На этой неделе в Индонезии состоится официальная церемония передачи родственникам останков 45-ти человек, погибших в День Великой Победы в катастрофе российского самолета «Суперджет-100» компании «Сухой».

 

Траектория полета самолета. Он облетел гору а потом круто изменил курс и начал резкое снижение в районе черных стрелок
Траектория полета самолета. Он облетел гору а потом круто изменил курс и начал резкое снижение в районе черных стрелок

Как известно, лайнер врезался в скалистый склон вулкана Салак на острове Ява, когда совершал демонстрационный полет для представителей индонезийских авиакомпаний. Они намеревались приобрести около сорока таких «Суперджетов», которые строят в Комсомольске-на-Амуре. Эксперты уже заявили: «Это крушение стало надгробной плитой для российского гражданского самолетостроения». Однако с таким выводом, похоже, поспешили.

 

Турбулентность в Интернете

 

Почему новейший российский ближнемагистральный пассажирский реактивный самолет SSJ-100 врезался в склон потухшего вулкана Салак? Вразумительного ответа на этот вопрос нет до сих пор.

 

Некоторые российские журналисты даже побывали на месте крушения. Они сообщили, что местные жители почему-то называют гору Салак «чери» (в переводе с английского – «вишня»). И что эта гора пользуется дурной славой – на ней разбилось уже семь самолетов. Вот, пожалуй, и все, что корреспондентам удалось нарыть непосредственно на месте трагических событий.

 

Зато массу подробностей можно было узнать на российском авиационном интернет-форуме. Там появился целый раздел «Что случилось с «Суперджетом» еще до официального сообщения о его крушении. Узнали о катастрофе опять-таки благодаря Интернету, а точнее - блогеру Сергею Доле, бывавшему несколько раз в Хабаровске. Этот фотокорреспондент только по счастливой случайности не попал в число жертв вишневой горы. В последний момент он не сел в «Суперджет». Ибо намеревался с земли сфотографировать взлет и посадку лайнера. Демонстрационный полет должен был продлиться всего 30 минут.

 

Когда после взлета прошло три часа, а самолет так и не вернулся, Сергей выложил эту информацию в Интернет.

 

Пытаясь разобраться в причинах катастрофы нашего «Суперджета», мы мониторили эту ветку буквально с первого дня ее появления. К понедельнику, 21 мая там было уже более 5 тысяч комментариев. Однако по поводу того, что же случилось с «Суперджетом», увы, вопросов по-прежнему оставалось больше, чем ответов.

 

Бурное обсуждение блогерами этой животрепещущей темы слегка затихло лишь в пятницу, 18 мая. Когда стало известно, что в Индонезии приступили к расшифровке одного из «черных ящиков», найденного на месте катастрофы. Это был бортовой самописец, зафиксировавший последние два часа разговоров в кабине пилотов. Поясним про два часа. Дело в том, что 9 мая у «Суперджета» было два демонстрационных полета. Первый прошел благополучно, а из второго лайнер не вернулся.

 

Но даже если бы предстояло расшифровать сразу два полета, это, как подсчитали на форуме, должно было занять не более двух дней. Накануне индонезийцы сообщили: качество записи – хорошее, мол, проблем не будет. В общем, была надежда, что к 21 мая прояснится что-то и по поводу причин катастрофы.

 

Действительно, через два дня, 20 мая, в одном из иностранных СМИ появилось сообщение, которое можно перевести примерно так: «Расшифровка речевых самописцев закончена, однако содержание этой записи не может быть представлено общественности».

 

Полагаем, что касается огласки результатов расшифровки, сие делать не положено, поскольку идет следствие. А оно, по некоторым предположениям, продлится не менее года. Так, заместитель главы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь, являющийся уполномоченным от России по расследованию катастрофы, уже заявил, что для получения полной картины инцидента необходимо проанализировать не только переговоры пилотов, но и провести комплексную экспертизу состояния действий экипажа, диспетчера, метеообстановки, других обстоятельств.

 

Фарс-мажорные обстоятельства

 

Тем не менее, общественность уже сегодня желает знать наиболее вероятные причины катастрофы «Суперджета». Хотя бы уже по той простой причине, что на этих самолетах сейчас уже летают пассажиры «Аэрофлота» и «Армянских авиалиний». Поэтому вернемся к версиям крушения.

 

Из того, что уже всем известно, прежде всего, напомним, что катастрофа произошла по время показательного полета. С этим связана одна из версий случившегося, которая, по нашему мнению, выглядит убедительней, чем ссылка на высокую облачность, которую пилот «Суперджета», мол, пытался обойти снизу.

 

Как ранее сообщалось, экипаж российского лайнера Superjet-100 за несколько минут до столкновения с горой якобы запросил разрешение на снижение до высоты в три тысячи метров.

 

Позже заместитель старшего управляющего государственной индонезийской компании, контролирующей управление воздушным движением над территорией Индонезии, заявил, что за три минуты до момента исчезновения с радаров экипаж SSJ-100 без предупреждения диспетчеров якобы самовольно отклонился от заданного полетного маршрута.

