Совершенно верно, Виктор!
Вот только не знаю, как назвать "уступку" ВСЕХ Курильских островов (вплоть до Камчатки) в 1875 году Японии. Ведь ни о каких деньгах речь вообще не шла: "Забирайте Курилы, и всё! Нам пофиг! Нам из Зимнего дворца не видна"))
25 лет назад мне повезло держать в руках чек на выдачу в 1865 году через Стесселя этих самых 7 200 000 долларов США, по тем временам – огромных денег. Американские исследователи привезли его для экпонирования на выставке на Аляску – исполнялось 125-летие продажи её США. Набравшись наглости, я, надев белые перчатки, попросила разрешения взять чек в руки. Американцы, в порядке исключения, разрешили мне как представителю России. Я взяла чек в руки, рассмотрела его – довольно солидный документ – и сказала: « Ну всё, чек я забираю с собой, Аляска теперь наша, а российское правительство вернёт вам эти 7 миллионов». Американцы засмеялись, оценив шутку, и сказали, что столько стоит сейчас административное здание в Анкоридже.
Дело в том, что группа музейщиков из ведущих музеев Дальнего Востока была приглашена на Аляску для подготовки совместной с американскими исследователями выставки "Перекрёстки континентов". Выставка стала одним из наиболее ярких событий в культурной жизни Дальнего Востока и Аляски. Но особое впечатление произвела на всех нас сама Аляска, и не только потрясающей по красоте природой - её достаточно и у нас, и высоким уровнем организации туризма, удивительной ухоженностью, но и бережным отношением ко всему, что связано со следами русской культуры на этой земле.
Прилетев в Джуно, столицу Аляски, мы первым делом увидели в аэропорту два флага и два герба - США и России. Встречал нас православный священник отец Михаил, в традиционной одежде, с крестом. А рядом с ним была матушка, вероятно, эскимоска, одетая в джинсы и кожаную курточку. Православие было довольно широко распространено на Аляске, и во многом это связано с деятельностью Святителя Иннокентия митрополита Московского. Поныне бережно сохраняется одно из его жилищ и миссия, Русский миссионерский дом. Блестящий проповедник, миссионер, он более 15 лет нёс службу на Аляске и прилегающих островах. Русская православная церковь, в отличие от католической, разрешила вести проповеди на родном языке проживавших там народов, и Святитель Иннокентий приступил к изучению языков коренного населения Аляски. Он основал в Северной Америке большое количество церквей, пасху мы отмечали в одном из храмов Аляски. Шла служба, было много народу, некоторые с маленькими детьми, на производимый ими шум и плач никто не обращал внимания. А затем прошли крестным ходом вокруг храма. Здесь, на бывшей когда-то русской земле, многие из нас впервые ощутили всю торжественность и красоту православной пасхальной службы.