А что мне остаётся в своей стране? Кроме кулуарных музыкальных посиделок, выступать для студентов и школьников, которых приведут в административном порядке. Настоящие учителя понимают важность таких встреч. Это будет как служение делу воспитания будущего поколения. Выступления в городах с переменным успехом, в зависимости от того, насколько местные организаторы имеют авторитет в творческих кругах и могут аккумулировать вокруг себя людей. Но выступления на полупустых площадках, заточенных под пьяные корпоративы, также тесные квартирники, библиотеки, куда калачом не заманишь, арт-пространства для детей и молодёжи, йога-студии, где их только кундалини интересует, не говоря уже про пивные пабы, - уже порядком начинает надоедать быть чужим среди своих. Ищи днём с огнём людей разумных, неравнодушных, которых интересует что-то больше, чем тусняки и работа по своей не совсем любимой профессии. Проще не зацикливаться на бесперспективной территории, проезжать транзитом долгий Транссиб, и остаётся только...
 
Зарубежье. Для нерусских ты человек с Марса, гость из загадочной страны. А для немногих русских - свой среди чужих. Сегодня только так. Развитие средств электронных коммуникаций увеличивает дистанцию для возможности живого энергообмена. Иначе, приехав в соседний регион, ты был бы гостем из другого мира. Но сегодня надо ехать на другой конец мира, чтобы быть дорогим гостем.
 
Неоднократно проехав страну из начала в конец, Россия остаётся для меня местом неразгаданным. Приходится искать себе точки опоры подобно тому, как в своё время автостопщики составляли базу вписок по всей стране. Но со вписками сейчас проблем нет. Проблема найти тех людей, для которых дело твоей жизни целиком соответствовало бы их собственным убеждениям. На сегодня больше всего таких единомышленников - из представителей Русской Православной Церкви. До недавнего времени обращаться именно туда с предложениями проведения концертов мне не позволяло чувство собственной недостойности, скажем так. Сегодня духовный кризис в стране не оставляет других вариантов.
 
В последние несколько десятков лет мир переменился настолько круто, что не только у целых музыкальных направлений вышло время, но и сама творческая деятельность в чистом виде уже изживает себя. Стабильно существовать, получать результаты, занимаясь любимым делом (если не делать из этого ремесла и не заниматься ничем побочным), можно лишь в том случае, если под этим есть философия жизни. Тогда музыка будет выступать инструментом в распространении философии. Люди, которые станут вас поддерживать, захотят черпать от вас дух и живой опыт. Тогда будет иметь значение всё, чем вы занимаетесь - это станет одним целым.
 
Искателям нужен реальный опыт и общение с теми, кто имеет большую реализацию. Прогрессивное творчество нужно прогрессивным людям. Творческий бунт против системы устарел. Стало понятно, что система в том или ином виде неизбежна и закономерна. Нужен конструктивный опыт принятия и трансформации, как менять жизнь, начиная с того места, где ты сейчас находишься.
 
Очень жаль, что в нашей стране идёт сплошная подготовка кадров на экспорт. Можно видеть лица талантливых молодых людей и осознавать, что самым лучшим из них здесь нечего будет делать. В конечном итоге они пойдут на экспорт не столько потому, что захотят лучшей жизни, а просто им нужна будет точка приложения своих усилий, чтобы был от этого какой-то толк. И это, к сожалению, не здесь у нас. "Страна-то необычная, страна неординарная - здесь каждое движение всегда нолю равно," - Тимур Шаов.
 
Многие лучшие уедут, чтобы реализовать свои таланты где-то там. Им вслед будет доноситься пожелание катиться к чёрту - не шибко рады, когда какой-то соотечественник выходит на серьёзный уровень. Они будут скучать по родине, но вся их зрелая активность уже не будет приносить плодов в родном месте. Сперва одна из столиц, потом зарубежье - обычно так.
 
Останется большая страна в перманентном безумии, в которой на протяжении веков ничего не меняется. Наслушаешься разговоров в поездах, когда какой-нибудь тёртый жизнью вахтовик будет рассказывать, сколько он зарабатывает и сколько пропивает (в сущности - половину). Он будет признаваться, что без понятия сам, зачем он живёт. А если ехать одним поездом с Москвы в Хабаровск, то очень заметна тенденция сменяющихся пассажиров - они быдлеют, чем дальше на восток, и в конце обычным делом можно наблюдать пьянку в вагоне. Всё это уходит глубокими корнями в необъятное прошлое. Ничего в сущности не меняется: нигилизм у молодых, пофигизм у старших. Много разглагольств пустых. Если вы считаете, что нет ничего святого, зачем вам тогда жить?
 
