По всей Якутии идет отчет исполнительной власти Республики Саха (Якутия) перед населением. Корреспондент, самой читаемой в Якутии газеты «Якутск вечерний» Виталий Обедин об этом пишет так: «Вместе с февралем в Якутии завершается массовый чиновничий «флешмоб», который именуется «отчетом органов исполнительной власти РС(Я) об итогах деятельности за 2009 г.».
Напомним, что в рамках таких отчетов группы госслужащих, возглавляемых первыми лицами республики, выезжают в улусы, чтобы встречаться с населением и рассказывать, как много и конструктивно они работали на его благо. По итогам таких встреч от населения принимаются пожелания и предложения, а работе правительства выставляется оценка. Как правило, это «хорошо» или «удовлетворительно» (
Зная в своей городской ежедневной жизни ежегодное ухудшение социального положения простого человека и якутского селянина, бросила всю текучку и провела анализ работы исполнительной власти республики за 2009 год, используя данные Росстата и многостраничный документ «Отчет исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2009 год» (далее «Отчет…»).
Анализ показывает, что не стало даже естественного эволюционного развития, не говоря о революционном развитии на «хорошо» и «отлично». В связи с этим, предлагаю для оценки работы исполнительной власти Якутии реанимировать оценку «единица». Как известно, в Советском Союзе в свое время в школах была принята пятибалльная система оценок. Позже «единица» была исключена, оказывается, поторопились.
Как по всей России, Якутия является сырьевым придатком и основной доход республики поступает от добывающей промышленности и занятое в ней население получает более высокую зарплату. По итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом основные отрасли добычи алмаза, золота и угля республики пошли на спад, не из-за мирового кризиса и влияния недругов Вячеслава Штырова «американцев», а из-за не правильной организации работ исполнительной власти республики.
Так, основная бюджетообразующая отрасль республики, добыча алмазов снизилась на 11% и почти не было сбыта сырых алмазов. АЛРОСА 65% сырого алмаза по протеже министра финансов России Алексея Кудрина, председателя Наблюдательного Совета АК АЛРОСА, сдает Гохрану России (руководитель Гохрана Владимир Рыбкин, член Наблюдательного Совета АК АЛРОСА). Я еще в октябре 2008 года, до начала кризиса написала статью «Ввести антикризисное управление в АЛРОСА» (
Статью направила президентам России и Якутии. Получила ответ от Министерства финансов России, с подписью члена Наблюдательного Совета АК АЛРОСА, директора Административного департамента Александра Ахполова: «Правительством принимается ряд мер, направленных на поддержку алмазодобывающих предприятий…Введение в компании антикризисного управления представляется нецелесообразным».
Сегодня АК АЛРОСА уже работает в кризисном режиме. У АК АЛРОСА к концу 2009 года долг 112 млрд руб. (два годовой добычи). Президент республики к.э.н. В.Штыров, председатель Правительства Якутии д.э.н. Е.Борисов, руководитель РО «Единая Россия», руководитель Администрации президента и правительства Якутии, д.э.н. Айсен Николаев, министр имущественных отношений Виктор Ефимов, первый заместитель председателя Правительства Якутии к.т.н. Геннадий Алексеев, лучший друг В.Штырова, вице-президент АЛРОСА Иван Демьянов и глава Мирнинского района Ильдар Султанов являются членами Наблюдательного Совета АЛРОСА.
7 человек из 15 членов Наблюдательного Совета АК АЛРОСА являются представителями Якутии, где добывается 98% алмазов России. Не без их влияния, за последние 4 года капитализация АЛРОСА упала в 4 раза и стоит сегодня всего 51 млрд. рублей. Представители федеральных властей на днях заявили об открытии АК АЛРОСА в 2011 году, т.е. акции АЛРОСА поступят на открытую продажу. Раньше, хоть какая-то часть акций принадлежали к работникам АК АЛРОСА (в первоначальном создании АК АЛРОСА акции были распределены так: 23%-за работниками компании, 32%-за правительством России, 32%-за правительством Якутии, 8%-за восьми районами алмазной провинции и 5%-за федеральным фондом военнослужащих).
