О чем вторую пятилетку думают металлурги Комсомольска? Фото автора
О чем вторую пятилетку думают металлурги Комсомольска? Фото автора
На единственном металлургическом предприятии ДФО сегодня простаивают без малого три сотни вагонов с 19-ю тысячами тонн продукции, которую ждут заказчики, включая таких крупных как Samsung. Если противостояние управленцев «Амурметалла» и руководства ДВЖД не удастся разрешить в ближайшее время, завод может встретить зиму с замороженными цехами.
 
Беремся за метлы
 
Комсомольские металлурги, с которыми к началу октября встретился журналист, демонстрируют свои нынешние основные инструменты – мётлы и совки для уборки пыли. Опытные специалисты электросталеплавильного цеха, теряясь в догадках о судьбе завода, где с октября 2013 года введено конкурсное управление, единодушно выражают настроение большинства своих коллег:
 
- Пока сталеплавильная печь простаивает, убираем в непривычной тишине отходы. Это, конечно, тоже нужно. Ведь некоторые руководители завода возвращались после обхода цеха в брюках, коричневых по колено, а из туфель сталеплавильную пыль приходилось вытряхивать. Мы, работяги, хоть и с большим опытом, но вместо выпуска заготовок, как видите, метём мусор.
 
Тем временем, на приёмо-выставочных путях предприятия - полный затор, чреватый окончательным срывом основных обязательств предприятия. Проблемы с безальтернативным перевозчиком здесь начались еще летом. Уже в начале осени территория «Амурметалла» превратилась в скопление сотен вагонов с нереализованным товаром.
 
Кроме того, более 80-ти единиц подвижного состава с необходимым для предприятия сырьем загромоздили сразу два пути местной станции в ожидании подачи на завод.
 
- Мы не можем принять ни металлолом, ни материалы для дальнейшей работы, поэтому на сегодняшний день наша производственная деятельность остановлена, - комментирует в свою очередь местным СМИ происходящее Алексей Бабок, директор по производству «Амурметалла». Если ситуация не переменится, работа «предприятия фактически закончится.
 
Столь масштабный простой, по заключению экспертов, влечёт за собой невосполнимые убытки. В итоге почти 4 тысячи заводчан рискуют остаться без работы.
 
Кроме того, занятость станционных путей большим количеством вагонов, прибывших в адрес «Амурметалла», существенно затрудняет работу железной дороги, несущей основную нагрузку в транспортной инфраструктуре индустриального центра в период запуска ТОСЭР. Срывы доставки вагонов, прибывших в адрес других грузополучателей, негативно влияют и на безопасность движения поездов.
 
Ежесуточный рост «неразруленных» подвижных составов у города юности способен привести к полной остановке не только «Амурметалла», но и к непредсказуемым финансовым потерям других компаний, чья логистика напрямую зависит от дальневосточных железнодорожников. В случае непринятия экстренных мер сами перевозчики не исключают коллапс на рельсовых путях, ведущих к промышленной кузнице региона.
 
Неправильная погрузка, или…?
 
У руководства железной дороги – своя, продуманная и годами отработанная позиция по поводу затора вокруг «Амурметалла». Местные представители РЖД винят в происходящем металлургов: «Они просто неправильно загружают вагоны».
 
- Конфликта, как такового, нет, - официально успокаивает СМИ Евгений Кузнецов, начальник станции «Комсомольск-на-Амуре. - Работники «Амурметалла», бывает, грузят вагоны с нарушением технических условий. Если месяцем ранее на наши замечания они реагировали своевременно, то с сентября без объяснения причин перестали исправлять недостатки, обнаруженные при приеме груза к перевозке.
 
Критическая ситуация – итог бездействия ответственных лиц предприятия. По всем фактам составлены акты, но работниками завода они не подписываются. Хотя устранить указанные неисправности – буквально час работы.
 
Однако «часом» теперь этот затор явно не пробить. При погрузке 267 вагонов перевозчиком выявлено несоблюдение «Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах», утвержденных МПС России в мае 2003 года.
 
На фоне этих правил, как настаивают в РЖД, «Амурметалл» допустил целый ряд нарушений: «неравномерное размещение груза в вагоне, неполное количество рядов, отсутствие закрепления торцевых щитов, несоответствие количества мест, сдвиг груза».
 
В этой же связи пресс-служба РЖД отмечает, что постоянно идет на уступки «Амурметаллу», включая «…возможность отгрузки готовой продукции на экспорт в адрес Ванинского торгового порта, а в последующем и в адрес порта Совгавань, при том, что данный участок следования очень грузонапряжённый, по сравнению с направлением в адрес Владивостокского порта».
 
Кроме того, по официальному заявлению РЖД, «...Амурметаллу предоставлена возможность производить отправление вагонов маршрутными поездами, что дает существенную экономию финансовых затрат. Несмотря на все привилегии, руководство завода своим бездействием остановило не только свое предприятие, но и создало угрозу остановки железнодорожной станции…».
 
Осеннее обострение
 
Впрочем, нынешний инцидент, как напоминают экс-руководители ОАО «Амурметалл», вовсе «…не нонсенс, а скорее – очередное обострение хронической проблемы». Как подтверждают документы, аналогичная ситуация возникала и в 2012 году. В тот период конфликт был урегулирован на личной встрече руководителя ДВЖД и бывшего директора завода при активном содействии тогдашнего спикера краевого парламента Сергея Хохлова.
 
