Вертолет «Робинсон» упал здесь
Вертолет «Робинсон» упал здесь
На Камчатке 23 июля упал вертолет «Робинсон». В результате этой авиакатастрофы погибли двое молодых мужчин.
 
Эту весть журналисты «КВ» первыми передали в столичную «Комсомольскую правду» в прошлую среду. Но мало кто знает о том, что еще одно происшествие с вертолетом Ми-8Т случилось в конце июня. Об этой жесткой посадке особо не распространяются владельцы частной авиакомпании, зарегистрированной на материке, но осуществляющей полеты на Камчатке.
 
Что послужило причинами этих происшествий? Технические неполадки, перегруз, плохие погодные условия, так называемый человеческий фактор и наше русское авось проскочим? В этом предстоит разобраться следователям, прокурорам и руководителю межгосударственного авиационного комитета (МАК), прибывшему на полуостров на прошлой неделе. Кстати, сегодня этот специалист, пожелавший остаться неизвестным для камчатской прессы, должен отправиться в Ивашку (на фото), где разбился «Робинсон».
 
Чиркая винтами по земле...
 
Как выяснили журналисты «КВ», вертолет «Робинсон» рухнул в районе села Ильпырь (Карагинский район). Судя по данным наших источников, два вертолета марок «Швейцер» и «Робинсон» совершали облет в районе промысла лосося.
 
На одном вертолете находились Кузьмин Александр Викторович, гендиректор компании ООО «Рыболовецкая артель «Белореченск», и его товарищ Куликов, а на другом - Андрей Гермаш - один из руководителей находящегося поблизости рыбокомбината РКЗ-52. Вертолеты долетели до поселка Ивашка, где приземлилась винтокрылая машина Гермаша. «Робинсон» полетел дальше, предположительно до Оссоры. В какой-то момент рыбаки, работавшие на промысловом судне, услышали хлопок в тумане. «Робинсон» разбился...
 
Официально
 
Камчатской транспортной прокуратурой проводится проверка по факту падения вертолета «Робинсон» в районе Ивашки. На данный момент установлено, что 23 июля около 18 час. 45 мин. местного времени воздушное судно вертолет «Robinson R44» под управлением 38-летнего А. Кузьмина в ходе облета ставных неводов (координаты 58°36,118 СШ, 162°21,5 ВД) совершил падение севернее устья реки Ивашка (около 400 м от берега) примерно в 3 км севернее села Ивашка (на расстоянии 686 км от Петропавловска-Камчатского).
 
Согласно объяснениям очевидцев катастрофы, работник ООО «Восточный берег», осуществлявший морской промысел на катере ПК 1689 в границах участка №350, услышал гул, характерный для работы вертолета, а в последующем - звук удара об воду. Рыбаки довольно быстро обнаружили фрагменты хвостовой части вертолета черного цвета. Экипажем катера были приняты меры по спасению пассажиров, находившихся на борту вертолета.
 
Однако на момент подхода катера к месту падения большая часть машины погрузилась в воду. Вместе с тем, на борт катера рыбаки подняли фрагменты конструкции вертолета, носильные вещи (2 пары разной обуви), а также фрагменты тела человека (левая половина тела без головы и правая ступня ноги), которые доставили в Ивашку.
 
В ходе проверки установлено, что на основании решения территориальной комиссии Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта от 5.11.2013 г. № 20 А. Кузьмину выдано свидетельство пилота-любителя PPL №001205 и талон нарушений 002920.
 
В соответствии с сертификатом летной годности от 9 июня 2014 г. №2052130078, выданным Камчатским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта, единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения вертолет «КАВ-44» (идентификационный номер ЕЭВС.03.2084, регистрационный номер RA-1975G) принадлежит А. Кузьмину.
 
По данным прокуратуры предположительно вертолет вылетел с территории рыбообрабатывающего завода ООО «Рыболовецкая артель «Белореченск» с пассажиром (Куликов) на борту в направлении Ивашки. Полет в диспетчерских службах не был зарегистрирован. Метеоусловия в районе падения воздушного судна были следующими: температура воздуха +20 гр. по Цельсию, ветер юго-восточный 3 м/с, без осадков, низкая облачность, туман. По данному факту в Камчатском следственном отделе на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте следственного комитета РФ 23 июля 2014 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 263 УК РФ в отношении неустановленного лица.
 