Полная картина упадка ценностей предстаёт, когда доводится заглянуть в места скрытые. В доме престарелых можно встретить людей образованных и мудрых - их списали туда, как ненужных. Наглядное сравнение с каким-нибудь отсталым Узбекистаном, где старость всегда ценилась. Стариков уважают, они имеют бодрый вид, проживая в горных аулах.
 
Вот тогда и находит состояние, когда становится решительно на всё пофигу. Все дальнейшие планы - только экспортные. Впрочем, желания нет совсем покидать родные места по одной причине: я здесь пишу песни. И всё-таки я питаю надежду отыскать очаги возрождения, на которые смогу опереться.
 
А какой я сам сделал вклад в дело возрождения и улучшения? Практически пока никакой. Смотря в каком масштабе. В основном я только треплю языком. Ну и разные мелочи, касающиеся только меня - снижение привязки к системе, отказ от атрибутов роскоши, уменьшение до предела списка вещей, которые мне необходимы для жизни и всей моей деятельности. К цивилизационным атрибутам всё больше начинаю относиться философски.
 
Я люблю делать забеги по Москве. Два с половиной часа у меня уходит на пробежку с окраины (Мытищи) в центр. Когда-то я думал, что жить в Москве дорого, а оказалось наоборот. А всё потому, что многие люди тут привыкли спускать деньги на совершенно ненужное - конечно, выйдет дорого. Среди бесчисленных магазинов я посещаю только те, что мне нужны, и не приобретаю ни одной лишней вещи, хотя перед глазами промелькнут сотни витрин. Макдональдсы использую в качестве отхожего места, если приспичит во время забега. А кто-то в этих всех фаст-фудах питается.
 
Но в целом это всё большой мир вторсырья, в котором теряется всё подлинное. И в этом есть проблема. Когда на вещевом уровне человек пользуется только всем готовым, то эта привычка переходит и на ментальную сферу - знания, информация поглощаются в компилированном виде. Поиски элементарной истины, первопричин затруднены за нагромождениями информационных конструкций. А поскольку сегодня за многими взрослыми (образованными!) чуть ли не сопли подтирают, то чего удивляться инфантильным рассуждениям о жизни, постоянным жалобам на правительство, экономику и всё на свете и нежелание в чём-либо разбираться.
 
Во многих городах сейчас наблюдаются такие характерные замещения, когда на территории бывшего завода возводят гипермаркет. Идёт планомерное превращение людей из рабочих в потребителей. В общественном транспорте растёт уровень обслуживания, и цена соответственно. Хотя мне в целях снижения постоянных дорожных издержек давно бы не мешало перемещаться на дальние расстояния каким-нибудь "телячьим" классом, но такие, видимо, уж все отменили. Сегодня только автостоп решает проблему снижения дорожных расходов.
 
Очаги возрождения культуры и духовности, всего живого и дерзновенного - это как пороховые погреба. На всё остальное уже смотришь, как на умирающий ствол сухого дерева, на теле которого пробиваются зелёные побеги. Когда я встречаю такие сообщества и общаюсь с этими людьми, то понимаю однозначно: мне приятно с ними, они-то мне и нужны.
 
К сожалению, все они слишком уязвимы. Многие появляются и исчезают. Из последних известных исчезновений - школа Щетинина. Отстоять не смогли.
 
Директор и основатель ушёл из жизни, и школу закрыли. Поддержки не хватило. Да и заменить человека такого масштаба просто некому. Зато подлить масла в огонь - запросто. Найдут обращение какой-нибудь одной неблагодарной выпускницы и растиражируют. Про всё хорошее промолчат. Тем самым создадут негативный образ школы, где совсем недавно воспитывали истинных патриотов, готовых к учёбе, труду и обороне. Проще всего такое дело объявить тоталитарной сектой.
 
Вот так и живёт сегодня большая печальная страна, гордится своим героическим прошлым, потому что сейчас особенно гордиться нечем. И вот ты пытаешься понять снова и снова: проблемы, которые испывает наше общество - классические вечные, или это черта только сегодняшнего времени?