Анатолий Корнуков
Анатолий Корнуков
Ушел из жизни экс-командующий ВВС России Анатолий Корнуков, который в свое время возглавлял 40-ю истребительную авиадивизию ВВС Дальневосточного военного округа, и отдал приказ об уничтожении пассажирского «Боинга-747» авиакомпании «Korean Air», вторгшегося в воздушное пространство СССР.
 
Бывший главнокомандующий Военно-воздушных сил России  генерал армии Анатолий Корнуков скончался на 73-м году жизни 1 июля в Москве, в госпитале  Вишневского.
 
Анатолий Корнуков уволился в запас в январе 2002 года, через несколько дней после того, как ему исполнилось 60 лет. Должность главнокомандующего ВВС РФ  Корнуков занимал с 1998  по 2002 годы.
 
В самом начале своей военной карьеры, Анатолий Корнуков был летчиком. Потом - заместителем командира истребительной эскадрильи в 54-м гвардейском Керченском Краснознаменном истребительном авиаполку. С 1985 года был командиром 71-го истребительного авиационного корпуса Войск противовоздушной обороны СССР, дислоцировавшегося в ГДР. В 1970 году был переведен на Дальний Восток.
 
Ушел из жизни человек, который знал жуткую тайну рейса 007. Ибо 1 сентября 1983 года именно  Анатолий Корнуков, возглавлявший тогда 40-ю истребительную авиационную дивизию 1-й Воздушной армии Дальневосточного военного округа, - отдал приказ об уничтожении пассажирского «Боинг-747» авиакомпании «Korean Air», нарушившего воздушное пространство СССР.
 
1 сентября 1983 года южнокорейский «Боинг-747», следовавший рейсом 007 из Сан-Франциско в Сеул, был сбит над Охотским морем советским истребителем Су-15. В этой трагедии до сих пор много загадок. Гриф секретности еще не снят с документов.
 
- В ту ночь, 1 сентября 1983 года,  я был тем человеком, который отдал приказ на уничтожение нарушителя советского воздушного пространства, - вспоминал в 25 годовщину этой трагедии Анатолий Корнуков. - Если бы его не сбили, полетели бы многие генеральские головы, в том числе и моя собственная. Американцы установили бы состояние группировки советских средств радиолокационной разведки на Дальнем Востоке. Впрочем, это вряд ли было их основной целью. Полагаю, главное, что они хотели выяснить, - способно ли наше командование на местах принимать неординарные решения без команды из Москвы, из ЦК КПСС.
 
История с южнокорейским «Боингом» была не первой и не последней провокацией, имевшей целью прощупать советскую ПВО. Ранее очень похожий случай произошел на Севере - 20 апреля 1978 г. над Кольским полуостровом был подбит, но сумел совершить вынужденную посадку «Боинг-707» все той же корейской авиакомпании. А позднее западное направление «проверял» Матиас Руст.
 
- Если бы не вмешалось вышестоящее командование, обломки «Боинга» лежали бы на Сахалине и многие вопросы были бы сняты сразу, - отметил в тех своих воспоминаниях генерал Корнуков. - Но из-за того, что нам начали приказывать принудить его к посадке, он упал в море. Между прочим, в 1983 г. приказ министра обороны запрещал сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты. Корейский «Боинг» был сбит из-за того, что мы до самого последнего момента не знали, что имеем дело с авиалайнером. Радиолокационная разведка, засекшая самолет с Камчатки, и передала нам его как американский самолет-шпион RC-135, мы к нему соответственно и относились. Летчик облета нарушителя не осуществлял, а лишь сопровождал его. Ну и что он мог увидеть в потемках? Ну, большой самолет - так оба большие. Ну, четыре двигателя - так у обоих четыре. О том, что нами сбит гражданский самолет, мы узнали лишь через двое суток, когда начала шуметь японская пресса. Кстати, вскоре мы выяснили, что на борту погибшего «Боинга» пассажиров не было. Усиленный экипаж в количестве 29 человек был, а пассажиров не было! Считаю, все они сошли на землю в Анкоридже, где самолет совершал промежуточную посадку.
 
Прощание с Анатолием Корнуковым пройдет 3 июля в Культурном центре российской армии, похороны состоятся в этот же день. Вопрос о месте похорон сейчас решается - генерала Корнукова похоронят либо на Троекуровском, либо на Военно-мемориальном кладбище Минобороны.