В рамках федерализации «АЛРОСА» Росимущество стало владельцем 50%+1 акции алмазодобывающей компании, министерство по управлению госимуществом Якутии - 32% акций, восемь улусов Якутии - в совокупности 8% (
За 2009 год численность малоимущего населения в Якутии возросла на 3 %, чем за 2008 год и составила 21,8% от общей численности населения (
Второй бюджетообразующей отраслью республики исторически является угольная промышленность. В 2009 году всего добыто 7,15 млн. тонн, это значительно ниже, чем в 2008 году. Помните тяжелые 90-е годы прошлого века? Тогда в 1990 году было добыто 16,949 млн. тонн угля. Оценка исполнительной власти Якутии - за развал добычи угля «единица»!
Золотодобыча в долгие годы, в течение двух веков кормила население Якутии. В 2009 году Якутия всего добыла 18,5 т, на 3% ниже, чем 2008 году. В это время, уже в течение последних десяти лет стоимость золота в мире стабильно растет и 1 тонна золота к концу прошлого года стоила более одного миллиарда рублей. При этом мировая себестоимость добычи 1 т. золота не превышает 700 млн. рублей. Надо было только правильно организовать работу золотодобывающих предприятий: своевременно и без коррупций проводить аукционы месторождений, организовать ускоренную выдачу лицензий и других документов, выдать льготные кредиты, содействовать в завозе горюче-смазочных материалов и техники на местах работ, больше внимания обратить в добыче рудного золота и т.д. В республике такой организации работ было проведено недостаточно. В это время в России добыча золота в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличена на 3%, т.е. мировой кризис в добыче золота в России не повлиял. Следовательно, за упущения в организации добычи золота исполнительная власть Якутии получает следующую оценку «единицу»!
Большинство коренных жителей испокон веков себя и семью кормят за счет рыболовства. За 2009 год произведено товарной рыбной продукции на 86,9% к уровню 2008 года – 4,5 тыс. тонн. Заготовлено молока 99% к уровню 2008 года. Такие перспективные отрасли для сельских жителей как туризм и изготовление сувенирной продукции тоже провалены.
Таким образом, сельскохозяйственное товарное производство коренных жителей значительно сокращено, при естественном приросте населения в сельской местности. Статданные производства мяса не стала анализировать, т.к. там увеличение за счет ввода Нерюнгринской ПТФ: произведено 2,3 тыс. тонн мяса и субпродуктов 1 категории (1,9 раза больше уровня 2008 года. Проектная мощность НПТФ – 2,5 тыс. т. в год). При этом следует отметить, что сельскохозяйственная живность (КРС, лошади и олени) находятся в различных формах собственности у частников, поэтому коренные жители в кризисный год не стали слишком направлять на убой оленей, лошадей и скота, а стали сохранять их поголовье.
Неправильную социальную политику исполнительного органа власти республики за 2009 год можно охарактеризовать следующими данными: в городе Якутске квартплата при постоянстве количества и качества услуг увеличена на 33% к 2008 году и на 35% в январе 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года. Так, квартплата однокомнатной квартиры с общей площадью с балконом 36,6 кв.м., где проживает один человек, в декабре 2008 года реально составляла 1931 руб., в декабре 2009 года - 2499 руб., в январе 2010 года - 3471 руб.
При этом пенсия увеличена федеральной властью реально на 8% в 2009 году (стала 6500 руб.) по сравнению с 2008 годом (было 5985 руб.) и на 12% в январе 2010 года (ныне 7320 руб.). С республиканского пенсионного фонда пенсионерам дополнительно ничего не выделено, а официальная инфляция за 2009 год в России составила 14,1% (а в Москве Юрий Лужков пенсионерам выделяет дополнительно денежные средства). Еще для населения тариф на электроэнергию увеличен в 2009 году на 23%, по сравнению с 2008 годом. В этом году на 13%. Таким образом, инфляция намного превышает увеличение пенсии, а квартплата и тариф на электроэнергию становятся непосильными для большинства населения, поэтому оценка для исполнительной власти «единица»!
