Новорожденное федеральное бюджетное учреждение «Санаторно-курортный комплекс (ФБУ СКК) «Дальневосточный» МО РФ, возникшее в круговерти военно-коммерческих реформ министра Сердюкова, в корне изменило нынешней осенью статус всех бальнеологических учреждений Восточного военного округа.
Начальник филиала СКК «Дальневосточный» В. Н. Ткаченко: «один в здравнице не воин»? |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
КУРОРТНАЯ «ТРУБА»?
В октябре 2011 года застопорились многие традиционные функции Министерства Обороны, обеспечивавшие более чем полвека восстановление здоровья сотен тысяч военнослужащих, членов их семей и армейских пенсионеров на льготных условиях в соответствии с существующим по сей день российским законодательством. И не только…
Нынешней осенью руководство таких известных приамурских и приморских военных санаториев (ВС), как «Хабаровский», «Кульдурский», «Шмаковский», «Океанский», а также камчатская «Паратунка», окончательно лишилось своих прежних полномочий в связи с объявлением во Владивостоке нового учреждения, созданного по распоряжению не менее юного столичного санаторно-курортного департамента МО, который с момента образования в 2010 году возглавила при аппарате Сердюкова гражданский управленец Елена Чуфырева.
Напомним, 13 месяцев назад привычная вывеска управления военными курортами России вдруг сменилась на «Управление по активному отдыху» (УПАО), что повлекло спешную передачу всех путевок в новый аппарат, лишив начальников госпиталей, военных поликлиник и санаториев. Спонтанно объявленная оптимизация важнейшего механизма обернулась настоящей лихорадкой военных медучреждений России. Никакой разъяснительной или предупредительной работы по сути директивы среди личного состава РА по сей день не организовано.
О новорожденном департаменте УПАО, просуществовавшем менее года, сами военные медики стали узнавать впоследствии лишь из рубленных приказных факсов. Однако вывеска на департаменте госпожи Чуфыревой в 2011 году снова сменилась, так как сама афиша «Управление активного отдыха» кропотливого восстановления организма явно не предполагала. Но с очередной сменой вывески инициативы реформаторов военного СКК не иссякли.
Очередным этапом преобразований проворных штатских экономистов, взявшихся за оптимизацию армейского СКК, стала тотальная приватизация всего курортного хозяйства МО при активном участии «армейского бизнес-центра», известного всем военачальникам от Москвы до самых окраин как ООО «Славянка» с многочисленными представительствами во всех военных округах. Именно «Славянка» и должна была стать основным распорядителем всего имущества санаторно-курортного комплекса России. Увы, ее территориальные структуры застыли в ожидании очередных умных директив из своего центрального офиса в столице. В это же время активы СКК МО РФ в регионах растаскиваются различными компаниями по кускам.
Буквально за несколько минувших недель ЖКХ, пищеблоки и другие обеспечивающие структуры военных здравниц переброшены «по-славянски» резко в водоворот свободного рынка. В итоге очередные полноценные объекты военного здравоохранения стали лишь филиалами слабоизученного экспертами санаторно-курортного центра при МО, а начальники бывших санаториев с размытыми до сюрреализма должностными обязанностями лишились в первую очередь финансовой самостоятельности и большинства подчиненных работников. При этом сотни членов слаженных трудовых коллективов оказались перед угрозой безработицы.
В последних числах октября корреспондент «Приамурских Ведомостей» попытался проанализировать тревожную ситуацию на примере одного из старейших и особо ценных военных курортов у поселка Шмаковка, куда до реформ отправлялись ежегодно вместе с семьями на отдых и лечение тысячи военнослужащих, запасников и отставников МО из Хабаровского края и других регионов страны. Однако оставшийся после сокращений персонал учреждения на этот раз не стал демонстрировать знакомому репортеру инновационную медтехнику и уникальный сервис водолечебницы. Невеселыми нынче вестями встретила журналиста из соседнего края легендарная жемчужина ДФО.
ПРОВОДЫ ЭЛЕКТРИКА МУЖИЛКО…
- В результате организационно-штатных мероприятий тыловая служба санатория фактически лишилась возможности проводить своими силами даже текущие ремонтно-восстановительные работы, убирать территорию, перевозить по необходимости отдыхающих и персонал, оперативно откликаться на запросы курортников, - констатирует потери начальник МТО санаторного филиала Нина Сиохина, вынужденно взвалившая на себя ответственность за все материальные ценности масштабного курортного хозяйства. - В октябре уволены из нашего штата десятки специалистов по электрике, сантехнике, вентиляции, рассчитан персонал энергетического комплекса.