 

Для чего он это сделал? Поскольку полет был демонстрационный, некоторые аналитики предположили, что пилот, видимо, решил блеснуть возможностями самолета. Для чего-де предпринял «рискованное исполнение над горной местностью пилотажных маневров на не предназначенном для этих целей пассажирском лайнере».

 

Более того, как предположили обозреватели издания Svobodnayavolna.com, в управлении лайнером, возможно, принимал участие и находившийся на борту представитель одной из иностранных компаний.

 

В пользу этой версии говорит то, что в пассажирском салоне «Суперджета» в том роковом полете сидели не только бортпроводницы и менеджеры авиакомпаний, но и четыре иностранных пилота (три индонезийца и один американец).

 

Однако в версию «выпендрежа» никак не укладывается наш командир лайнера Александр Яблонцев. О нем сказано много и на форуме, и в СМИ. И все отмечают не только высочайший профессионализм летчика-испытателя, который «доводил этот самолет от начала», но и то, что этот человек никогда не был склонен к подобным авантюрам.

 

Более того, имел большой практический опыт полетов в горной местности. А потому прекрасно знает, что на сленге летчиков означают слова «притяжение горы». Это когда, пролетая над горой, самолет может неожиданно провалится вниз из-за нисходящих потоков воздуха. Поэтому чем больше гора, тем больше должен быть запас высоты.

 

Между тем, как сообщили многие СМИ, SSJ-100 не только снизился с 3 тыс. метров до 1,8 тыс. метров, но и резко (чуть ли не под прямым углом) повернул в сторону горы Салак (ее высота 2,1 тыс. метров). После чего буквально через 8 секунд плашмя, брюхом врезался в ее практически отвесный склон. Затем все, что осталось от самолета, «полетело» с высоты 1,7 тыс. метров вместе с оползнем вниз в ущелье.

 

Спрашивается, при каких форс-мажорных обстоятельствах могла случиться такая фантастическая картина катастрофы?! Специалисты пока не могут четко ответить на этот вопрос.

 

Микроволновый выстрел

 

Примерно так можно было бы обсудить еще несколько официальных версий этой авиакатастрофы. В пользу каждой из них, конечно, есть определенные доводы. Однако, что касается официальных версий, практически у всех из них контраргументом ничуть не меньше, чем доводов.

 

По нашему мнению, единственная версия, у которой нет контраргумента, - это неофициальная версия, которая широко не обсуждается.

 

Некоторые российские и зарубежные специалисты не исключают, что разбившийся в Индонезии «Суперджет» стал жертвой промышленной диверсии.

 

«Нечто подобное было в 70-е годы прошлого века, когда в одной из стран третьего мира разбился наш Ту-134, в сложных условиях заходивший на посадку. Позже выяснилось, что на ближайшей горе была установлена радиостанция, настроенная на частоту аэродрома. С ее помощью пилоты были дезинформированы, и самолет врезался в гору. Сегодня технических возможностей вывести приборы из строя намного больше», - заявил в интервью газете «Московский комсомолец» директор Сибирского НИИ авиации, летчик-испытатель Владимир Барсук.

 

Бывший начальник аналитического управления КГБ СССР Владимир Рубанов в свою очередь отметил, что крушение могло быть спровоцировано конкурентами России. Некоторые аналитики называли корпорацию «Boeing»...

 

Неназванные представители спецслужб также уже заявили, что в настоящее время «в арсенале спецслужб крупных стран есть достаточно эффективные средства направленного электромагнитного подавления, которые можно использовать и в траектории «земля-воздух».

 

При этом не секрет, что мало защищенная гражданская авионика выходит из строя в считанные секунды.

 

Отказ оборудования и отсутствие каких-либо сообщений экипажа об аварийной ситуации, скорее всего, могли быть вызваны выстрелом электромагнитной пушки. Он мог быть произведен как с горы Салак, так и с моря.

 

«Микроволновая пушка», способная вывести из строя самолет, может быть сконструирована в домашних условиях. Необходимые для ее создания запчасти легко приобрести через Интернет или достать из бытовых приборов», - заявил глава мозгового центра израильского Международного института по борьбе с терроризмом Яэля Шахара. Эксперт также подчеркнул, что провернуть подобную операцию по устранению конкурента в силах любая частная компания.

 

К этим доводам можно добавить и то, что «Суперджет» взлетал не из международного аэропорта Сукарно-Хатта, а с местного аэродрома на базе ВВС Халим. Между тем, если верить некоторым сообщениям, база Халим - «это место, где военные из спецназа США обучают своих индонезийских коллег различным тактическим приемам ВВС (...), которые предназначены для воздействия на системы навигации воздушных летательных аппаратов.

 

Как бы то ни было, но версия промышленной диверсии нам кажется наиболее убедительной. Она объясняет фактически все, что произошло с нашим «Суперджетом».

 

В общем, заявления о похоронах российского авиапрома оказались преждевременными.

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», №21, 23.05.12

http://habex.ru/paper/394/5692/

.