Президент «Роснефти» Игорь Сечин (в центре) и глава ОСК Алексей Рахманов (справа) не смогли сделать из «Звезды» суперверфь. Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Президент «Роснефти» Игорь Сечин (в центре) и глава ОСК Алексей Рахманов (справа) не смогли сделать из «Звезды» суперверфь. Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Как стало известно «Ъ», модель развития «суперверфи» «Звезда», которая строится уже пять лет на Дальнем Востоке, может радикально измениться. Владимир Путин раскритиковал строителей верфи во главе с «Роснефтью» за отсутствие внятного портфеля заказов и определенности с источниками финансирования проекта. В результате теперь Минпромторг предлагает сделать верфь гораздо «компактнее», оптимизировав ее производственную линейку. Под вопросом целесообразность строительства танкеров и газовозов, которые исходно должны были стать основой портфеля заказов, то есть теперь уже бывшая «суперверфь» будет выпускать буровые платформы и ремонтировать корабли.
 
Вчера президент Владимир Путин провел во Владивостоке совещание по строительству на Дальнем Востоке суперверфи «Звезда», на которой планировалось выпускать морскую технику для крупных отечественных шельфовых проектов (см. материал на этой же странице). Участие в обсуждении приняли курирующий судостроение и ОПК вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр промышленности Денис Мантуров, глава «Роснефти» Игорь Сечин и президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.
 
По итогам Денис Мантуров заявил, что президент раскритиковал ситуацию вокруг проекта, подчеркнув, что у «Звезды» до сих пор отсутствует сформированный пакет заказов до 2018 года по гражданским проектам. По словам министра, компании, которые планируют заказывать суда на «Звезде» (в качестве «якорного заказчика» называлась «Роснефть»), должны быстро завершить работу по заказам, «которая идет больше года». Более того, у верфи, которая была заложена еще в 2009 году, до сих пор нет и окончательной финансовой модели: Денис Мантуров сообщил, что Владимир Путин поручил «в ближайшее время определиться по источникам финансирования», в том числе из бюджета.
 
Проект «Звезды» - один из самых громких и амбициозных в российском судостроении. Она создается на базе одноименной военной верфи в Большом Камне (сейчас специализируется на ремонте атомных подлодок). ОСК, куда входит верфь, исходно рассчитывала строить новые мощности в рамках СП с южнокорейской DSME.
 
Планировалось, что основной объем заказов верфи обеспечат танкеры большого водоизмещения, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, буровые платформы и другая офшорная техника. Но в 2012 году на фоне неопределенности с освоением крупных российских шельфовых месторождений DSME вышла из проекта, и он забуксовал. В итоге в августе 2013 года было решено, что достройкой верфи займется консорциум «Роснефти» и Газпромбанка «Современные технологии судостроения» (СТС), а летом 2014 года после очередного витка критики Владимира Путина к проекту согласились присоединиться «Газпром» с НОВАТЭКом.
 
СТС получит 75% всего Дальневосточного центра судостроения и судоремонта ОСК (за исключение двух заводов), куда входит «Звезда», у корпорации останется блокпакет. Соответствующий указ Владимир Путин подписал в конце июля, сейчас идет процесс передачи активов. Пока консорциум получил операционный контроль над ДЦСС через совет директоров, который возглавляет Игорь Сечин. Первая очередь строительства «Звезды» должна завершиться в 2016 году, полностью верфь должна быть достроена в 2018-2020 годах. Общая стоимость проекта оценивалась в 111 млрд руб.
 
Но теперь проект может сильно измениться. Денис Мантуров рассказал «Ъ», что, по мнению Минпромторга, «Звезда» должна стать «более компактной». Цеха металлообработки и окраски, а также тяжелый стапель следует достроить, но сухой док, запланированный после 2016 года, «под вопросом». По мнению министра, нужно скорректировать и производственную программу «Звезды», «ориентируясь на то, что мы умеем строить быстро, качественно и на высоком уровне».
 
