Есть такая профессия - помощник депутата. Эта на первый взгляд неприметная служба иногда приносит солидные дивиденды.
 
В частности, ощутимую компенсацию получили помощники 13 депутатов Южно-Сахалинской городской думы, которые 3 сентября 2014 года, аккурат за 10 дней до муниципальных выборов, досрочно сложили полномочия. Благодаря запросу депутата областной Думы С. Ивановой удалось узнать фамилии этих счастливчиков.
 
Так, на более чем 1,5 млн рублей пополнили свои бюджеты помощники, работавшие на постоянной основе: Л. Горлова (депутат Ю. Азизов), О. Жирова (депутат Р. Альперович), Т. Кон (депутат М. Арендаренко), А. Шмыгарева (депутат Н. Ждакаева), М. Сорока (депутат А. Латыпов), И. Лексина (депутат А. Лексин), Е. Кан (депутат В. Сидоренко), более 1 млн рублей на счету у Н. Овечкиной (депутат В. Дамин) и И. Матвеева (депутат Ж. Матвеева).
 
У тех, кто трудился во благо избирателей по совместительству, навар поменьше. Д. Марченко (депутат В. Дамин) получил чуть более 400 тыс. рублей, В. Савина и Н. Пиков (депутат В. Елизарьев) по 756 тыс. рублей, более 600 тыс. рублей - Л. Михайлова (депутат О. Логачев), а М. Зайцева и И. Быкова (депутат Ж. Матвеева) - в пределах 200 тыс. рублей.
 
Впрочем, помощники некоторых депутатов, работая по совместительству, исхитрились взять компенсацию из городской казны «по полной», то есть по 1,5 млн рублей. Это Г. Зайцева (депутат В. Зайцев) и М. Кащеева (депутат С. Коротков).
 
Необездоленными остались и помощники тех, кто донес свое тяжкое депутатское бремя до окончания срока своих полномочий. Так что местные выборы дорого обошлись казне. И все это свершилось в рамках правового поля, согласно положению «О помощнике депутата городского собрания города Южно-Сахалинска».
 
Данным нормативно-правовым актом предусмотрено, что помощник работает по прямому трудовому договору, за что получает денежное вознаграждение. Предельная штатная численность на одного депутата - 1,5 единицы.
 
При увольнении помощника в связи с прекращением полномочий его депутата, в том числе досрочного, помощнику выплачивается единовременная денежная компенсация в размере 8 средних месячных размеров его денежного содержания за последний год работы при условии работы в должности помощника не менее двух лет.
 
А месячный фонд оплаты труда помощникам каждого депутата определен в размере 70% от ежемесячного денежного содержания председателя представительного органа (без учета ежеквартального денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и процентной надбавки за работу, содержащую государственную тайну).
 
Каков фонд оплаты труда помощников каждого депутата, можно судить по свершившимся компенсационным выплатам - 1,5 млн рублей за 8 месяцев.
 
Понятно, что депутаты гордумы (за исключением спикера и его зама) на наше благо трудятся на неосвобожденной основе и без помощников здесь не обойтись, кому-то надо выполнять рутинную каждодневную работу. И в компенсационных выплатах при увольнении, возможно, тоже есть резон, ведь, по словам председателя гордумы С. Дмитриева, за помощником депутата не сохраняется его прежнее рабочее место, после увольнения трудоустраиваться ему приходится заново.
 
Другое дело, что отдавать фонд зарплаты помощников в чужие руки некоторым депутатам как бы не хочется, потому и числятся в помощниках особо близкие люди. С этической точки зрения, согласен Дмитриев, это не лучший вариант, но законом не возбраняется.
 
В итоге присутствие во власти оборачивается своего рода семейным бизнесом. Как, например, у депутатов В. Зайцева и С. Короткова.
 
Очень быстро наработанные традиции осваивают и впервые избранные депутаты, у В. Мазура два помощника с фамилией Мазур, у Т. Рудаковой - Ю. Рудаков, у Е. Плотникова - А. Плотникова. И все это, повторюсь, в рамках правового поля…
 
О необходимости развития института «помощник депутата» говорили намедни и на заседании областной Думы при обсуждении поправок в закон «О статусе депутата Сахалинской областной Думы».
 
Речь шла о том, что на фоне систематического повышения заработной платы работникам бюджетной сферы фонд оплаты труда помощников депутата находится на не-оправданно низком уровне и предполагает выплату их денежного содержания в размере, близком к минимальной зарплате в области, а не на уровне номинальной среднемесячной, которая за январь - декабрь 2013 года составила 48,4 тыс. рублей.
 
Существующий месячный фонд оплаты труда помощников, распределяемый на группу из 5 человек, обеспечивает среднемесячную зарплату в размере 22194 рубля на каждого. С учетом уплаты налога на доходы физических лиц «на руки» причитается 19309 рублей. Депутаты лишены возможности привлекать квалифицированных специалистов для обеспечения своей деятельности. А потому предложено увеличить фонд оплаты труда помощников.
 
На настоящий момент он составляет 50% от денежного содержания депутата облдумы, размер которого составляет 288 тыс. 967 рублей 17 копеек в месяц. Процент поднимут до 60, в итоге обеспечив и рост зарплаты помощника на 20%. Для этого потребуется увеличение расходной части областного бюджета на 9 млн. 709 тыс. 296 рублей в 2015 году, а также в последующие финансовые годы.
 
Похоже, таким образом фонды оплаты труда помощников депутатов и городской, и областной дум почти уравняются.
 
Л. Пустовалова,
«Советский Сахалин», 20.11.14
http://www.sovsakh.ru/ru/news/22829.html