Горная цепь хребта Мяо Чан в центральной части Хабаровского края невелика по сравнению с исполинами Приохотья.
 
Самая высокая вершина не достигает и 1600 м. Несмотря на это, морфоструктура играет важную экологическую роль в окружающей экосистеме. Она является источником и хранительницей влаги горных рек Силинки, Хурбы и Хумули, защищая горные и долинные елово-пихтовые леса от холодных потоков сибирского антициклона. Сохранение темнохвойных формаций на крутых склонах в свою очередь бережет и сам Мяо Чан от разрушения. Когда-то мощный оползень, сорвавшись со склона, создал запруду. Так образовалось озеро Амут. Несколько столетий оно сверкает в изумрудной чаше кедрового стланика и островершинных елей. Амут - хрустальное око Мяо Чана.
 
Дальневосточный ученый Светлана Шлотгауэр на озере Амур
Дальневосточный ученый Светлана Шлотгауэр на озере Амур

 
Сначала к озеру шли пешком по бездорожью, с созданием пос. Горного и Солнечного, прокладкой дороги, комсомольчане, изнывающие от промышленного смрада, получили выход к таежному заповедному месту.
 
Жители Комсомольского и Солнечного районов, известные своей причастностью к туризму, берегли озеро и его окрестности, вскоре оно стало брендом Приамурья и всей страны.
 
За организацию памятника природы единодушно ратовали, как местные жители, общественные организации, так и научные учреждения. Конечно, и в соседних странах есть примечательные ландшафты, но нет таких царя Берендея елей в лишайниковых накидках. Мощные плети лишайника уснеи - приспособление к существованию в крайних условиях. Оно полезно, как дереву, так и споровому наезднику.
 
Постепенно доступность территории для равнодушного к природе элемента населения стала сказываться, озеро и его окрестности несколько утратили свой живописный вид, изредились ельники, над озером нависли курумы. Со студентом Комсомольского госуниверситета А. Коряновым мы стали свидетелями убийства токующего самца дикуши.
 
Под эгидой защиты лесов от вредителей была создана фирма, базирующаяся в краевом центре. Ангажированные «эксперты» дали добро на рубки в окрестностях озера Амут. Рубили живой древостой, сухостой остался на склонах вместе со своими жуками-древоточцами.
 
Нарушение дернины и верхнего слоя почвы на склонах сказалось на состоянии озера, хрустальное око Мяо Чана начало мутнеть.
 
Трагична судьба таежного рябчика-дикуши, который является «домоседом» пихтово-еловых лесов. Бореальные орхидеи, охраняемые Конвенцией СИТЕС и Красными книгами России и Дальнего Востока (калипсо, надбородник, седлоцветник и др.) вычеркнуты бездумным росчерком топора из соседних с озером лесов.
 
Несмотря на сильный антропогенный стресс Мяо Чан является туристической Меккой. Он востребован местным населением и его любят иностранные туристы. Пока не поздно необходима организация национального парка, центром которого может стать г. Чалба с комплексом ценных ландшафтов (оз. Амут и др.).
 
Светлана Шлотгауэр,
доктор биологических наук.
главный научный сотрудник лаборатории экологии растительности Института водных и экологических проблем ДВО РАН (Хабаровск),