В «Отчете исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2009 год» в подразделе «Ценовая и тарифная политика» написана такая информация: «Платеж за жилищно-коммунальные услуги в 2009 году в Республике Саха (Якутия) на 1 человека в месяц составлял 1564 рубля и являлся одним из самых низких в ДВФО. Окупаемость платежами от населения также остается одной из самых низких в РФ – в 2010 году составит 43%, остальная часть дотируется из республиканского бюджета».
Из вышеизложенного следует, что нужна финансовая ревизия ЖКХ города Якутска и вообще республиканской системы ЖКХ, т.к. имеются расхождения в реальных платежах граждан с информацией чиновников. Такая ревизия при тандеме Штыров – Борисов толку не будет. Вот цитата из «Отчета…»: «Проведены (за 2009 год – Д.Н.) 123 контрольных мероприятия по целевому и эффективному использованию средств целевых программ, соблюдению бюджетного законодательства в муниципальных образованиях, финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, предприятий производственной и непроизводственной сферы республики и другим направлениям, в ходе которых были проверены 104,2 млрд. рублей. Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 4,25 млрд. рублей, из них подлежит устранению нарушения на 1,8 млрд. рублей». Вопросы есть?
Кстати, в документе нет информации, кто проверял. Скорей всего федеральные контрольные органы, а не Контрольный комитет Ил Тумэн и Главное контрольное управление при президенте РС(Я). Что такое «финансовые нарушения» и «подлежит устранению нарушения» в современном лексиконе чиновников?
Напишите по-русски: воровали или нет? Может маржу (откат) проверяющим не дали и это считается «подлежит устранению нарушения на 1,8 млрд. рублей». Как раз 2% получается от проверенной суммы. Ничего не понятно. Так у нас работает исполнительная власть республики, а низы не понимают замысел верхов.
Например, включаем местный канал телевидения. Одни песни и пляски, репортаж о вояже чиновников Якутии за счет местного бюджета в Южную Корею, при этом ни одного слова, как южнокорейцы работают и добились такой высокой производительности труда, а показывают, как поют якутские артисты в Корее, а В.Штыров рассматривает высокие здания как…президент Республики Саха (Якутия).
Следующий сюжет: В.Штыров в Москве проводит совещание по развитию Южной Якутии, ну правильно, его семья в Москве живет, а в Якутске приезжает как в командировку. Президент Якутии внедряет в России новый метод руководства регионом: по телевизору. Поэтому В.Штыров имеет квартиру в Москве с женой площадью 213,6 кв.м., в Якутске – 112 кв.м. Помните, в советское время, в эпоху начала гласности, советский народ негодовал Леонидом Брежневым, первым лицом Советского Союза – Генеральным секретарем коммунистической партии, что он с женой имели квартиру с площадью 115 кв.м., когда рабочим предоставляли по очереди всего на одного человека 8 кв.м. жилья. Хорошо стали жить, руководители регионов! Намного лучше, чем партийные боссы советских времен.
Исполнительная власть республики главным достижением реального сектора экономики называет увеличение на 3 раза добычи нефти в 2009 году, по сравнению 2008 годом – добыто 1,9 млн. т. нефти. Это достижение не Якутии, а федеральных органов власти за счет строительства и введения 8 октября 2009 года нефтепровода ВСТО с годовой производительностью 15 млн. тонн (расчетная полная производительность-30 млн.т. в год). Республиканская власть должна была контролировать реальное количество добываемой нефти, качество строительства и эксплуатации нефтепровода. В этом направлении ничего не было сделано.
Так, официальный сайт «Востокнефтепровода» 11 января 2010 года информировал интернет, что системой учета нефти системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) ОАО «Транснефть» в начале января был зафиксирован рубеж в четыре миллиона кубометров нефти, добытой на Талаканском месторождении. А сколько тонн нефти в 1 куб.м.? Она равна 820-905,5 кг., т.е речь идет от 3,3 до 3,62 млн.т. нефти. Куда ушла 1,5 млн. тонн нефти? Может, разлита? 20 января 2010 года был обнаружен огромный разлив нефти с нефтепровода ВСТО в 30 км от г. Ленска, на водосборе реки Лена. Официально компания «Транснефть» объявила о разливе 450 куб.м. нефти. Нефть разлили прямо в землю и места разлива назвали «амбарами». Наша исполнительная власть республики согласилась с «амбарами» «Транснефти» и даже похвалила за своевременную ликвидацию аварии. 10 февраля с.г. в Сковородинском районе Амурской области обнаружили разлив нефти опять с нефтепровода ВСТО.
