Видимо, для начала мне надо признать себя сексотом, поскольку в 70-е годы, когда работал в "МД", неоднократно общался с нашим куратором из КГБ. Успокаивает то, что чаще и продолжительней с ним общались редактор "МД" Торбин и замредактора Куприянов.
Про то, что "Далеко от Москвы" написал не Ажаев... Это похоже на известную версию шолоховского "Тихого Дона". написанного якобы не Шолоховым.
Про перевоспитание в ГУЛАГе писал и Горький, и многие другие классики отечественной литературы. Проще простого осуждать их сегодня. Но стоит ли?..
Пожалуй, главное. Зачем сексоту, удостоенному Сталинской премии 1-й, писать антисталинский, а значит антисоветский роман? Я имею в виду "Вагон", предисловие к которому написал Симонов. Я полагаю, Симонов был весьма осведомленным человеком, и вряд ли взялся за предисловие к роману бывшего секретного сотрудника НКВД.
Вообще этот реплика как будто из "Огонька" времен Коротича. Тогда считалось, что пляски на костях помогут нам жить в благоденствии и демократии. Теперь очевидно, что не помогли...
молодец, Михаил, правильно мыслите. Все люди братья и вынужденные близнецы исторического процесса, а ныне хомячки одной информационной поляны.
Для вас Седых и водитель Хаммера с Рабочего Городка персональные антагонисты.
Историю невозможно восстановить такой, какая она была в самом деле. Один историк или журналист явление опишет так, другой его же опишет вовсе иначе. Все зависит от подготовки, опыта и знаний человека. Кто написал роман "Тихий Дон" ответ на этот вопрос дает сам Шолохов в брошурке "Живая сила реализма". Этот роман, написанный М. А., был весьма и весьма "сырой". "Доваривал" его Серафимович, он же помог издаться молодому автору. Если вы почитаете роман "Тихий Дон", а потом почитаете рассказы Серафимовича, вы непременно обнаружите, чтообразность и течение мысли одинаковое, но это не значит, что роман написан Крюковым, которому и приписывают авторство. Литераторы всегда помогали и помогают друг другу, проза - творчество коллективное. Сейчас вон вообще появились литературные рабы, однако многие книжки стыдно читать.
Что же касается того, сексот или не сексот Ажаев, тут не следует делать скоропалительных выводов. Тогда было свое время. Кто-то должен был выполнять и эту грязную работу. Сейчас все срочно богатеют. А ведь согласно Библии, чем я беднее, тем ближе к Богу. Почему же вы, господа, не ругаете олигархов, что они отдалились от Бога? Да ведь многие из них обыкновенные преступники. Они обворовали всех нас, государство, а потом бабки переправили в Англию или во Францию, как губер Чукотки или министр сельского хозяйство соответственно и живут там припеваючи. Я ни за кого не заступаюсь, а только констатирую, что, может, не ругаться надо, а выкладывать свои размышления, знания и опыт. Михаил Карпач выложил свое видение.
Согласен с Валентином Никитиным насчет "коллективного творчества". И в этой связи можно привести цитату из книжки писателя Григория Цезаревича Свирского "Герои расстрельных лет", изданную только в 1998 году. Процитируем абзац, касающийся Василия Николаевича Ажаева.
«Целая бригада симоновцев (Н. Дроздов, завпрозой в симоновском „Новом мире“, с сотоварищами) начисто переписала рыхлые записки бывшего заключённого В. Ажаева, созданные на периферии; автор превратил в них начальника концлагерей Барабанова, которого зэки и охрана боялись как огня, в героя вольной советской жизни Батманова. Симонов с энтузиазмом поддерживал ложь: магистральный трубопровод в ажаевской книге, после всех исправлений, по-прежнему прокладывали не несчастные, голодные, полумёртвые зэки, которых автор предал, а исключительно счастливые советские граждане. Симонов бдительно просмотрел готовую рукопись: не остались ли лагерные „намёки“, ненужные психологические ассоциации и пр.»
Кстати, автор посвятил эту книгу о тогдашней литературной России своему другу Константину Богатыреву - поэту, "зверски убитому за то, что ни тюрьма, ни Московский университет (филологический изолятор) не смогли погасить в нем личности".
А в предисловии Свирский написал парадоксально-следующее:
"- ...Мы всю советскую литературу спустили в унитаз! - с гордостью сообщил мне преуспевающий московский издатель, многолетний, в прошлом, борец с "антисоветизмом", на "патриотическом" счету которого и добитый Варлам Шаламов, и Александр Галич, и Лидия Корнеевна Чуковская.
Патриотизм его меня не удивил. Удивило другое.
- Отчего вы туда же, заодно спустили и всю литературу, боровшуюся с советской властью не на жизнь, а на смерть?
Ответил с усмешкой:
- Кто боролся? С кем? За что?.. Рано вспоминать. Еще не все умерли...
Тогда-то я и решил положить эту книгу на ваш стол: всех палачей не переждешь...
