Опасения что «нас поработят китайцы» сегодня слышны не только в дальневосточных регионах России. Наслышанные о качестве французских товаров и услуг, и вдохновленные «романтическим влиянием», которое проектирует Франция в мире, китайские предприниматели относятся к этой стране с особенным трепетом. И готовы вложить не менее сотни миллиардов евро в экономику этой страны.
Бум «выхода китайских предприятий за рубеж»
Интерес к прямым зарубежным инвестициям (ПИИ) у китайцев возник с тех пор, как китайское правительство начало упрощать правила «выхода китайских компаний на зарубежные рынки». А стимулом для роста китайских инвестиций во Франции послужил летний визит в Париж китайского премьер-министра Ли Кэцяна. В ходе этого визита было подписано на несколько десятков миллиардов евро различных контрактов.
Поначалу китайские предприниматели заинтересовались виноградниками в Бордо и промышленными предприятиями, войдя, например, в капитал PSA Peugeot Citroën. Но в последнее время бизнесмены из Поднебесной стали вкладывать свои деньги и в сферу услуг. Так, в начале 2015 года, китайское предприятие Symbiose стало акционером аэропорта Toulouse-Blagnac.
В феврале этого года китайский гостиничный холдинг Jin Jiang International выкупил у своего американского конкурента активы Louvre Hotels Group, компании, владеющей в том числе сетями гостиниц Campanile и Kyriad. Заинтересовались китайцы и туристическим бизнесом.
Так, китайский холдинг Fosun вошел в капитал знаменитого туроператора Club Mediterranée. Также было объявлено о сотрудничестве китайского холдинга HNA с туроператором Pierre&Vacances.
Но и это еще не все. Минувшим летом китайский суверенный фонд CIC принял решение купить 8 торговых центров в разных городах Франции на общую сумму в 1,3 млрд евро, писала летом газета Фигаро.
Плюсы и минусы
Казалось бы появление китайского капитала во французской экономике демонстрирует привлекательность для иностранных инвесторов и здоровый инвестиционный климат во Франции. И действительно, в 2014 году Франция стояла на четвертом месте по объему вложенных в ее экономику прямых иностранных инвестиций, после США, КНР и Великобритании.
Но стоит все же напомнить, что Франция является не развивающейся, а развитой страной, и такой интерес французских компаний к китайскому капиталу скорее симптоматичен для застоя в ее экономике и необходимости привлечения зарубежных инвестиций, чтобы сохранить конкурентоспособность. Французские туроператоры, завязавшие значительную часть своего бизнеса на странах Северной Африки и Ближнего Востока, и оказавшиеся в сложной ситуации с началом Арабской весны, наглядно демонстрируют этот аргумент.
Но экономика прагматична, а не сентиментальна. Учитывая вялость экономической конъюнктуры в Европе, французские предприятия все чаще забывают о национальной гордости и выбирают китайские инвестиции.
«Наш промышленный сектор обладает высокими стандартами качества и это очень ценится в Китае. Только сейчас Китай начинает понимать, что такое устойчивое развитие и высокие технологии», - говорит в комментарии «Русскому Очевидцу» Пьер Пикар, специалист по Китаю и профессор университета Париж-8.
«Китай отказался от стратегии выпускать продукцию в больших количествах по низким ценам, и теперь в стране стали беспокоиться о качестве продукции. Так что у французских предприятий есть все преимущества для сотрудничества с китайцами».
Вопросы профессиональной этики
Французы не хотели появления китайского капитала и по другой причине. Среди работников французских предприятий существуют опасения, связанные расхождениями во взглядах на профессиональную этику и ритм работы. Китайцев, зачастую заслуженно, упрекают в незнании профессии и попытках нанести ущерб репутации французских предприятий.
Особенно болезненно появление китайцев воспринималось в 2011 году, когда предприниматели из КНР начали скупать винные замки в районе Бордо.
Не совсем разбирающиеся в процессе производства и одержимые быстрой наживой благодаря огромным контрактам с клиентами в КНР, они даже поначалу пытались диктовать производителям свои условия работы: производить больше в минимальные сроки и за минимальную стоимость. И это, невзирая на жесткую технологию производства, при которой требуются определенные сорта винограда и фиксированное время выдержки вина в бочках.
Китайские нувориши пытались заставлять французских работников разбавлять вино, предназначенное на экспорт, чтобы достичь больших объемов, аргументируя, что «в Китае все равно ничего не поймут».
Но их попытки нарушить правила остановил жесткий контроль за производством, установленный Генеральной дирекцией по вопросам конкуренции, потребления и борьбы с мошенничеством.
Несмотря на сильную медиатизацию, китайские инвестиции во Франции остаются незначительными, если их сравнивать с ПИИ других стран. Согласно отчету об иностранных инвестициях во Франции за 2014 год, 61% иностранных инвестиционных проектов во Франции реализуются странами Европы, и всего лишь 12% - странами Азии. Причем половина азиатских инвестиционных проектов - японские.
Евгений Загребнов,
L’Observateur Russe, 03.10.15