По данным «КВ», тела людей, погибших в «Робинсоне», уже доставили в Приморский край, где Кузнецова и Куликова похоронят родственники.
 
Лечу, куда хочу?
 
Из достоверных источников журналистам «КВ» стало известно еще об одном ЧП, произошедшем 18 июня 2014 г. недалеко от реки Еловка Усть-Камчатского района. По некоторым сведениям, вертолет Ми-8, принадлежащий компании «Вертикаль», упал в болото. Предположительно, на борту воздушного судна находились около 30 человек и груз. К счастью, никто из пассажиров вертолета не погиб и серьезно не пострадал. Ну а вертолет удалось вызволить из трясины.
 
Как сообщили «КВ» в транспортной прокуратуре Камчатского края, в настоящий момент проводится проверка по поступившей информации о факте нарушения воздушным судном вертолетом Ми-8Т, принадлежащим ООО «Вертикаль-Т», воздушного законодательства при выполнении воздушных перевозок.
 
Маршрут Ми-8 18 июня выглядел так: Источник 47 км - с. Майское - р. Еловка - с. Майское - р. Еловка - с. Майское - источник 47 км. Во время полета вертолет два раза брал на борт грузы - стройматериалы. Первый раз в вертолет загрузили 2 тонны досок, второй раз - 2,3 тонны груза. Согласно документации пассажиры на борту отсутствовали.
 
На днях с борта воздушного судна были изъяты средства объективного контроля. После их расшифровки станет ясно, имела ли место грубая посадка, будет установлен факт нахождения на борту пассажиров. Понятно, что в этой ситуации разберутся компетентные органы, но следует отметить, что компания «Вертикаль», зарегистрированная в Твери, слабо подчиняется местным контролирующим органам. Например, чтобы совершить полет, летчикам достаточно посредством телефона или интернета сообщить в местное отделение Росавиации о маршруте. Есть информация, что контролирует деятельность вертолетной фирмы некто Борис Скурихин, проживающий в Твери.
 
Техническое обслуживание вертолетного парка «Вертикали» осуществляют работники Мурманского авиапредприятия (МАП). По данным «КВ», парк «Вертикали» состоит из трех вертолетов, приписанных к МАПу и одной машины (Ми-8 МТ), принадлежащей Скурихину.
 
Любопытно, что контролирующие органы могут начать проверку подобных контор лишь по свершившемуся факту, т.е., когда кто-нибудь куда-нибудь врежется... В такой ситуации становится объяснимым факт умалчивания какого-либо ЧП, ведь это грозит лишением лицензии и прочими проблемами. Нам, как жителям Камчатки, конечно же, хочется видеть развитие местной авиации, но это развитие не должно быть столь рискованным, когда платой за перелет может стать чья-то жизнь...
 
Перебитые винты и сломанные судьбы
 
С начала нового тысячелетия на Камчатке терпели аварии несколько вертолетов. Так, в марте 2013 года на вулкане Узон совершил жесткую посадку вертолет Ми-8 (бортовой номер RA-22986) компании «Камчатские авиалинии». Трое членов экипажа не пострадали. Вертолет Ми-8-МТВ выполнял рейс по маршруту: село Атласово - посадочная площадка Узон. Машина везла коммерческий груз стройматериалов (3 тыс. 200 кг). При заходе на посадку вертолет завалился на бок. Пассажиров на его борту не было.
 
21 октября 2010 года в 400 м от КПП «Паратунка», расположенного на территории Вилючинска, произвел вынужденную посадку вертолет Ми-8. Совершающая полет по маршруту Елизово - Северо-Курильск винтокрылая машина чуть не рухнула из-за неисправности приборов. Причиной вынужденной посадки стало повышение давления в масляной системе редуктора. В результате вынужденной посадки погибших и пострадавших не было, оказание помощи не потребовалось.
 
