Р. Лившиц
Р. Лившиц

В жизни каждого человека есть такие периоды, когда закладывается его характер, формируются основы мировидения. Для меня это была моя рабочая юность. Тогда я работал на Чусовском металлургическом заводе (ныне Пермский край) в доменном цехе. Мой отец отдал этому цеху больше четверти века, так что я был, так сказать, потомственным металлургом.

 

Мои жизненные планы определились еще в подростковом возрасте, когда я, прочитав кучу разных книг и в меру своего разумения осмыслив их,  решил, что мое призвание – философия. Работать же пришлось не из-за влечения к романтике рабочей профессии: мать по болезни не работала, а в семье, кроме меня, было еще трое детей. Время было послевоенное, все жили очень скромно.  Пошел на завод - в семье стало два кормильца, и в доме появилось подобие достатка.  Наша семья не была исключением. В шестидесятые годы начался стремительный рост благосостояния народа. Развернулось массовое жилищное строительство, люди переезжали из бараков, коммуналок, подвалов в отдельные благоустроенные квартиры. Ушли в прошлое телогрейки и сапоги. Мужчины и женщины стали одеваться в цивильное пальто отечественного производства, обуваться в добротные туфли, сшитые у нас же. Да и питание стало гораздо более разнообразным.

 

Как-то в доменный цех пришла журналистка из заводской многотиражки: написать материал о молодых рабочих. Задает, помню, стандартный вопрос: «Что побудило вас пойти на завод в то время, когда ваши сверстники учатся в общеобразовательной школе?». Я ей отвечаю честно: «Материальная нужда». Чувствуется, мой ответ ее смутил. Видимо, она ждала, что я скажу что-нибудь о жажде самоутверждения, о стремлении приобщиться к реальному делу, о желании своим трудом умножать богатства народа и т.п.  Ничуть не жалею о том, что тогда сказал правду. И в юности считал, и сейчас, в 60 с хвостиком, считаю лицемерие одним из самых отвратительных человеческих пороков.  

 

Потом, когда я учился на философском факультете Уральского университета (г. Свердловск), жизненные уроки, полученные на заводе, мне очень даже пригодились. Именно тогда,  в своей рабочей юности я проникся презрением к праздности и лени.  Основа жизни – труд, и только тот человек достоин уважения, который трудится в полную меру своих сил. Тогда же я стал убежденным коллективистом и интернационалистом. В нашей бригаде были русские, татары, украинцы, армянин, поляк, еврей, но никогда не возникало никаких трений на национальной почве. Потому что все мы делали одно дело, и отношение к человеку определялась не тем, кто у него мама и кто папа, а его вкладом в общий успех. Люди ценились за свои деловые и моральные качества, а самым уважаемым в бригаде был электрослесарь татарин Муртазин - он лучше всех знал работу и лучше всех умел ее выполнять.  

 

Именно в рабочей среде у меня выработалось качество, которое я называю жизненным практицизмом, и которое принципиально отличает рабочего от интеллигента. Интеллигент, встретившись с проблемой, предлагает идею: надо сделать то-то и то-то. И на этом ставит точку.  Свою часть задачи он считает выполненной. Рабочий воспринимает мир иначе. Для него идея – не конечный этап деятельности, а ее исходный пункт. Рабочий не размышляет, он – действует. Получив гуманитарное образование, защитив сначала кандидатскую диссертацию, а затем докторскую, я по своему восприятию остался рабочим ―  человеком действия. И это определило и мои политические идеалы и предпочтения.

 

Я сформировался как советский человек и остался им поныне.  Сейчас советских людей принято обзывать презрительным словом «совок». В изображении прорежимной пропаганды  «совок» ― не  приспособленный к жизни ничтожный человечишко, не умеющий «вертеться», наивный и инфантильный. А для меня советский человек ― это тот, для которого честность, принципиальность, верность слову, уважение к труду, целомудрие ― не пустые слова, а  жизненные принципы, коими он руководствуется в своей реальной жизни. Отношение братства и сотрудничества советский человек воспринимает как естественные и нормальные, а эксплуатация человека человеком для него ― противоестественна и аморальна.  Советский человек не желает стать господином, ибо господа существуют только там, где есть рабы.

 

Мое решение вступить в КПСС стало логичным шагом, который я сделал уже зрелым человеком – мне было 32 года, и я к тому времени защитил кандидатскую диссертацию. Перестройку, конечно, активно поддержал, о чем свидетельствуют хотя бы мои статьи в газете «Дальневосточный Комсомольск» в 1987-1990 гг. А октябре 1990 г. редактор газеты А.Г. Кикоть заткнул мне рот, молвив: «Пусть комсомольчане отдохнут от статей Лившица». Отдыхают вот уже скоро 20 лет. Правда, только от статей в «ДВК» ― этом убогом официозе городской администрации, непрерывно возносящем хвалу величайшему из мэров В.П. Михалеву. 6 лет я вынужден был молчать, потом стал печататься в других изданиях. В настоящее время мои публицистические статьи появляются преимущественно в газете «Советская Россия», а в 2007 году за эти свои материалы я стал лауреатом премии «Слово к народу».  В 2003 году в издательстве «ЭКСМО» вышла моя книга «Провинциальная демшиза: взгляд из глубинки», в которой я подверг язвительной критике людей, именующих себя демократами.

 

Когда была уничтожена КПСС и разгромлен «Советский Союз», я без сомнений и колебаний вступил в КПРФ. Хоть я и не бегу от успеха и не стремлюсь к жизни бедной и простой,  но личный успех для меня менее важен, чем ощущение того, что мир устроен правильно и разумно, т.е. справедливо. Увы! Установившийся в России полуфеодальный криминально-компрадорский капитализм полностью попрал принцип социальной справедливости. Ценность честного труда отброшена, забыта, осмеяна. Торжествуют паразиты всех мастей. Куршевельская раса безумствует в роскоши, простой человек еле сводит концы с концами.   Рождаемость значительно ниже смертности.  Народ вымирает. Идет сознательное спаивание народа, растлевают его всеми возможными способами. В средствах массовой информации торжествуют пошлость и разврат.  Современное телевидение – средство оболванивания народа, мощный инструмент его растления.

 

Но более всего меня «достает» царящее в нашем обществе лицемерие. По «ящику» нам каждый день все твердят о новых и новых успехах, а где они в действительности? Жилье строится только для богатых, в Комсомольске же строительство жилья вообще прекратилось; оставшиеся в живых заводы еле дышат, образование деградирует…  Участившиеся техногенные катастрофы ― грозный симптом надвигающейся бури. Она похоронит сложившийся в России мафиозно-компрадорский полуфеодальный капитализм, но что станет с Россией? Очень велика вероятность того, что такого испытания Российская цивилизация не выдержит, что она канет в Лету.

 

И вот чтобы этого не случилось, чтобы Россия не распалась на мелкие осколки, чтобы она сумела совершить абсолютно необходимый рывок и заняла достойное место среди передовых стран мира, стоит побороться.

 

Р.Л. Лившиц,

«Народный Авангард»,  март-10.