Основные версии крушения военного истребителя в тайге у поселка Галичный продолжает отрабатывать военно-следственное управление ДВО. Расследование обстоятельств гибели 42-летнего летчика 1-го класса Владимира Соболева и причин падения СУ-27, пропавшего с экранов радаров в полпятого вечера 14 января во время первых минут планового учебного полета, находится на личном контроле министра обороны и командующего ВВС России.
Воронки быть не может
Информация, официально переданная федеральным СМИ о катастрофе, как отметили без ссылки нашему корреспонденту по телефону компетентные источники, не вполне соответствует реалиям. Ни одному журналисту, судя по всему, не суждено зафиксировать на видео «воронку размером 5 на 10 метров», о которой сообщил центральным телеканалам начальник управления пресс-службы и информации МО РФ Алексей Кузнецов. Возможно, поисковики на первом этапе просто могли ошибиться, приняв за воронку какую-нибудь большую яму среди таежного бурелома.
По утверждению уполномоченных сотрудников, работавших в минувшее воскресенье непосредственно на месте крушения в районе поселка Галичный, никакой громадной воронки в точке обнаружения фрагментов боевой машины нет и быть не может. Зато автору этого материала сообщили изложенную в служебных телефонограммах информацию, которую не отрицает ни один опрошенный эксперт. Истребитель, пролетев до 20 километров от города, буквально врезался под острым углом в лесную чащу на скорости примерно 1000 км/час. Фюзеляж прочертил корпусом вековые заросли на несколько сот метров, разбившись при этом по инерции на фрагменты об стволы 30-метровых деревьев.
В итоге поисковой группе удалось собрать для отправки на экспертизу лишь обломки фюзеляжной части кабины, «черный ящик» и некоторые останки пилота. Причем в первую очередь исследователям предстоит формально подтвердить на генном уровне их принадлежность телу старшего офицера ВВС. Этой процедуры не миновать, хотя именно Владимир Соболев поднял машину в воздух со взлетно-посадочной полосы КнААПО, известной как «аэродром совместного базирования на Дземгах». Самолету, которым управлял подполковник-асс при отработке фигуры высшего пилотажа на средних высотах, по предварительным данным, не хватило лишь малость для завершения маневра. Опытный испытатель, налетавший сотни часов, возможно, сблизился в этот раз с кронами на недопустимую дистанцию и при мгновенном контакте с ветками ничего не успел предпринять, даже нажать кнопку катапультирования.
Когда заговорят самописцы…
Очевидцев последних секунд рокового полета СУ-27 немного. Однако некоторые показания заставляют следователей отрабатывать дополнительные версии крушения – например, техническую неисправность и резкое ухудшение самочувствия Владимира Соболева. Впрочем, жители Галечного, над которым пролегают маршруты истребителей, давно привыкли к характерному гулу над головой и практически не обращают внимания на пролетающие «сушки». Среди опрошенных свидетелей оказался местный житель Валентин Кукавский, пиливший дрова в момент появления истребителя над поселком и обративший внимание именно на этот самолет. Его показания заставляют насторожиться, хотя и сводятся, по сути, к личному впечатлению (дословно): «Качая крыльями из стороны в сторону, он ушел за сопки и упал. Видно было, что с ним что-то случилось...».
Основная хронология поиска самолета и пилота с использованием малой авиации уже достаточно известна российским телезрителям, хотя военное руководство и ведомственные юристы пока лишь частично знакомят журналистов с самыми главными подробностями чрезвычайного происшествия. Следователь по особо важным делам Владимир Лымарь – пока единственный в Хабаровске источник от военно-следственного управления ДВО, уполномоченный освещать инцидент из Хабаровска. Но и он не в праве разглашать некоторые подробности до официальных выводов московского руководства. Владимир Васильевич обосновал ограниченность своего интервью еще и тем, что расшифровать информацию обнаруженного «черного ящика» в Хабаровске пока невозможно. Самописцы последнего поколения будут отправлены для дешифровки прямо на завод-изготовитель в европейскую часть России.
«Комар» не пискнул
Другие компетентные органы, отказывая в комментарии, ссылаются на особые указания комиссии МО о неразглашении нюансов катастрофы, а также тайну следствия по возбужденному уголовному делу (статья УК РФ «Нарушение правил полета и подготовки к нему»). Пока можно уточнить лишь некоторые факты, сообщенные официальными лицами дополнительно. После того как поисково-спасательные МИ-8, а также самолеты АН-12 и АН-26 зафиксировали с воздуха на второй день полетов место катастрофы, в 9.33 15 января по местному времени аппарат МО получил искомые координаты. Затем авангард специально подготовленных спасателей, проводивших буквально накануне учения по выживанию на лютом морозе, а также группа из 12 военнослужащих первыми добрались в район предполагаемого крушения.
В экстремальных условиях началась подготовка площадки для приземления группы экспертов, а вблизи падения СУ-27 начал обустраиваться временный штаб. В минувшую субботу на месте катастрофы в труднодоступной горно-таежной местности был разбит палаточный городок, где еще 18 января проводились регламентные мероприятия сотрудников военного следственного комитета по Комсомольскому гарнизону, представителей ВВС, при активном взаимодействии МЧС и тыловом обеспечении силами армейского подразделения. Оперативно предпринятые меры позволили посадить вертолет с группой специалистов 16 января и продолжать работу вплоть до 19.01.10. С этого момента на постоянной связи с руководством военно-следственного аппарата находился и следователь по особо важным делам военно-следственного управления ДВО Игорь Иванов, работающий на месте катастрофы с 16 января.
Температура в этой точке Приамурья опускалась в момент экстренных работ до минус 37 днем, а ночью крещенские морозы достигали 45 градусов. Глубокий снег сдерживал активное продвижение вглубь чащи. Поэтому в первую очередь пришлось устанавливать пункты обогрева и пробивать многочисленные тропы к местам возможного падения обломков. В то время еще оставалась надежда на то, что летчик жив. Ведь СУ-27 оснащены системой спасения пилотов высокой надежности, а летчики проходят курс выживания в экстремальных условиях. Но уже тогда настораживал факт молчания радиомаяка типа «Комар», предназначенного передавать в центр контроля точные координаты местонахождения пилота после катапультирования. Причины молчания средств объективного контроля, отправленных на исследование, также предстоит выяснять техническим экспертам.
Восемь крушений Су-27 за пять лет
18 января в Хабаровске готовились к встрече высокопоставленных военных юристов и представителей генералитета МО. Им предстоит довести до Генпрокуратуры и министра обороны окончательные выводы по очередному ЧП с военными самолетами, базирующимися в Комсомольске-на-Амуре. Между тем, авария и гибель пилота у Галичного не случайно подняли на ноги десятки дальневосточных и столичных военачальников. Ведь за последние полгода потеряно уже два истребителя, взлетевших с аэродрома «Дземги».
СУ-27, запущенные в серийное производство КнААПО с 1982 года, по-прежнему составляют основу истребительного парка ВВС страны, приняты на вооружение более чем в 10 странах мира и всегда позиционировались, как наиболее надежные боевые машины. Тем не менее, в минувшую пятницу все полеты этих истребителей в России решением главнокомандующего приостановлены до выяснения причин катастрофы. В январе под Комсомольском зафиксирован уже восьмой случай крушения СУ-27 за последние пять лет.
Юрий Ковалев,
Приамурские ведомости.
--------
см. также Крушение Су-27: Пилот пытался спасти истребитель
Большая реформа или большая ложь