10 апреля 2010 года снежная лавина накрыла вертолет Ми-8 «Камчатских авиалиний». Вертолет Ми-8 (бортовой номер 22881) с туристической группой на борту не вышел на связь. Вертолет перевозил лыжников и сноубордистов в район перевала Дукук. Корпус вертолета был обнаружен в 67 км западнее Елизово на этом же перевале.
 
В момент схода лавины 15 туристов (из них 11 человек - граждане Германии, 1 - гражданин Бельгии, трое - граждане России) находились на склоне горы, трое членов экипажа - в кабине вертолета. Лавина протащила вертолет более 200 м по склону горы. В результате корпус Ми-8 был разрушен полностью, погибли два члена экипажа, находившиеся на борту, и восемь туристов, которые в момент схода лавины были на склоне горы. Восемь человек - семеро туристов и один член экипажа (командир) – были спасены.
 
29 декабря 2009 года вертолет, принадлежащий ФГУП «Корякское авиапредприятие», совершил аварийную посадку в 70 км от села Эссо. Вертолет Ми-8 (бортовой номер РА 24209) с 44-летним командиром экипажа А. Будниковым, вторым пилотом 49-летним М. ЕГОРОВЫМ и 39-летним бортмехаником А. Газаевым перевозил груз из Анавгая в Тигиль. На борту находились экипаж (три человека) и две тонны груза (фрукты, алкоголь, по некоторым данным, еще какой-то дорогостоящий груз). Через 20 минут после взлета в левом двигателе вертолета раздался хлопок, после чего двигатель ушел на малый газ.
 
Винтокрылая машина в этот момент находилась на высоте 1 тыс. 200 м, скорость - 170 км/час. Экипаж попытался «реанимировать» двигатель и вывести его на полный газ, но вертолет стал резко снижаться. Через считанные минуты геликоптер, корпус которого полностью разрушился, рухнул на землю вблизи реки Правый Капкан. В тот момент все люди на борту, включая командира экипажа, были живы.
 
После крушения Будников попытался помочь выбраться своим коллегам, которые были зажаты в корпусе вертолета, но сделать этого не смог из-за сильных болей, которые испытывали Егоров и Газаев. Второй пилот и бортмеханик получили многооскольчатые переломы костей ног и другие серьезные травмы. Известно, что потом командир ушел к хвостовой части вертолета и больше не отзывался. Второй пилот и бортмеханик не знали, что произошло с командиром... А произошло непоправимое. А. Будников подошел к оторванной хвостовой балке вертолета и сделал петлю из веревки...
 
4 октября 2007 года в 200 м южнее села Устьевое в море на расстоянии 150 м от береговой линии упал вертолет Ми-2. Полет был незарегистрированным. В первые сутки поисков были обнаружены два трупа на береговой линии и фрагмент обшивки вертолета. Затем в воде обнаружили и подняли на борт буксира третье тело, нашли бортовой журнал. Через два дня нашли тело четвертого человека...
 
Это далеко не полный список трагедий, случившихся в камчатском небе. На полуострове с каждым годом появляется все больше авиационной техники, в том числе частной. Жаль, что люди, добившиеся финансовых высот, так легкомысленно относятся к собственной безопасности, ведь небо ошибок не прощает...
 
20 августа 2003 года вблизи вулкана Опала рухнул вертолет, на борту которого находились 20 человек. Среди них были губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, работники администрации Сахалинской области и экипаж вертолета Ми-8. Тогда все люди, находившиеся на борту, погибли. Ми-8, принадлежавший авиапредприятию «Халактырка» обнаружили в 115 км юго-восточнее Петропавловска-Камчатского в районе реки Правый Апачан.
 
Восемь человек были найдены вне вертолета, остальные, в т.ч. губернатор Сахалина, находились внутри - в салоне, смятом вдавившимися сверху двигателями и ротором. Пропавший вертолет Ми-8 пилотировал летчик с 20-летним стажем Алексей Гузанов. Ми-8 упал с высоты около 100 метров. Пилот попытался слишком резко набрать высоту, основной винт прогнулся и надрубил хвостовую балку, после чего машина потеряла управление, начала вращаться и упала на землю.
 