Вкрутить лампочку или устранить течь в трубе на территории «Шмаковского» – сегодня едва преодолимая проблема. В этом сполна убедился наш собкор, наблюдая на прошлой неделе попытки руководства бывшего Шмаковского военного санатория (ШВС) выправить патовую ситуацию в канун непредсказуемого отопительного сезона.
Нескольким руководителям с урезанными и до конца не подтвержденными номинальными полномочиями приходится сегодня при любой аварии обращаться за экстренной помощью в соседние поселки. И разыскивать там, как правило, уволенных намедни знатоков сложной системы местных водопроводных, канализационных и электрических коммуникаций, чтобы за внебюджетное вознаграждение срочно устранить течь, засор или замыкание.
Увы, даже добросовестный бригадир электриков Сан Саныч Мужилко, еще вчера обслуживавший кабельную запитку санатория, как говорится, с завязанными глазами, остался в ходе реформ не у дел. Как и главный сантехник курортного хозяйства Виталий Руденко, и еще более сотни их коллег. Новообразованный филиал стал с октября 2011 года для местных опытных спецов чужой территорией.
«Отменили, выгнали, забрали, взамен ничего не дали», - так характеризует на прощание ситуацию разукомплектованный коллектив санатория, успевшего заработать за первую половину текущего года десятки миллионов рублей, ушедших на счет некого абстрактного для большинства тружеников вышестоящего управления.
А ведь руководством ШВС было запланировано строительство на вырученные средства банного комплекса, современного бассейна, спортивно-игрового комплекса, помещения аудитории для детей отдыхающих. Вместо этого пришлось закрывать уже существующие действующие объекты, включая зал дискотеки, бар, косметологический кабинет, на открытии которых в обозримом прошлом активно настаивали авторитетные столичные советники и проверяющие.
Мигом уволенные работники ШВС, не владея никакой достоверной информацией о судьбе реформируемой здравницы, подвластной новым менеджерским установкам, уже не видят перспективы развития филиала и на своих собраниях единодушны: «Министерские чиновники уготовили санаторию судьбу банкрота. Кому-то, наверное, это очень выгодно». Как признают в свою очередь опрошенные представители руководства санаториев Хабаровского и Приморского краев, настораживает и административная закрытость госпожи Елены Чуфыревой, наложившей для курортной периферии Востока России табу на прямое телефонное общение с ней даже по самым неотложным вопросам.
Нелегко приходится сейчас и нескольким оставшимся финансистам ШВС, пытающимся фиксировать едва заметное этой осенью движение денежных средств в условиях ведомственной неразберихи и при отсутствии соответствующих компьютерных программ. Парадокс, но реформы привели к тому, что санаторию МО не на что приобрести даже туалетные принадлежности, порошок для штабного принтера и бумагу для ксерокса. Навязанная путаница буквально провоцирует финансово-хозяйственный коллапс экономически дезориентированного учреждения.
- Не дай бог, завтра большой циклон накроет Приморье, - безысходно смотрит на темные тучи за окном начальник бывшего Шмаковского военного санатория, а нынче руководитель местного филиала ФБУ СКК «Дальневосточный» Виктор Ткаченко. – И хотя на балансе санатория есть достаточный арсенал снегоуборочной и другой спецтехники, управлять ею и обслуживать многопрофильный парк машин теперь просто некому. Как будем чистить территорию от снега и льда – тоже пока неизвестно. Осталось несколько уборщиков территории, которые в октябре по указанию сверху переподчинены клиринговой компании из Хабаровска «Примекс».
Выясняется, что весьма отдаленная от Шмаковки приамурская фирма до конца октября так и не обеспечила своих новых работников ни гарантированной на словах зарплатой, ни соответствующими инвентарем и зимней спецодеждой. В присутствии корреспондента Виктор Ткаченко в очередной раз набирает хабаровский номер гендиректора ООО «Примекс» Павла Винокурова, выслушивая из столицы соседнего региона очередную порцию неподтвержденных обещаний. А снег в это время продолжает заметать и сковывать ледяной грязью жемчужину Приморья.
РЕПЛИКИ ПО ПОВОДУ…
Между тем, перемены, уготованные нескольким дальневосточным военно-санаторным филиалам ФБУ СКК «Дальневосточный» обернулись резким ростом безработицы в некоторых населенных пунктах Приамурья и Приморья. Например, Шмаковский военный санаторий до последнего времени обеспечивал работой сотни жителей сразу нескольких крупных административных образований Кировского района.
Массовые увольнения санаторного персонала до двухсот человек в октябре и официальные предупреждения о последующих сокращениях штата до конца 2011 года чреваты не только провалом в обеспечении клиентуры военных здравниц. Население Шмаковки, Горных Ключей и других окрестностей ШВС уверено: рост преступности в конце октябре спровоцировали именно организационно-штатные мероприятия.
