI» («Общество гидросамолетов верхней Италии»), пишет, что собирает информацию об итальянских самолетах «Савоя С.55» по всему миру.
Он ссылается на своих коллег - представителя Общества гидросамолетов верхней Италии «SIAI» Филиппа Майни (Filippo Meani) и председатель технического комитета музея «Воландия» Клаудио Товаглейри (Claudio Tovaglieri), которые в курсе истории, произошедшей с итальянским пассажирским самолетом в Хабаровском крае.
В Италии следят и за судьбой расследования причин катастрофы самолета С.55, который под управлением легендарного летчика - участника спасения челюскинцев Александра Светогорова разбился в тумане в горах 26 июня 1935 года, вылетев по маршруту «Александровск-Сахалинский - Хабаровск». Тогда погибло 12 человек. Останки самолета нашли в 67 км от п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края (тогда нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области Дальневосточного края).
К месту катастрофы в разные годы было совершено девять экспедиций, однако только в октябре с.г. на месте крушения самолета побывали следователи Комсомольского отдела на транспорте ДВСУТ СКР. В п. Лазарев были изъяты и незахороненные 80 лет останки экипажа и пассажиров. Сейчас проводятся необходимые экспертизы...
Местный житель Иван Шило еще в 2008 году с места катастрофы вывез, спасая от мародеров, поведавшие в те места за металлоломом, два двигателя С.55.
Сейчас они находятся у него на ответственном хранении в Комсомольске-на-Амуре и при осмотре экспертом от ДВСУТ СКР уже предварительно известно, что работали силовые установки «Изотта-Фраскини Ассо» («Isotta-Fraschini Asso») до самого столкновения с землей.
По словам Ивана Шило, один из двигателей можно даже завести! Правда, ни в одном из хабаровских музеев не заинтересовались этими механизмами (имеется письмо от правительства Хабаровского края). К слову, подлинных двигателей самолета С.55 в мире нет. Они, получается, есть только в Хабаровском крае.
Франко Бугада пишет, что в Италии, один из восстановленных гидросамолетов «Савоя С.55» сейчас выставлен в музее «Воландия», еще небольшая часть корпуса летающей лодки С.55 находится в музее итальянских ВВС в Винья-ди-Валле (вблизи Рима). Больше ничего от «летающих гидросамолетов» не осталось. Они заинтересованы в экспозиции у себя в музее найденных частей С.55.
К.П.
Кстати
СССР в 1933 году в Италии за золото закупил 6 летающих лодок «Савоя С.55» (всего в Италии их было построено - 243), 5 из них предназначались для Дальневосточного управления ГВФ - Гражданвоздухофлота, а одна, с полным зимним капотированием двигателей - для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП).
Что касается разбившегося борта «СССР Л 840» 26 июня 1935 года на Дальнем Востоке, то уже известно, что заводской номер у самолета был 10531. Установлено также, что «Савоя С.55X» прибыла к нам своим ходом из Италии. Самолет, пилотируемый летчиками Демченко и Конкиным, 8 июля 1933 года совершил сверхдальний перелет из г. Сесто Календо (Италия) во Владивосток, а далее поступил в гидропорт Хабаровска.