«Строительство газовозов или тяжелых нефтяных танкеров - не та номенклатура, на которую должны рассчитывать наши судостроители»,- полагает Денис Мантуров. Он заверил, что это связано не с санкциями, которые ограничивают поставки нефтегазового оборудования в Россию, а «с мировой конъюнктурой судостроительного рынка». «Прибыль от производства крупнотоннажного судна невысока даже при большой серийности, а при штучном строительстве оно вообще не прибыльно»,- пояснил министр. В итоге, по мнению Минпромторга, для шельфа верфь будет строить буровые и разведывательные платформы, а также суда обеспечения. Но при этом на ней необходимо сохранить военное судостроение, в котором у России «традиционно серьезные компетенции».
 
Алексей Рахманов сообщил «Ъ», что в корпорации «готовы к системной работе с участниками консорциума и другими заказчиками по синхронизации их инвестпрограмм и планов закупок с развитием «Звезды» и в целом мощностей ОСК». В «Роснефти» от комментариев отказались. Источники «Ъ», знакомые с ситуацией вокруг «Звезды», подтверждают, что строительство газовозов и танкеров, на которое «сначала возлагали такие большие надежды», теперь «далеко не на первом месте».
 
По данным собеседников «Ъ», с этим согласны и участники консорциума. По их словам, в 2009 году проект задумывался с учетом освоения крупного Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, но его освоение было заморожено еще в 2012 году. Теперь единственный проект, где есть ясность с флотом газовозов,- «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, но 16 судов для него «Совкомфлот» законтрактовал в Южной Корее.
 
По остальным проектам нет даже ясности по потребностям и срокам. В итоге, отмечают источники «Ъ», «вся надежда теперь на шельфовые заказы «Роснефти»«, которые сформированы из буровых платформ, судов снабжения и так далее, а наиболее твердым источником «гражданской» верфи остается военный заказ. С ним «в текущей макроэкономической и геополитической ситуации значительно больше ясности, чем с планами по освоению шельфа».
 
Только такое радикальное изменение проекта, полагает Денис Мантуров, позволит сохранить «коммерческий смысл» «Звезды» - 111 млрд руб. инвестиций, заложенные сейчас, «смысла не имеют, это затраты, которые никогда не окупятся». Источники «Ъ» добавляют, что «ключевой вопрос - привлечение денег из бюджета», но ясности с этим нет.
 
Пока бюджетное финансирование «Звезды» составляет лишь 11,7 млрд руб. в целом на 2016-2018 годы. Господин Мантуров вчера признал, что этого «недостаточно для завершения проекта» даже в усеченной конфигурации и должно быть замещение тех коротких кредитов, предоставлявшихся Газпромбанком, который остается пока единственным источником финансирования. Источники «Ъ» отмечают, что с учетом сокращения масштабов проекта найти деньги будет проще, но все равно основная надежда на государство.
 
Егор Попов, Кирилл Мельников,
Газета «Коммерсантъ» №206 от 14.11.2014
http://www.kommersant.ru/doc/2609503
* * *
 

Газовозы уплывают со «Звезды»


Концепция суперверфи на Дальнем Востоке меняется


 
Модель развития верфи «Звезда», строящейся под шельфовые заказы нефтегазовых компаний, может измениться. Строительство газовозов «отойдет на второй план», а верфь сосредоточится на буровых и судах-снабженцах.
 
По данным «Ъ», «твердых» заказов на газовозы пока нет, а в условиях санкций ЕС и США, запретивших экспорт шельфовых технологий в Россию, нефтяникам важнее производство техники для добычи. Кроме того, эти технологии освоить проще, чем газовозы. Но смена концепции «Звезды» может привести к сдвигу сроков запуска верфи.
 
