На этой неделе стало известно о важных событиях, касающихся развития военно-промышленного комплекса Китая. Со ссылкой на доклад Китайской академии наук была обнародована информация о начале процесса демонополизации оборонно-промышленного комплекса КНР. Пекин заявил о начале привлечения инвестиций в государственный оборонно-промышленный комплекс и облегчении инвесторам исключительно материкового Китая возможностей участия в разработке и производстве вооружений и реструктуризации гособоронпредприятий. Предполагается, что такой подход, а также проведение по некоторым проектам открытых тендеров будет способствовать повышению конкуренции в оборонном секторе. Помимо этого, правительство КНР инициировало приватизацию приблизительно одной тысячи военных заводов страны.

 

Указанные изменения в управлении китайским ВПК были вполне ожидаемы, поскольку Китай давно - с конца 1980-х годов - осуществляет модернизацию вооружённых сил и реформирование военно-промышленного комплекса. Согласно Белой книге по национальной обороне КНР, уже в 2002 году в стране успешно действовали 11 военно-промышленных корпораций. В их числе Китайская ядерная корпорация, Корпорация китайской авиационной индустрии (AVIC), Государственная судостроительная корпорация Китая (CSSC), Аэрокосмическая и промышленная корпорация Китая (СASIC) и ряд других. При этом за последние два десятилетия китайская армия получила большое количество новых, высокотехнологичных вооружений, за счёт чего КНР удалось добиться почти полного перевооружения НОАК.

 

Благодаря достаточно эффективному управлению различными секторами ОПК и умелому продвижению конечной продукции позиции китайских военно-промышленных корпораций на международном рынке вооружений продолжают укрепляться. На сегодняшний день, как сообщается в докладе китайской академии наук, капитализация десяти крупнейших военных корпораций Китая составляет 2 трлн. юаней (317,2 млрд. долларов), и при этом более 70 их дочерних компаний уже вышли на биржи.

 

Дальнейшие планы руководства китайского оборонного комплекса ещё более амбициозны: разместить до 80 процентов активов указанных корпораций на биржах страны и, привлекая инвесторов, добиться превращения их в поставщиков вооружений, сопоставимых «по весу» с крупнейшими американскими и европейскими гигантами ВПК, такими как «Локхид Мартин», «Нортроп Грумман», «BAE Systems» и другие. Для достижения этой цели китайским военно-промышленным компаниям необходимо увеличить продажи своей продукции, к чему лидеры китайского ВПК, видимо, активно готовятся. Например, в AVIC недавно заявили о намерении увеличить продажи продукции в 4 раза - с 250 млрд. юаней (39,7 млрд. дол) в 2011 г. до 1 трлн. юаней (158,6 млрд. дол) в 2020 г.

 

По мнению военных экспертов, эти цели могут быть реализованы за счёт продаж за рубеж китайских истребителей «Цзянь-10» и FC-1, а в перспективе - китайского многоцелевого тяжёлого истребителя «Цзянь-11B», созданного на базе лицензионного Су-27СМК. Помимо авиарынка, китайские военные корпорации, отмечают аналитики, имеют хорошие перспективы в сегменте стрелкового оружия, реактивных установок залпового огня, танков и самоходных артиллерийских установок, ракет и ракетной техники. В судостроении речь может идти о производстве «на заказ» различных типов надводных кораблей и подводных лодок класса Yuan.

 

Прорывной успех китайского оборонно-промышленного комплекса большинством экспертов связывается с недавним массовым импортом новейших зарубежных систем вооружений. Главная «заслуга» в этом отводится российской «оборонке». Так, согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в 1991-1998 годах КНР осуществил закупку у России нескольких десятков истребителей Су-27СК и Су-27УБК, а также крупной партии ракет «воздух-воздух» R-73 и R-60, вертолётов Ка-27ПЛ, военно-транспортных самолётов Ил-76, трёх подводных лодок класса Kilo проектов 877E и 636Е, нескольких эсминцев, зенитных ракетных систем С-300ПМУ-1 и радаров к ним и многих других видов вооружений.

 

К этому перечню недавно добавились около 100 многоцелевых истребителей СУ-30МКК, более 100 технологических комплектов Су-27СК для лицензионной сборки в КНР, 28 многофункциональных истребителей Су-30МК2 для авиации военно-морских сил, самолёты-топливозаправщики Ил-78МК, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50, противолодочные вертолёты Ка-28, различные виды авиационного управляемого вооружения, ещё одна дизельная подводная лодка, комплексы береговой загоризонтной РЛС «Подсолнух», зенитные ракетные системы корабельного базирования, противокорабельные ракеты, зенитные ракетные комплексы «Тор-М1» и некоторые другие системы вооружения и военной техники.

 

Получив образцы ВВТ и ознакомившись с необходимыми технологиями, Китай начал реализацию собственных программ производства вооружений и военной техники, включая ракеты, танки, бронетранспортёры, истребители нескольких видов, учебно-тренировочные самолёты, средства ПВО, надводные боевые корабли и подводные лодки. В то же самое время к 2010-2011 годам достаточно весомо - на 58 процентов по сравнению с 2006 годом - сократились объёмы импорта российских вооружений и военной техники в КНР. Многие из упомянутых выше видов вооружений, кроме, пожалуй, продукции судостроительной отрасли, Китай теперь успешно экспортирует по сравнительно низким ценам. Это позволяет Пекину успешно работать в сфере поставок обычных вооружений на рынки таких стран, как Пакистан, Египет, Иран, а также Нигерия, Бангладеш, Зимбабве, Кувейт, Иордания, Венесуэла, Малайзия и ряда других.

 

Однако нельзя с полной уверенностью сказать, что модернизация китайского ОПК проходит гладко. В частности, одно из слабых мест китайской «оборонки» в отсутствии реальной интеграции научных исследований и разработок со сферами производства и сбыта в рамках созданных корпораций, что снижает эффективность ВПК. Кроме того, сохраняется зависимость национального оборонпрома от импорта специализированного производственного оборудования и комплектующих. В том числе у нас КНР продолжает закупать двигатели и часть бортового электронного оборудования для своих истребителей «Цзянь-11» и «Цзянь-10», у англичан - двигатели для истребителя-бомбардировщика FBC.

 

В силу проблем с развёртыванием собственного полного производства, по мнению китайских учёных, российские истребители Су-27, современные крейсеры и подводные лодки, по-видимому, останутся важными статьями китайского импорта вооружений. Другие эксперты, в том числе и российские, полагают, что импорт китайской военной продукции в будущем будет ограничиваться в основном технологиями и новыми образцами военной техники, тогда как от крупных контрактов на поставку иностранных вооружений и военной техники китайская сторона уже уходит.

 

Марианна Евтодьева,

«Красная звезда», 28.09.12

http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/4947-perevooruzhenie-i-modernizatsiya

.