Владимир Ушаков |
|
Я говорю о ежегодном докладе уполномоченного по правам человека в Приморском крае Владимира Ушакова. Омбудсмен может себе позволить (или даже обязан) отбросить ложную политкорректность. Будучи вне политики, он вправе назвать своими именами вещи, о которых чиновник сказать постесняется или побоится, а какой-нибудь политик, может, и скажет, да мы ему не поверим. Изучение докладов уполномоченного - занятие очень интересное. Этот документ легализует немало важной информации. Одно дело, если что-то говорим мы, журналисты: нас всегда можно обвинить в очернительстве, нагнетании, злопыхательстве и продажности. Другое дело, когда говорит лицо официальное, но не официозное, не оглядывающееся каждую минуту на начальство.
Доклад объемен и доступен в интернете. Приведу лишь несколько фрагментов, наиболее меня заинтересовавших.
Вот, например, горячая тема мигрантов, о которой официальные лица говорят очень осторожно, чтобы не «разжигать». Мы тоже разжигать не будем - просто процитируем доклад: «За девять месяцев 2013 года на миграционный учет в Приморском крае поставлен 191091 иностранный гражданин, в том числе по месту пребывания - 188740… Официально на территории края сейчас находится 102000 граждан этой категории, при этом трудоустроенных мигрантов, в том числе купивших патент, 38969 человек… (напомню, население Приморья - меньше 2 млн человек. - В. А.).
По состоянию на 1 октября 2013 года основной поток иностранных мигрантов, прибывающих в Приморский край, составили граждане Республики Узбекистан - 42 %… и граждане КНР - 32 % (а если прибавить к гражданам Узбекистана приезжих из других среднеазиатских республик экс-СССР, их перевес над китайцами окажется еще более серьезным - это к вопросу о «желтой опасности», которая будто бы нависла над Дальним Востоком, о чем любят говорить столичные чиновники, едва ли способные с ходу показать на карте Анадырь и Владивосток. - В. А.)… Приток мигрантов носит стихийный и неконтролируемый характер (! - В. А.). Количество официально трудоустроенных мигрантов… гораздо меньше общего числа въехавших и находящихся на территории края».
Далее: «Рост преступлений, участниками которых являются иностранные граждане, обусловлен отсутствием у них средств к существованию и вовлечением в преступную деятельность… В Приморском крае национальный вопрос никогда не стоял остро, население края изначально было терпимо и толерантно к иностранным гражданам, однако недовольство людей имеет место… Поступают жалобы на то, что в подвалах домов живут семьи мигрантов с грудными детьми, в квартирах проживают десятки человек, на придомовых территориях организовываются нелегальные автостоянки с применением жестких мер в отношении автотранспорта тех жильцов дома, которые отказываются платить дань» - речь снова именно о среднеазиатах, хотя надо признать, что последние часто выступают в качестве не только субъекта, но и объекта преступных посягательств. Для гастарбайтеров открыты специальные курсы, но особой популярностью они не пользуются:
«…Граждане идут на них не очень охотно… За восемь месяцев 2013 года «Курсы русского языка» посетили 66 иностранных граждан, «Адаптационные курсы для мигрантов» - 27 иностранных граждан. Объяснение… лежит в психологии определенной части мигрантов: «…В каждой бригаде есть курбаши, старший, я только с ним общаюсь, а он уже переводит всем остальным» (из интервью с работодателем в сфере строительства)». А вот китайцы сами овладевают русским - по крайней мере, в пределах своих потребностей. «Адаптационно-интеграционных» проблем с ними почему-то нет. Хотя, казалось бы, Китай - совсем чужое общество, а с узбеками и таджиками мы еще недавно жили в одном государстве, учились по одним учебникам…
Характерная цитата про дедовщину (в/ч 92088, Пограничный район): «Сложились неуставные отношения по национальному признаку, причем насилие применялось лицами дагестанской национальности в отношении русских военнослужащих» (простим расхожую ошибку - названной национальности в природе нет, но суть ясна). В другой части (№ 24776, Уссурийск) «военнослужащие-кавказцы более раннего призыва забирают у вновь прибывших сотовые телефоны, деньги, а также избивают их, намотав на кулак полотенце, чтобы не было синяков… Информация… направлена военному прокурору Уссурийского гарнизона».
Мы, конечно, не ксенофобы. И Ушаков, уверены, тоже не ксенофоб. Здесь - одни факты, ничего более.
Но перейдем от скользкой межнациональной темы к нашей родной «Почте России», которую не ругает лишь ленивый. Почтовики «достали» и омбудсмена: «С августа 2013 года… корреспонденция на территории Владивостока доставлялась адресату в срок более месяца с момента отправки. С задержкой поступала в адрес уполномоченного по правам человека корреспонденция от заявителей… Меры были приняты, ситуация нормализовалась, но проблема, из-за которой возникли сбои в работе, осталась. На Владивостокском почтамте сложилось катастрофическое положение с укомплектованием штата сотрудников».
А вот - про жалобы на разного рода silovik’ов: «Обращения, поступившие в 2013 году, показали, что кардинальных изменений по соблюдению прав граждан при отправлении правосудия пока не достигнуто… В Приморском крае, как, впрочем, в целом в РФ, существует острая проблема - исполнение судебных решений… В 2013 году уполномоченный по правам человека продолжил свою работу по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) правоохранительных органов… Причины сложившейся ситуации: недостаточный профессионализм дознавателей и следователей; низкий контроль над деятельностью дознавателя и следователя со стороны начальника органа дознания и руководителя следственного подразделения соответственно. Данная проблема может быть решена только повышением профессионализма сотрудников полиции, принципиальностью и усилением контроля над работой подчиненных со стороны руководителей. К сожалению, приходится констатировать <…>, что принципиальность руководства органов внутренних дел и следствия по данной ситуации отсутствует».
Без комментариев. Все это не мы придумываем. Так говорит омбудсмен.
Под текст
Тем временем в связи с окончанием срока пребывания Владимира Ушакова на посту омбудсмена губернатор Владимир Миклушевский внес в Заксобрание края новую кандидатуру - отставного генерала и экс-спикера Думы Владивостока Валерия Розова. Это кадровое решение вызвало неоднозначную оценку. Вот что пишут наши коллеги из PrimaMedia: «Замена уполномоченного по правам человека в Приморском крае больше походит на секретную войсковую операцию.
Депутаты краевого парламента, которым предстоит утверждать кандидатуру омбудсмена, о выдвижении на этот пост 70-летнего экс-спикера Думы Владивостока Валерия Розова узнали постфактум. И уже ясно, что парламентарии будут голосовать за предложенную им кандидатуру на безальтернативной основе. Эксперты считают, что в должности «главного по правам человека» эффективно работать Розов не сможет - как в силу возраста, так и в силу лояльности властям.
- Представление кандидатуры Валерия Розова говорит о том, что в Приморском крае социальные лифты не работают. А сам приморский истеблишмент - это торжество застывших форм. К сожалению, молодые и перспективные в данном случае останутся за бортом, - считает директор Дальневосточного консалтингового центра Петр Ханас. - Розов, даже будучи на посту спикера Думы Владивостока, всегда избегал политических конфликтов. В силу своего конформизма он не в состоянии будет жестко отстаивать позицию, как это необходимо по некоторым моментам».
Авченко Василий,
«Новая газета во Владивостоке», №224, 13.02.14
см. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в 2013 году