Согласно прогнозам рыбохозяйственной науки, в этом году на Дальнем Востоке ожидался вылов 384 тысяч тонн красной рыбы. Однако результат оказался почти на 100 тысяч тонн меньше - 295 тысяч тонн. Например, в Камчатском крае вместо ожидавшихся 240 тысяч тонн лосося добыли 192 тысяч тонн. Наиболее резонансным стал недолов в Карагинской подзоне, где выловили всего лишь четверть прогнозной величины: 23 тысячи тонн вместо 96 тысяч тонн.
Как сообщает отраслевой институт ВНИРО, неожиданно низкая численность подходов лососей вызвана изменением климата, что также отразилось на лососевом промысле Аляски, где уловы нерки (за исключением Бристольского залива) и горбуши юго-востока стали наихудшими с 1976 года. Согласно исследованиям, в январе - мае 2020 года на севере Сибири и в Сибирских Арктических морях сформировалась мощная и длительная аномалия температуры воздуха, которая распространилась до Охотского и Берингова морей.
Как итог нагульные группировки тихоокеанских лососей сдвинулись на запад, что сопровождалось увеличением плотности рыб на локальных акваториях, усилением пищевой конкуренции и снижением выживаемости. Из-за потепления океанических вод основу питания тихоокеанских лососей, по-видимому, составляли мелкие организмы зоопланктона, содержащие в себе малое количество жира. Это привело к резкому снижению средней массы тела, например, нерки Чукотки и восточной Камчатки.
Локальный прогрев поверхностных вод в Северной Пацифике - явление нечастое. Один из наиболее мощных случаев был зафиксирован в январе - апреле 1997 года. Однако это произошло ближе к североамериканскому побережью, поэтому не оказало сильного влияния на запасы российских лососей.
Как отмечают во ВНИРО, особенностью локальных прогревов поверхности моря является их непредсказуемость и катастрофические последствия для экосистемы в целом.
Не исключается, что снижение выживаемости тихоокеанских лососей в октябре - апреле 2019-2020 годов также связано с ростом в фитопланктоне доли водорослей (кокколитофорид и динофлагеллят), которые обильны в тёплых морских водах и способны формировать «красные приливы». Их отдельные виды вырабатывают токсины, которые приводят к гибели рыб. Так, в 2018 году горбуша в Олюторском заливе избегала зону облова ставных неводов до тех пор, пока шторм не размыл поле токсичного представителя динофлагеллят.
ИА Рыбак Камчатки