В том случае руководство «Амурметалла» было вынуждено полностью прекратить судебную работу по взысканию с ОАО «РЖД» пени за просрочку доставки грузов. Только после этого движение по рельсам возобновилось. И бывшие руководители предприятия, и нынешние топ-менеджеры завода убеждены: «Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» представители РЖД, пользуясь своей монополией, трактуют «как хотят, и только с исключительной выгодой в свою пользу».
 
- Глубоко сомневаюсь, что, ни с того ни с сего, заводчане вдруг начали грузить вагоны как-то не так, - делится своим мнением экс-директор «Амурметалла» В. Лиманкин. - Субъективные заключения железнодорожников налицо, ведь погрузка производится цеховыми бригадирами отгрузки, которых ежегодно аттестуют экзаменаторы специального подразделения ОАО «РЖД». Схемы погрузки всех видов металлопродукции, опять-таки, предварительно письменно согласованы с РЖД. Монополизм в сфере перевозок, как известно, вредит не только Амурметаллу, но и многим другим хозяйствующим субъектам Дальнего Востока. При этом власти всех уровней не горят желанием осадить монополиста. Кстати, так называемые маршрутные отгрузки, которыми бравирует пресс-служба железной дороги, выгодны прежде всего РЖД, поскольку исключают сортировку вагонов на промежуточных станциях, сокращают затраты ДВЖД и срок доставки. Не выполняя прямых обязанностей по своевременной доставке грузов, железнодорожники отыгрываются на потребителях, вынужденных обращаться в арбитражный суд за защитой своих прав.
 
Эту тенденцию подтвердила на недавнем заседании думского комитета по законности, правопорядку и общественной безопасности председатель арбитражного суда Хабаровского края Зоя Софрина. Она рассказала депутатам о значительном увеличении в текущем году экономических споров. Руководитель органа правосудия не случайно отметила среди самых серьезных и запутанных дел - процессы с участием ОАО «Амурметалл».
 
- Терпеливо ждем, пока там наверху боссы о чём-нибудь путном договорятся, - подключаются к откровенному разговору с собкором краевого издания несколько молодых рабочих. - Наши семьи, честно говоря, боятся в такой непростой период потерять источник дохода. Если фамилии наши в газете не прозвучат, тогда признаемся в коллективных догадках: возможно, наш родной завод где-то наверху решили просто прикончить? А конфликт с РЖД, может быть, просто повод для этого?
 
Закрыть нельзя возродить. Где поставим запятую?
 
По одной из версий, особо популярной сегодня среди работников АМ, нынешний конфликт – лишь скрытая попытка конкурсного управляющего «Амурметалла» переложить ответственность за возможную остановку предприятия на РЖД. Тогда, мол, крах завода будущей зимой можно будет списать на железнодорожников, скрыв истинные причины гибели металлургического производства в Комсомольске-на-Амуре.
 
Причины эти готовы огласить властям, вплоть до Президента РФ, уважаемые ветераны предприятия, в инновационное развитие которого в начале столетия были вложены миллиардные инвестиции. Вот что от лица нескольких поколений дальневосточных металлургов делегировал печатному изданию Николай Иванович Сибирцев, работавший главным инженером и начальником мартеновского цеха завода «Амурсталь», отдавший из своих 77 лет жизни почти полвека металлургическому предприятию:
 
«Увеличение числа простоев производственных цехов в текущем году – показатель низкого профессионализма нынешних руководителей завода. Среди топ-менеджеров, пришедших к руководству в период конкурсного управления, нет ни одного дипломированного металлурга. Обычными менеджерскими приёмами промышленный гигант из кризиса не вытянуть. Вместе с замедлением роста курса доллара и снижением его влияния на экономику предприятия вылезли наружу все огрехи нынешней управленческой команды. Угроза гибели мощного производства - закономерный итог увольнения прежних руководителей завода. Его до осени 2013 года возглавляли настоящие профессионалы, способные выходить на прибыль в самых непростых условиях. Ожидаемым последствием стала необратимая убыточность операционной деятельности. Наш «Амурметалл» может повторить печальную участь Петровск-Забайкальского металлургического завода. Это предприятие, работавшее в Восточной Сибири, прекратило своё существование в 90-е годы, в эпоху приватизации. Для сохранения металлургического комплекса в Комсомольске-на-Амуре необходимо прекратить разграбление завода под прикрытием конкурсного производства, перестать превращать индустриальный центр Дальнего Востока в моногород, а также проявить государственную волю и умерить аппетиты ОАО «РЖД». Вместо поиска средств на строительство новых металлургических заводов под Хабаровском, на Сахалине и в Якутии нужно, включив здравый смысл и государственное мышление, реанимировать, пока это ещё возможно, существующее металлургическое предприятие, где в течение нескольких лет простаивают самые современные линии».
 
Как известно, в середине сентября ОАО «Амурметалл» уже в третий раз выставлено на торги. Начальная цена планируемой сделки – 8,2 миллиарда рублей. Каждые 10 дней, при отсутствии желающих его приобрести, объявленная стоимость единственного в ДФО металлургического актива будет снижаться на 5 %. В обозримом будущем его цена по условиям торгов может уменьшиться до 4,1 миллиарда рублей. Эта сумма гораздо ниже той, которую намечено вложить в строительство нового металлургического завода у краевой столицы. Есть о чём задуматься?
 
Юрий Ковалев
 
P.S.: 4 октября, когда материал готовился к печати, от официальных источников в правительстве Хабаровского края пришло сообщение о возобновлении транспортного обслуживания ОАО «Амурметалл». Какую цену пришлось заплатить металлургам на этот раз - покажет время.