8 августа, накануне дня строителя, на площадке МРО ООО «Деловая Россия», состоялся «Честный разговор» с участием заместителя председателя правительства Хабаровского края по строительству Алексеем Владиславовичем Колеватых и другими должностными лицами стройотрасли.
 
Обсуждались долгосрочные планы развития строительной отрасли в регионе, цифровая трансформация строительной отрасли, знаковые проекты в крае: КРТ, Хабаровск Сити, Большой Уссурийский остров. Мероприятие носило характер живого неформального общения.
 
Воспользовавшись удачным случаем задал зампреду вопрос о перспективах возрождения проекта строительства моста на о.Сахалин ибо кому как не ему с его опытом работы в федеральном Минстрое и руководстве стройотраслями  субъектов по обе стороны Татарского пролива досконально знать и понимать важность данного инфраструктурного проекта.
 
Вопрос задал письменно и указал основные аспекты, которые негативно повлияли на принятие решения всего несколько лет назад.
 
Первый, это политический окрас, возникший вследствие конфликта экс-губернатора Сергея Фургала с Павлом Бальским по операционной деятельности флагмана ДВ металургии завода Амурсталь, который должен был получить крупные заказы на обеспечение стройки металлом. Конфликт не был принципиально-существенным для реализации проекта а скорее хозяйственно-местечковым.
 
Второй, это сложность и дороговизна строительства гидротехнических сооружений (мосты, дамбы) в бассейне нижнего Амура. Этот аспект стал очевиден всем жителям края на примере десятилетия строительства дороги Лидога-Ванино часть которой осуществлялась в бассейне р. Анюй.
 
Перипетии как и героизм работников компании «Дальстроймеханизация» с той судьбоносной для жителей побережья и края мегастройки хорошо подсвечивались местными СМИ. А ведь Анюй с Амуром-батюшкой по мощи водные артерии не сопоставимые.
 
Но время идет вперед. Когда-то КВЖД обошла бассейн Амура с юга по безводным холмистым лесостепям, т.к. не смотря на «железный век» промышленно строить металлические мосты еще не умели, но как только научились то тут же вдоль русла Амура прошел Транссиб а наш Амурский мост царской постройки был удостоен золотой медали на Парижской всемирной выставке в 1908 году за выдающиеся инженерные решения. Спустя более века технические сложности в проекте точно уже не главное.
 
Ответ Алексея Владиславовича оказался профессионально-прагматическим. Он согласился с доводами, поддержал важность развития инфраструктурных проектов с развернутыми цифрами и обоснованиями, но отметил, что ключевую роль играют как всегда текущие приоритеты бюджетной сферы. К сожалению, СВО и восстановление западных регионов отодвигает Сахалинский мост на второй план.
 
Так ещё сталинские прорывные довоенные и послевоенные проекты развития Дальнего Востока страдают от недостатка бюджетных средств и в наше тяжёлое время.
 
Мосту на Сахалин быть, но после завершения СВО.
 
По завершении встречи я поблагодарил Алексея Владиславовича за подробный содержательный ответ и искренне пожелал в будущем в ранге крупного федерального служащего возглавить экспертно-кураторские структуры по реализации проекта строительства моста «Хабаровский край - остров Сахалин».