Компания «Транснефть» признала разлив 6-8 куб.м. нефти опять в «амбарах». По информации местных жителей, нефть попала в водную среду реки Большой Невер. ОАО «Транснефть» успокаивает жителей Амурской области тем, что нефти в реке ниже нормы - ПДК. 16 февраля с.г. местные жители села Солянка Олекминского района Якутии обнаружили разлив нефти недалеко от берега реки Лена, где ВСТО переходит реку Лена. В течение 8 дней компания «Транснефть» факт разлива нефти отрицала и сейчас отрицает. Позже представитель Росприроднадзора признал факт разлива – 520 кв.м. (новости сегодня по радио НВК, по проблемам нефти и ВСТО будет отдельная статья).
Таким образом, исполнительной власти Якутии за 2009 год по работе со структурами нефтедобычи оценка - «единица»!
Подводя итог небольшого анализа работы исполнительной власти Якутии за 2009 год, Вячеславу Штырову и Егору Борисову, мой моральный долг не может выставить оценку более, чем – единица!!!
3 марта 2010 год.
г. Якутск.
Диана Николаева,
член Союза журналистов России.
----------
Обещанного три года ждут
Вместе с февралем в Якутии завершается массовый чиновничий «флешмоб», который именуется «отчетом органов исполнительной власти РС(Я) об итогах деятельности за 2009 г.».
Напомним, что в рамках таких отчетов группы госслужащих, возглавляемых первыми лицами республики, выезжают в улусы, чтобы встречаться с населением и рассказывать, как много и конструктивно они работали на его благо. По итогам таких встреч от населения принимаются пожелания и предложения, а работе правительства выставляется оценка. Как правило, это «хорошо» или «удовлетворительно».
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЫ
Отчет представляет собой толстый многостраничный документ, набитый как интереснейшими статистическими выкладками, так и дежурным словословием. Интересно, что ежегодно структура этого документа кардинально меняется в соответствии с политическими веяниями на федеральном уровне. В результате уже по одному оглавлению отчета можно судить о политических приоритетах в стране. В зависимости от того, что говорил действующий президент России в своем Послании, в отчете появляются новые разделы, пункты и термины. В этом году, например, отчет изобилует словосочетаниями вроде «модернизация экономики», «открытость власти», «инновационное развитие». Одним словом, всеми теми, которые так нравятся президенту Медведеву. Хотя отчитываются, вроде как, не перед ним…
ПЛАНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Отчитываясь о проделанной работе за истекший год, представители правительства делают основной упор на то, что удалось сделать. Чтобы не повторяться за ними (поскольку официально отчет доводится до максимально широкой аудитории всеми доступными правительству средствами, подразумевается, что наши читатели его уже слышали), мы решили подойти к его рассмотрению с другой стороны.
Мы решили посмотреть на те обещания, которые, отчитываясь в прошлом году, чиновники давали нам на 2009 г., но по разным причинам не выполнили. Для этого мы взяли предыдущий отчет (за 2008 г.) и выписали из него «обещательную» часть. А затем сравнили ее с тем, что было сделано.
Такой подход продиктован не столько желанием покритиковать, сколько намерением поднять вопрос «почему?». Ведь речь-то идет о вопросах и задачах, которые правительство республики само же провозгласило наиболее важными в 2009 г.
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
В 2009 г. государевы мужи обещали обеспечить «особый контроль (с применением выездных и коллегиальных форм проверки) за рассмотрением обращений граждан, в первую очередь содержащих факты нарушения законов, коррупции, злоупотребления должностными лицами служебным положением».
По итогам деятельности в прошлом году общественного Антикоррупционного комитета республики НИ ОДНО дело, с которым работал данный орган, не было не то что рассмотрено или проверено, хотя бы прокомментировано. Тишина.