Григорий Свирский, Москва, 1998"
Пожалуй, единственным человеком, который получил доступ к личному ажаевскому архиву, был Томас Лахусен, доктор филологии из университета Дюка штата Северная Каролина, США. Он специализировался на литературе "социалистического реализма" и роман Ажаева сподвигнул его на поиски родных Ажаева и приезд в Комсомольск. Жена Ажаева - И.Л.Любимова - разрешила скопировать дневники и другие документы Ажаева. Поскольку по трассе нефтепровода Комсомольск-мыс Лазарева мы путешествовали вместе с Лахусеном, то часть "Ажаевских" материалов он передал мне. В том числе, о создании романа со слов Ажаева, восприятие романа современниками писателя и др. Если кого-то это заинтересует, я могу порекомендовать свою книгу "Строительство № 15: нефтепровод" - Комсомольск-на-Амуре, 2000.
"Видимо, для начала мне надо признать себя сексотом, поскольку в 70-е годы, когда работал в "МД", неоднократно общался с нашим куратором из КГБ."---
Видимо да, че томить публику. За язык не тянули, хотя оно конечно, профессиональное, сливать себя, надо помалу, умеючи так сказать, выдавливать из себя по капле, чтобы не было так мучительно больно. И хватит реинкарнировать совейское светлое, (полуправда хуже лжи) под ботоксного, под посвисты сурка. "Президент Владимир Путин вполне закономерно предложил взять из прошлого все лучшее[он и взял лучшеи куски]. Патриарх Кирилл особо подчеркнул вклад и советских людей людей в развитие нашей страны. Когда приходит осознание столь важных истин, действовать нужно без промедления [?]". - перлы Михайлова.
Кстати, надысь, глава государства поздравил предстоятеля Русской православной церкви с днем интронизации: - У вас продаётся славянский шкаф? — Шкаф продан, осталась никелированная кровать с тумбочкой.
Андрей, может, хватит пользоваться аргументами 25-летней давности? Тогда нам казалось, что рынок все расставит на места, что помимо бесплатного образования, бесплатного здравоохранения, бесплатного жилья мы получил еще немало чего, а конверсия поможет оборонке обрести невиданные гражданские заказы. А что получили?.. В литературе Улицкую, которая судьбу человека не мыслит без ненависти ко всему советскому. Или тебе больше по нутру "Сало" Сорокина, где Хрущев занимается сексом со своими соратниками?
Сегодня даже такие либералы в литературе как Архангельский и Кабаков говорят о возрождении соцреализма, поскольку любовные романы, фэнтэзи, прочие плоды пореформенной действительности изрядно поднадоели читателю.
Сегодня скатываться к перестроечным аргументам - значит, лить воду на мельницу тех, кто жаждет сделать из России еще одну Югославию. Кстати, мой материал про Ажаева ты не найдешь на сайте "ПВ". Как материал о том, как отставной майор из Ванино восстановил боевой путь деда-фронтовика, как некоторые другие тексты, где речь идет о любви к Родине. А почему? Потому что сайт редактирует девушка, которая представляет Радио Свобода. Для нее актуальней отмена концерта "Казаков", то ли гомиков, то ли бисексуалов. Так что 5-я колонна - это не перегиб Путина, а реальность. Или у тебя другой взгляд на шуваловых и дворковичей, прочих либерастов и дерьмократов?
Михаил, лучше искать надо))) А то сразу - про врагов народа, нет бы позвонить своему штатному представителю "пятой колонны" и спросить про статью))) http://www.priamurka.ru/history/5289/
Андрею Мирмовичу.
Книжек давно нет. Но я дарила их и краеведческому музею, и архиву, и краевой библиотеке.
Самая полная биография Ажаева, конечно, в книге Лахусена "How life writes the book". 1997 год.
Но на английском языке. Она тоже есть в краевой библиотеке. Для нас с Лахусеном так и остался нерешенным вопрос: за что Ажаева выпустили из БАМлага досрочно в самый разгар террора? Срок его заключения кончался 29.12.38. А а освободили его 16 марта 1937 года. И почему он не уехал на родину, а подался вольнонаемным в Нижне-Амурлаг?Пролистала книжку и обнаружила еще несколько версий о написании романа Ажаевым, выше ( в смысле , в комментариях, не упомянутых.
За Барабанова хочу заступиться. В воспоминаниях людей, имевших дело с ним, отмечается, что к заключенным он относился хорошо. Был умен, начитан, никогда не повышал голоса. Судя по дневникам Ажаева, Барабанов имел на него большое влияние.
Марина, привет. Тысячу лет не видел тебя и не слышал.... Но вернемся к нашим баранам. О времени я не зря заговорил. Вот оно сейчас. Кризис. Одни срочно набивают карманы тугриками, другие борются за то, чтобы США не давили нас своей гегемонией. В правительстве сидят люди, которые только за выгоду. Они отменяют движение 300 электричек, не приносящих доход. Кризис и электрички - это все против нас с вами, против простых людей. Богатые станут еще богаче в кризис и ездить им есть на чем - на джипах, а вот мы... У меня вопрос, кто эти люди из правительства, которые суют палки в колеса, когда и так трудно? Путин назвал уже их умалишенными. Они путеводители к майдану в России. Но почему он же дал удовлетворительную оценку работе правительства? Кризис - это оценка единица. Вот вам время! И люди в нем! К чему я это все? Да к тому, что надо говорить о своем времени, а не о чужом, ажаевском или бериевском. Давайте сейчас жить, а не вчера. Не то болотное время затянет нас в болото войны. Тьфу, тьфу, тьфу.