В пятницу президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что номенклатура продукции строящейся на Дальнем Востоке верфи «Звезда» стоимостью 110 млрд руб. может измениться. «Мы пришли к выводу, что все ошибки, которые можно было совершить, все совершили,- сказал он.- Одной из фундаментальных ошибок является отсутствие четко выверенного концептуального проекта развития верфи». Господин Рахманов заверил, что «нельзя сказать, что потеряли какие-то деньги», все наработки будут использованы.
 
По словам главы ОСК, в ближайшее время корпорация будет обсуждать с «Роснефтью» «продуктовый ряд», который будет производиться на «Звезде» (верфь подконтрольна ОСК, но должна перейти консорциуму инвесторов, ключевую роль в котором играет «Роснефть»). Вице-премьер Дмитрий Рогозин отвел на формирование общей картины срок до 22 сентября. И уже понятно, что продуктовая линейка изменится, «газовозы с большой долей вероятности отойдут на второй план». Но у «Роснефти» «широкая гамма потребностей, в частности, в судах снабжения, в элементах платформ и различного рода ледокольных судах», заметил Алексей Рахманов.
 
Господин Рахманов пояснил «Ъ», что концепция развития «Звезды» неоднократно менялась из-за корректировок планов компаний по освоению шельфа. «Теперь надо определиться с окончательной номенклатурой исходя из текущих потребностей якорного заказчика «Роснефти»«,- отметил глава ОСК. В «Роснефти» от комментариев отказались. Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, говорят, что выпуск газовозов на «Звезде» «сейчас малоактуален: среднесрочный спрос на них сложно точно определить».
 
Собеседники «Ъ» отмечают, что «Звезду» заложили в 2009 году: «Планировалось, что она будет строить технику под Штокмановское месторождение, но в итоге огромный портфель этих заказов отпал (проект отложен.- «Ъ»)». Собеседники «Ъ» также отмечают, что «есть большая вероятность, что срок запуска верфи, который намечен на 2018 год, в итоге будет скорректирован».
 
Сейчас единственный проект, где есть ясность с флотом газовозов,- «Ямал СПГ». Но 16 судов для него законтрактованы «Совкомфлотом» и иностранными подрядчиками, строиться они будут в Южной Корее.
 
По «Балтийскому СПГ», «Владивостоку СПГ» и третьей очереди на «Сахалине-2» «Газпрома», «Дальневосточному СПГ» «Роснефти» на Сахалине нет ни инвестрешений, ни сроков запуска. По оценке главы энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григория Выгона, до 2020 года почти наверняка введут «Дальневосточный СПГ» на 5 млн т, «Владивосток СПГ» может заработать в 2020 году, а перспективы «Балтийского СПГ» неясны. Но из-за близости основного рынка сбыта - Японии - СПГ-проектам Сахалина нужно мало газовозов («Сахалин-2» мощностью 10 млн т в год обслуживают три СПГ-танкера).
 
Источники «Ъ» добавляют, что строительство буровых платформ и судов снабжения «стало более актуально и с учетом западных санкций» (принятые в июле санкции ЕС и США ограничили экспорт технологий для добычи нефти на шельфе). Другой собеседник говорит, что ОСК и «Роснефть» сами попали под санкции США, а «строительство газовозов технологически сложнее вести без зарубежных партеров». «С производством буровой техники тоже нелегко, но для нее проще найти партнеров, тогда как технологии газовозов - часто эксклюзив»,- считает он.
 
Надежда Малышева из PortNews считает решение сосредоточиться на буровой технике и судах-снабженцах на «Звезде» правильным, так как заказы на газовозы в основном будут размещены в Южной Корее. Она добавляет, что деньги на строительство высокотехнологичных судов обычно привлекаются в иностранных банках и неофициальным условием кредитов является размещение заказов за рубежом.
 
Егор Попов, Юрий Барсуков,
Газета «Коммерсантъ» №160 от 08.09.2014
http://www.kommersant.ru/doc/2562140