Уход в 2009 г. в отставку сразу двух министров (по молодежной политике и сельскому хозяйству), подозреваемых в коррупции, не повлек официальных комментариев, не обозначил позицию правительства к данным вопиющим фактам. Более того, как мы писали в прошлом номере, несмотря на представления прокуратуры о необходимости устранить последствия нарушений, допущенных правительством с подачи отставных министров, последнее отказывается реагировать.
«Особый контроль» выразился и в том, что деятельность Министерства финансов республики по контролю за соблюдением законодательства в области закупок товаров и услуг для государственных нужд была признана неудовлетворительной. В чем министерство само же намедни и покаялось.
ДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В предыдущем отчете правительство республики обещало «сохранение объемов добычи полезных ископаемых на уровне 2008 года».
Увы, в 2009 г. правительство констатирует значительное снижение добычи угля. На 11 % сокращается объем добываемых алмазов. Сокращается объем добычи золота — с 19 с лишним тонны до 18,5 тонны (сокращение добычи более чем на пять центнеров золота в новом отчете именуется «незначительным»). После продажи оловодобывающих и сурьмодобывающих предприятий в частные руки добыча концентрата олова на территории республики прекращается полностью. Добыча сурьмы приостановлена.
Увеличение добычи идет разве что по нефти (в три раза) и газу (на 5 %). С нефтью все понятно — первую очередь ВСТО запустили, а что касается увеличения добычи газа, то этому способствует реализация программы газификации населенных пунктов республики. Потребление растет.
Тем не менее в целом обещание сдержать не удалось. Объективные причины, конечно, есть: финансовый кризис и «ухудшение мировой конъюнктуры». Хотя, например, по золоту мировая конъюнктура в прошлом году была куда как благоприятна. Об этом даже Путин Штырову в личной беседе пару раз намекал.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В 2009 г. правительство республики обещало в числе прочего две важные вещи:
1) разработку ведомственной программы по обеспечению экологической безопасности и экологическому сопровождению мегапроектов; 2) усиление государственного экологического контроля во взаимодействии с федеральными органами.
Увы, события, связанные с ВСТО, наглядно продемонстрировали, что эти обещания остались на бумаге. После разлива 18—19 января 2010 г. (!)
не менее 450 кубометров нефти во время планового ремонта нефтепровода под Ленском выяснилось, что не только собственные природоохранные структуры Якутии (например, Министерство охраны природы), но и территориальные управления федеральных органов не имеют достаточных полномочий для осуществления контроля за безопасностью этого, например, мегапроекта.
На состоявшемся на прошлой неделе расширенном заседании профильного комитета Ил Тумэна представители данных ведомств во всеуслышание заявляли, что пределы их полномочий ограничиваются подсчетом нанесенного ущерба.
Вот вам и экологическое сопровождение мегапроектов.
Организацию «полномасштабного экологического сопровождения строительства крупнейших инвестиционных объектов» на территории Якутии правительство записало в главные обещания на 2010 г. Но о придании ей статуса программы речь уже не идет.
МЕГАПРОЕКТЫ
Продолжая тему мегапроектов. В данном направлении основными обещаниями правительства были введение в эксплуатацию I этапа нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» и начало добычи угля на Эльгинском месторождении.
С первым прекрасно справились. Да и вообще трудно было не справиться, если обещание было выполнено до того, как его дали. Так, по словам генерального директора «***» Виктора Бронникова, эксплуатация первого этапа ВСТО началась еще осенью 2008 г. Что касается добычи угля на Эльгинском месторождении, то она так и не началась, потому что условий для вывоза добытого угля нет. Строительство железной дороги к месторождению (Улак — Эльга) продолжается.
Вскрытие объектов Эльгинского месторождения официально запланировано «Мечелом» на 3-й квартал уже этого года.
ДОРОГИ
В области транспорта обещаний было особенно много. Но для республики в целом наибольший интерес, безусловно, представляет железная дорога, которая должна избавить половину населенных пунктов республики от зависимости перед северным завозом.
В числе прочих, например, правительство намеревалось заниматься «продолжением строительства железнодорожной линии от Томмота до Нижнего Бестяха, работ по доведению до норм постоянной эксплуатации участка Беркакит — Томмот».
