Политическая ситуация в Приморье все больше приобретает элементы фантасмагории. Уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников края и Владивостока возбуждаются одно за другим, а высшее руководство в лице губернатора Сергея Дарькина по-прежнему председательствует на мероприятиях регионального и федерального значения, рассказывая о позитивных изменениях в крае.
Неприкасаемый Дарькин
На самом деле изменений в Приморье за последние два месяца всего два – в июне возбуждено уголовное дело против руководителя Департамента имущественных отношений краевой администрации Владимира Книжника, а в конце июля арестован за взятку вице-губернатор Александр Шишкин. Всего же на уровне Владивостока под следствием находится едва ли не половина высокопоставленных чиновников мэрии во главе с мэром Владимиром Николаевым. На уровне края Шишкин стал шестой VIP-персоной, попавшей в поле зрения прокуратуры. Его назначение на пост вице-губернатора изначально продемонстрировало пренебрежение главы региона к надзорным органам, поскольку Шишкин попадал в поле зрения прокуратуры, когда возглавлял водное хозяйство края.
По мнению наблюдателей, ситуацию осложняет то, что Дарькин, похоже, негласно наделен политической неприкосновенностью как первый назначенный губернатор, снятие которого может отразиться и на имидже федеральных властей. Иначе как объяснить тот факт, что уголовные дела в отношении пяти вице-губернаторов пока никак не отразились на положении самого губернатора, который, собственно, и привлекал их в свою команду?
Некоторые эксперты в крае, правда, считают, что происшествие с Шишкиным – это начало операции против Дарькина. При задержании вице-губернатор пытался съесть какие-то важные документальные улики, имеющие, по слухам, непосредственное отношение к руководству края. Однако общероссийская практика показывает: для того чтобы снять губернатора за факты коррупции в крае, никаких улик по большому счету не нужно – нужна политическая воля.
А вот то, что происходит с этой самой волей, вызывает очень много вопросов и приводит к заключению, что приморская ситуация вписывается в стандарты выстроенной в стране вертикали власти. Только этим можно объяснить находящиеся вне здравого смысла и правового поля коллизии, когда правоохранительные органы на выборах выдавали Дарькину и Николаеву справки о том, что они не являются членами криминальных группировок, когда появлялись и исчезали пленки, на которых нынешний губернатор выступал распорядителем на похоронах криминального авторитета Сергея Бауло, а будущий мэр Владивостока проходил процедуру предварительного дознания в ходе своей первой «отсидки» в СИЗО.
К вертикали есть вопросы
Недавно на должность главного федерального инспектора по Приморскому краю был назначен Сергей Ломаев. Появление его на такой должности вызвало в крае, мягко говоря, недоумение. Публичная деятельность Ломаева отмечена только двумя весьма неоднозначными фактами биографии: в 2001 году под руководством Ломаева предприятие «ВКХ Юга Приморья» в ходе сильного тайфуна произвело сброс воды из Седанкинского водохранилища, в результате чего был смыт железнодорожный мост, связывающий Владивосток с внешним миром, а в зоне подтопления оказались сотни жителей пригорода приморской столицы. Кстати, согласно материалам Счетной палаты РФ, в ходе аварийно-восстановительных работ около 2,5 млн. руб. Ломаевым были использованы не по назначению. Тогда Ломаева без лишнего шума уволили, поскольку он числился «человеком Наздратенко», а Сергей Дарькин находился с бывшим губернатором в дружеских отношениях. Расследование всей этой ситуации спустили на тормозах, несмотря на выступления в СМИ нового директора «ВКХ Юга Приморья» Константина Толстошеина, заявлявшего о пропаже финансовой документации после увольнения Ломаева. Еще раз фамилия Ломаева всплыла в 2003 году в связи с задолженностью по налогам возглавляемого им уже другого предприятия «Далькомхолод». И вот неожиданное назначение на должность главного федерального инспектора в прошлом году. Как, за какие заслуги? Вопрос снова к вертикали власти, цементирование которой, очевидно, происходит вне формального правового поля.
Очередное свидетельство тому – расследование в отношении главы Владивостока Владимира Николаева. В десятках уголовных дел в отношении ближайших подчиненных градоначальника нет ни одной серьезной зацепки по самому мэру. В результате следствие в отношении мэра фактически зашло в тупик. Последнее судебное заседание, на котором рассматривался вопрос о продлении содержания мэра под стражей, длилось два дня. Сначала его отложили из-за неявки на заседание обвиняемого, находящегося в СИЗО, – не нашлось машины, чтобы доставить мэра в суд. На второй день заседание длилось почти 12 часов, и для продления содержания Николаева под стражей на два месяца основания наскребли с трудом.
Следователей понять можно. По большому счету, им нужно расследовать обстоятельства появления такого человека, как Николаев, в руководстве края и вскрыть механизмы работы системы власти, то есть той самой пресловутой вертикали. Такой команды, похоже, им никто не давал. Следовательно, коррупция в Приморье, судя по всему, будет цвести и дальше.
Игорь Верба,
«Независимая газета». Владивосток.