В 2004 году на месте крушения вертолета недалеко от Толмаческого озера установили памятный трехметровый крест из высоколегированной стали, который был изготовлен силами камчатской строительной фирмы «Камчатагропромстрой» на общественные средства, собранные сахалинцами.
 
Вообще 2004 год стал роковым для камчатских вертолетчиков. 22 января в районе озера Калагирь потерпел аварию военный Ми-8, принадлежащий Тихоокеанскому флоту. Вертолет, у которого была повреждена хвостовая балка, совершил аварийную посадку в 100 км от мыса Шипунский. В момент аварии на борту самолета находились семь человек (три члена экипажа и четыре пассажира). К счастью, все остались живы.
 
А несчастливое 13 апреля 2004 года стало вторым днем рождения для трех человек, находившихся на борту Ми-2. Вертолет между совершил аварийную посадку у вулкана Дзендзур недалеко от Жупановской сопки. За штурвалом находился руководитель авиакомпании «Кречет» Коваленков (сейчас его, к сожалению, нет в живых, он скончался от неизлечимой болезни - прим. авт.).
 
После катастрофы Ми-8 с губернатором Сахалина летные сертификаты авиакомпаний «Кречет», «Ксудач» и «Халактырка» были аннулированы по результатам проверки комиссии Минтранса. Но Коваленков получил разрешение на вылеты принадлежащего ему вертолета Ми-2 как субъекта авиации общего назначения (без права коммерческой перевозки пассажиров).
 
Полет совершался с целью вывоза из охотничьих угодий охотника и смотрителя. Троих людей нашли в тот же день. Никто из них не пострадал. Полет Ми-2 совершался в сложных метеоусловиях (при повышенной влажности и снегопаде), поэтому вертолет получил обледенение и вынужден был пойти на посадку. Задев винтом сугроб, машина легла на бок, а затем перевернулась. Место для приземления Коваленков выбрал удачно - глубокий снег снизил силу удара.
 
7 сентября 2004 года экипаж вертолета, принадлежащего ракетным войскам стратегического назначения, совершал плановый вылет из аэродрома летной техники из Ключей. На небольшой высоте в двигателе военного Ми-8 возникли неполадки. Экипаж борта и пассажиры почувствовали сильную вибрацию. Три человека экипажа с несколькими пассажирами выпрыгнули из вертолета с пяти метров. К счастью, в этом происшествии тоже никто серьезно не пострадал.
 
... Скорбную дату 27 ноября 2004 года помнят все сотрудники «Камчатских авиалиний». Ми-8, на борту которого находились три члена экипажа: командир Сергей Боровков, второй пилот Олег Проскудин,бортмеханик Владимир Коростелев, а также два работника центра медицины катастроф: врач Глеб Устинов и медсестра Светлана Андреева, пропал после вылета на Асачинское месторождение по вызову к больному.
 
Пропавший вертолет искали почти трое суток. Спасатели-добровольцы, совершавшие наземный поиск на снегоходах у вулкана Горелый, обнаружили останки разбившегося вертолета и тела пятерых погибших. Геликоптер был полностью разрушен.
 
Руководил операцией по поиску вертолета и людей, находившихся на его борту, Николай Тимошенко - начальник МЧС России по Камчатской области до 2005 года.
 
Поиски в первые два дня после пропажи вертолета осложнялись погодными условиями. В местности, где разбился вертолет (справа - вулкан Горелый, слева - Мутновский), создается своеобразная «труба». Сильнейшие ветры и большое количество осадков создают серьезные трудности для передвижения техники: как наземной, так и летной.
 
Пропавший Ми-8 взял курс в район горы Асача для оказания помощи механику управления механизации и транспорта ООО «Стройкомплекс» Геннадию Батурину. Не дождавшись вертолета, больного отправили в Петропавловск на автотранспорте фирмы «Тревожное зарево». Экипаж принял решение лететь над дорогой вслед за транспортной колонной на помощь заболевшему человеку. Вертолет попал в заряд снега и потерял видимость.
 
Наталья Мороз,
«Камчатское время», 30.07.14
http://kamtime.ru/node/2996