Спустя год оно отчиталось о том, что «начаты мероприятия по доведению его [участка Беркакит — Томмот] норм постоянной эксплуатации в соответствии с проектом». Получается, что в 2009 г. правительство «начало» работы, которыми «продолжало» заниматься год назад.
Примечание
Отметим, что участок Беркакит — Томмот пусть и не сдан в эксплуатацию, но является действующим участком железной дороги . Так, 13 февраля 2010 г. президент республики Вячеслав Штыров провел совещание, посвященное «железке», в пассажирском поезде, выехавшем из Томмота.
В 2009 г. правительство обещало также разработать особую программу «Строительство лесовозных дорог на территории Республики Саха (Якутия) на 2010—2014 годы», которая позволила бы значительно увеличить объемы добычи, переработки и экспорта лесоматериалов. Учитывая, что это одно из немногих производств, которое остается «чисто якутским» (все остальное — нефть, газ, уголь, золото — мы продали крупным частным компаниям), казалось бы, приоритет очевидный. Опять же лесовозные дороги могли бы развить слабую межулусную дорожную сеть.
Увы, данная программа так и не появилась.
В отчете правительства по итогам прошлого года скромно умалчивается также обещание обеспечить в 2009 нормативное финансирование межулусных дорог. Иными словами, предоставление денежных средств на дорогу — не по принципу «сколько наскребем», а по принципу «сколько положено по закону».
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В 2009 г. правительство обещало разработать и утвердить в новой редакции «Концепцию государственной национальной политики РС(Я)». Такой документ, направленный на укрепление мира, межнациональной гармонии и согласия в республике, был принят еще в 1995 г., однако со временем устарел, отстал от требований времени, не во всем соответствует федеральному законодательству и т. д. В 2007 г. Ил Тумэн поднимал вопрос о необходимости пересмотра концепции и принятия соответствующего закона, потому что «Якутия стоит на пороге социально-экономических преобразований, которые повлекут изменения в межэтнических, миграционных, экологических и иных процессах в республике». Из концепции должен был логическим путем вытечь закон республики «О национальной политике».
Но никакого решения в итоге так и не было принято. А потом про это обещание и вовсе забыли. Зато был принят некий План ***, который задавал тон работе государственных и правоохранительных структур с общественными организациями, национальными диаспорами и религиозными конфессиями. При публичном характере документа нам потребовалась масса времени и средств, чтобы этот план добыть и посмотреть. На концепцию он не тянет, поскольку основная суть его сводится к команде: «Бдить!».
Здесь разобран далеко не весь перечень обещаний, которые мы посчитали важными, но которые, к сожалению, не воплотились в жизнь. Поэтому тема отчетов, обещаний и их выполнений еще будет подниматься и в других материалах.
Виталий Обедин,
«Якутск Вечерний», 26.02.10.
ВДОГОНКУ
ЧТО ЗАБОТИТ НАСЕЛЕНИЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО
Помимо предложений, которые озвучивают представители населения на встречах с чиновниками (по итогам прошлого отчета таких было около 430), часть пожеланий граждане направляют в администрацию президента и правительства в течение года. В отчете говорится о том, что таковых было 2822 письменных и 1237 устных. Анализ пожеланий позволяет установить, какие проблемы в Якутии можно считать приоритетными.
Так вот почти треть всех обращений (29 %) связана с жилищным вопросом: переселение из аварийного и ветхого жилья, улучшение условий проживания и т. д., обеспечение жильем отдельных категорий граждан и т. д.
На втором месте стоит социальная защита (14 %): выделение адресной помощи, предоставление социальных пособий, оказание материальной помощи.
На третьем (почти 11 %) — вопросы жилищно-коммунального хозяйства. В основном речь идет о жалобах на низкое качество предоставляемых услуг.
Такая же «тройка лидеров» была выведена и в прошлом году: соответственно, 32, 12 и 8 процентов. К сожалению, это говорит о том, что приоритеты в обществе остаются прежними и решить основные проблемы, возникающие перед населением, пока не удается.
Жилье, социальная поддержка и обеспечение нормальной работы коммунального комплекса — вот три главные вещи, которые должны обеспечить власти Якутии, чтобы снискать всенародную любовь.