Ведь даже санаторное отделение гидропатии и здание курортной трапезной подверглось в конце октября ночному разбою. Вынесли грабители немного – личные вещи работниц да продукты с пищеблока. Но при отсутствии специализированного охранного предприятия, покинувшего из-за финансовой кутерьмы ключевые посты здравницы, можно предвидеть здесь и более крутой криминальный сценарий.
Большинство местной молодежи, лишенной официального источника дохода, отправилась прибирать к рукам кладовые уссурийской тайги. Если зверя, рыбы и дикоросов на всех не хватит, преступный промысел при остром дефиците личного состава районной полиции может распространиться не только сельские улицы, но и приморские здравницы.
Не отрицает большинство представителей санатория и некоторых признаков коррупционного сговора вокруг новообразованного филиала. Да и сами курортники не перестают удивляться некоторым, навязанным сверху логистическим загадкам: «Зачем тот же хлеб для столовой ШВС поставляется аж из Спасска, когда под боком своя прекрасная пекарня, славная на всю округу своими вкуснейшими изделиями. Кому такой розыгрыш на руку»?
ПЕНА ОПТИМИЗАЦИИ
Социально-экономический стресс переживают тем временем и более 70 работников продслужбы филиала «Шмаковский санаторий». Сегодня сотрудницы курортной столовой, продолжая добросовестно выполнять свои служебные обязанности, бьют тревогу по поводу основных пунктов трудовых контрактов, предложенных новым работодателем в лице владивостокской компании «УК Кейтеринг-Р». Фирма, став фактическим хозяином всех активов ведомственного пищеблока ШВС, без объяснений ухудшила всему трудовому коллективу условия труда.
Повара, кухонные рабочие и официантки, лишенные почти трети и без того скромного прежнего заработка, намерены встревожить своим положением все структуры власти, краевые и федеральные СМИ, а при необходимости судиться, чтобы добиться, как минимум, визуальной встречи со своим новым коммерческим руководителем в присутствии судьи.
А пока у гендиректора «УК Кейтеринг-Р» Алексея Варфоломеева ответ на все вопросы подчиненных один: «Не нравится – увольняйтесь». Эта компания уже продемонстрировала свои суровые намерения, сообщив о беспричинном увольнении из штата столовой официантки Светланы Дергуновой, пытавшейся вместе с другими юридически безграмотными сельскими женщинами поставить перед фирмой с крученым нерусским названием вопрос о резком сокращении зарплат.
Заведующая столовой Светлана Тимофеева, пожалуй, единственный работник коллектива, уже согласная безоговорочно принять навязанные пункты договора. Но желание своего непосредственного руководителя – любым способом сохранить производство питания для курортников - большинство подчиненных не поддерживает. А бывалого столичного бизнесмена Варфоломеева, судя по обновленной им финансовой оценке труда работников, мало волнует настроение в столовой, от которого напрямую зависит качество блюд для отдыхающих.
Коллектив уже уведомил и предпринимателя, и власть о готовности покинуть места работы, если пересмотр условий оплаты труда реально не отодвинет их от черты бедности. В минувшие выходные работники филиала «Санаторий Шмаковский» на общем собрании сообщили автору этих строк о подготовке к санкционированной акции протеста, которая, по мнению персонала, обязана обратить на вопиющее нарушение трудовых прав внимание губернатора, пробудить местный, краевой и федеральный парламент. К сожалению, даже районный прокурор пока не взял под контроль этот участок вверенной ему территории. А обратить стоит. Скандал может разразиться масштабный. Ведь голодные курортники, уже оплатившие путевки, вряд ли поддержат забастовку персонала при пустых столах.
Впрочем, сегодня, несмотря на скрытые для большинства отдыхающих негативные метаморфозы в санаторно-курортном и медицинском обслуживании учреждений МО, хозяйственно-лечебный ресурс дальневосточных военных здравниц, заложенный десятилетиями, еще явно крепок. В том же филиале «Шмаковском», как свидетельствует журналист, диетическое питание по-прежнему недорогое и отменное, подача прямо из недр доступного по цене настоящего целебного нарзана налажена и теперь в оптимальном режиме, лечебное и диагностическое оборудование и сегодня функционирует по полной программе.
Неизвестно лишь насколько хватит этого задела при явно бессистемной и губительной «оптимизации», затеянной по неизученной пока надзорными органами и СМИ коммерческой инициативе госменеджеров? Похожий вопрос задает в своем послании на сайт президента и санаторная медицинская сестра Людмила Юренкова. Очевидно пока одно - очередной виток реформ МО РФ напрямую нарушил права сотен тысяч российских граждан в соответствии Приказом МО РФ «О санаторно-курортном обеспечении в ВС РФ» от 23 октября 2007 года.
Юрий Ковалев,
фото автора
«Приамурские ведомости», 23.11.11
.